Исцеление слуги сотника: Какую веру искал Христос?

Исполнение постов, посещение богослужений, вычитывание молитв – что из этого лучше всего приближает нас к Богу? Не забыть бы главного, без чего всё перечисленное теряет смысл. Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Матфея, Глава 8; Стихи 5-13: 

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

Исцеление слуги сотника – это ситуация, которую можно сравнить с жгучей пощечиной, которую дал Христос всем окружавшим его иудеям.

Кто такой сотник? Это римский военачальник, то есть представитель оккупационной власти.

С религиозной точки зрения, он даже не прозелит, он просто обычный язычник, то есть человек, с которым для еврея не то что нельзя общаться, а категорически запрещено.

И вот этот римский военачальник, человек иной веры, враг народа во всех отношениях, обращается ко Христу с просьбой исцелить своего слугу.

Мы часто встречали в Евангелии, что исцеление происходило при том или ином виде контакта Христа с исцеляемым человеком – будет ли это прикосновение, возложение рук или какое-то, например, помазание глаз, как мы видели в случае с исцелением слепого.

Здесь же ситуация становится совершенно новой. Сотник, выказывая уважение и почтение к еврейскому пророку, говорит: «Тебе не надо идти ко мне домой, но скажи только лишь слово, и мой слуга исцелится».

Услышав такое заявление сотника, Спаситель изумляется: во всём Израиле он не встретил такой веры. Далее Христос говорит: «Истинно говорю вам, многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства будут извержены вон».

Что означают эти слова? Это пророческое свидетельство того, что веру во Христа примут язычники. Как могла такая ситуация произойти, в принципе, что у человека, который находился за пределами подлинной религиозности, вера оказалась крепче и сильнее, чем у самых благочестивых евреев?

Иногда нам кажется, что вера – это лишь некая установка сознания о принятии тех или иных истин как абсолютных ценностей, не требующих доказательств. На самом же деле вера – это, прежде всего, горение, это огонь. А показатель того, что огонь есть – теплота.

Когда у верующего человека вокруг него не разливается никакой теплоты, значит, есть серьезные проблемы с верой этого человека. И наоборот, иногда приходится встречать среди людей, казалось бы, далеких от веры, от христианских ценностей, такую искреннюю доброту, такую отзывчивость и готовность помогать людям без различения званий, способностей, талантов, что удивляешься – неспроста у этих людей рождается теплота. Это именно те самые сотники, которые внешне, находясь далеко за пределами истинной Церкви, по сути, давно находятся уже внутри нее.

Помоги же нам, Господи, не забывать возгревать в себе огонь веры, чтобы не оказаться нам некогда посрамленными рядом с теми, у кого этот огонь веры горел вне зависимости от его внешней принадлежности к той или иной вере.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: