Сергей Худиев

Сергей Худиев

Начало Страстной Седмицы совпало с терактом в метро, унесшим десятки жизней. Люди, ехавшие на работу, по своим обычным делам, внезапно столкнулись со смертью и увечьями. Чего хотели добиться те, кто спланировал и осуществил это преступление? Мы можем только догадываться; возможно, показать своим спонсорам, что они способны на активные действия и их стоит продолжать финансировать. Потому что организаторы терактов отнюдь не торопятся к гуриям, но живут неплохо, как преуспевающие предприниматели, и намерены поддерживать свой бизнес на плаву.

Другое дело сами «шахидки» — они, очевидно, были искренне уверены, что совершить самоубийство, убив при этом десятки случайных людей, значит обеспечить себе гарантированное попадание в рай. Было ли это искренним убеждением или чем-то принятым под давлением, в результате промывки мозгов? Грань между тем и другим часто оказывается нечеткой — и в тоталитарных сектах, и в тоталитарных диктатурах работает определенная комбинация принуждения и убеждения, при которой человек постепенно начинает воспринимать навязанные ему убеждения как свои, и, первоначально побуждаемый страхом быть убитым, потом приходит в такое состояние, когда уже готов добровольно умереть за «правое дело». Это немного похоже на «стокгольмский сидром» — ситуацию, когда заложники начинают «добровольно» поддерживать «правое» дело своих захватчиков.

Едва ли стоит видеть в этом что-то специфически «исламское» — секты вроде «Ветви Давидовой» или «Народного Храма» принуждали людей совершать убийства и самоубийства, размахивая Библией, а не Кораном; а светские тоталитарные идеологии сгубили гораздо больше народу, чем любые секты, вместе взятые.
Являются ли эти люди жертвами своей веры? В каком-то смысле можно сказать, что да, они — жертвы ложной веры. Но вернее сказать, что жертвой обмана и манипуляции человека делает не вера, а ее отсутствие. Вера, о которой говорит Священное Писание, делает человека напрямую принадлежащим Богу — и потому свободным. Как говорит об этом Христос, «и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:32)».

Христос приходит, чтобы освободить человека от пут, от цепей, с которыми сам человек уже почти сросся. Человек страдает в руках поработителей — и духов злобы поднебесной, и дурных обычаев, и ложных верований, и других людей, и, как заложник, страдающий «стокгольмским синдромом» он заставляет себя верить, что так и нужно, что дело его поработителей — правое, или, по крайней мере, лучшее, что ему остается делать — это признавать его правым, потому что деваться некуда.

Хотели ли «шахидки» умирать? Не думаю; просто те, кто послал их на дело, убедили их в том, что у них нет другого выбора, что они не могут свернуть с дороги, на которую их поставили. И, раз это так, остается уверять себя, что нажав кнопку, окажешься в раю.

И Христос приходит, чтобы дать всем свободу — мы ничего не должны духам злобы, мы ничего не должны религиозным или политическим манипуляторам, мы принадлежим Христу, у нас есть Господь, поэтому мы можем отклонить притязания всех остальных на господство над нами. Терроризм — это метод, предполагающий широкое манипулирование. Начиная с манипулирования самими «шахидками», но не только ими — терроризм направлен на манипулирование СМИ и общественным мнением. Уже слышно, как одни предлагают понять, что нужно террористам, дать им это, и они перестанут нас убивать; другие обвиняют во всем власти; третьи заходятся в проклятиях по адресу мусульман. Все это предсказуемая реакция, более того, именно эту реакцию террористы и стремятся вызвать. Им нужно, чтобы мы боялись и искали, как бы их ублаготворить; им нужно, чтобы мы обвиняли друг друга, и, уж конечно, им нужно, чтобы мы ненавидели наших соседей-мусульман, буквально выталкивая их в объятия самих террористов.

Можно ли не быть манипулируемым? Да. Для этого нужно повиноваться нашему Господу. У нас есть центр, из которого мы получаем инструкции; у нас есть ставка, распоряжениям которой мы повинуемся; у нас есть Господь, воли которого мы ищем в любой — особенно трудной и напряженной — ситуации. Поэтому христианин не должен смотреть на ближних своих со страхом, или с яростью — он должен с доверием смотреть на небо, где Христос сидит одесную Бога, и задаться вопросом «что повелишь мне делать, Господи?» «Что могу сделать для испуганных и озлобленных людей вокруг меня?»

И ответ ясен с самого начала — любить людей и проповедовать Евангелие. Как проповедовал его священномученик Даниил Сысоев. Это битва и по-настоящему опасна, и изнурительна, и требует напряженной борьбы, прежде всего, со своим собственным страхом и яростью — но мы призваны вести именно ее. Мы воины Христовы, а не чьи-то еще.

Террористы, и их вдохновитель, «лжец и человекоубийца от начала», хотят, чтобы мы боялись и ненавидели; но мы не будем делать то, что от нас хотят они. Мы будем делать то, что от нас хочет Господь.

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.