100 лет храму Серафима в Донском: церковь – крематорий – церковь

|
15 июня в Донском монастыре в Москве торжественно отметили столетие храма святых Серафима Саровского и Анны Кашинской на Новом Донском кладбище. Историей храма заинтересовался корреспондент «Правмира».
100 лет храму Серафима в Донском: церковь – крематорий – церковь
Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид

В начале XX века

Решение об устройстве на землях Донского монастыря кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы.

Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один – подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы.

Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской Современный вид

Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид

Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году.

Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской, некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей.

Чертежи строящегося храма. 1903 год

Чертежи строящегося храма. 1903 год

Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после – нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года.

Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М.С.Кузнецова, а иконы для них писались здесь же – в иконописной мастерской монастыря.

Эскиз внешнего облика строящегося храма. 1903 год

Эскиз внешнего облика строящегося храма. 1903 год

Превратить храм в… крематорий

В 1918 году земли Донского монастыря были конфискованы. И если на старой территории монастырская жизнь продолжалась вплоть до середины 1920-х годов и некоторое время функционировал антирелигиозный музей, благодаря которому удалось в целом сохранить архитектурный ансамбль, на бывшем монастырском кладбище новая власть хозяйничала вовсю.

В середине 1920-х годов было решено переоборудовать Серафимовский храм в крематорий. В объявленном конкурсе приняло участие несколько проектов, однако лучшим был признан вариант перестройки, предложенный Дмитрием Петровичем Осиповым.

План храма и подземной усыпальницы. 1903 год

План храма и подземной усыпальницы. 1903 год

Согласно этому плану, основной объём храмового здания оставался без изменений. Подлежала сносу колокольня, вместо которой возвели бетонный параллелепипед; наиболее сильной перестройке подверглась западная стена со входом.

Перегородки и склепы в нижнем храме также были разобраны. (Все имевшиеся к тому времени захоронения перенесли оттуда в некрополь Донского монастыря на старой территории). В восточной части нижнего храма установили печь, а весь верхний переоборудовали под ритуальный зал и колумбарии.

Строящийся крематорий. 1920-е годы

Строящийся крематорий. 1920-е годы

Общество… распространения кремации

Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».

Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.

Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием

Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря. За горизонтальной стеной – новая территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием.

Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников» и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».

Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова.

Интерьер алтарной части в 1980 году

Интерьер алтарной части в 1980 году

И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е – с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях – из опасения эпидемии.

В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.

Захоронение жертв политических репрессий 1937-1943 годы на Новом Донском кладбище. (Современные индивидуальные таблички поставлены родственниками погибших)

Захоронение жертв политических репрессий 1937-1943 годы на Новом Донском кладбище. (Современные индивидуальные таблички поставлены родственниками погибших)

Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.

Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на Новом Донском кладбище. (На стенах – фамилии похороненных здесь бойцов, списки до сих пор уточняются и пополнются).

В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.

Снова храм

В первые годы жизнь монастыря была настолько сложной, что ресурсов на поддержание сразу старой и новой территории не хватало. Поэтому первые работы по приспособлению Серафимовского храма для богослужебных нужд были проведены лишь в конце 1990-х.

Здание крематория (начало 1990-х годов)

Здание крематория (начало 1990-х годов)

Тогда в нижнем храме были демонтированы печи, разобран венчавший крышу бетонный параллелепипед и устроена небольшая колокольня в западной части здания. Западная стена перестроена с частичным восстановлением исторического облика.

Крестный ход вокруг здания (конец 1990-х годов)

Крестный ход вокруг здания (конец 1990-х годов)

В самом помещении храма убрали перенесённый сюда некогда из лютеранской церкви орган, установили иконостас и декоративную перегородку, отделяющую помещение храма от колумбариев, которые до сих пор сохраняются в пристройках советского времени.

Первые службы (конец 1990-х)

Первые службы (конец 1990-х)

С начала 2000-х в храме проходят регулярные богослужения, и вот уже несколько лет – крещения и венчания. Захоронения из храмовых приделов, хоть и почти не видные за перегородкой, постепенно продолжают переносить. Подготовлен проект реставрации, который поможет вернуть храму былую красоту.

Разборка венчающей части крематория (конец 1990-х годов)

Сегодня, сто лет спустя после первого освящения, на торжественную храмовую литургию с удивлением поглядывает из-за перегородки Дмитрий Петрович Осипов. По иронии судьбы, автор проекта превращения храма в «комбинат прогрессивного погребения» похоронен здесь же; теперь мимо его бюста священники идут в алтарь. Что он об этом думает, – Бог весть.

Бюст Д.П.Осипова

Бюст Д.П.Осипова

В храме

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Одно из последних интервью - журналисту Катерине Гордеевой
В этой истории настолько плохо все, что есть сомнения в ее реальности
Иконописец Александр Солдатов – о благовестии красотой, смыслах иконы и храме в Беслане

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: