«В
В поселке не было ни одного репетитора, но Женя мечтал о Питере. Юля никому не рассказывала, что собирается в МГУ, ей бы все равно не поверили. Рамиля боялась подавать оригинал аттестата, но в последний момент рискнула и поехала в столицу на такси за 800 километров. Как поступают в топовые вузы ребята из регионов — в материале «Правмира».

Семь месяцев без сна

Евгений Бобин, пгт Уруша (Амурская область), поступил в СПбГУ в 2022-м:

— В моей деревне мало работы и развлечений для молодежи. Здесь даже нет банальных кафешек или театров. Только совсем недавно стали появляться мини-маркеты, а раньше были одни магазины с кассирами. То есть деревня в буквальном смысле слова, где нет ни-че-го. Конечно, оставаться здесь не хотелось.

Последние три года я был активистом «Российского движения школьников», часто ездил в разные центры, например, в «Океан» и «Орленок», знакомился с ребятами из Питера и Москвы. Уже тогда думал: «Как было бы круто туда перебраться». Друзей оттуда становилось все больше, в школе я общался с двумя-тремя одноклассниками, потому что с остальными не совпадал в интересах и ценностях. 

Евгений Бобин

Поступать собирался на медиаком в ВШЭ — там сборная солянка всего, что мне нравится: фотография, видеорепортажи, тексты, копирайтинг… Но это направление есть только в Москве, и туда нужно сдавать литературу и английский. 

У нас в поселке вообще нет репетиторов, да я к ним и не хотел. Еще в 10-м классе мой одноклассник посоветовал бесплатный вебинар по истории в одной онлайн-школе. Мне очень понравилось, я купил курс на месяц. В 11-м записался в другую онлайн-школу по литературе, русскому и английскому, проучился там до ноября и осознал, что мне не нравится подход, а литературу я не понимаю и не люблю. 

Нужно было срочно что-то делать, я отказался от литературы и решил сдавать историю, обществознание, английский и русский, чтобы поступить в СПбГУ. Вернулся в свою предыдущую онлайн-школу — и там готовился с ноября по май. В январе увидел, что на английский времени не хватает, поэтому его тоже отбросил. 

Я знал, на что я иду, и сразу себя мотивировал: «Женя, если ты сейчас не будешь готовиться, ты никуда не поступишь».

Даже когда друзья звали гулять, я отказывался и каждый раз говорил себе: «Пока они не готовятся и гуляют в Уруше, я готовлюсь, чтобы потом гулять в Питере».

Но звали редко, так что я ничем сильно не жертвовал. У меня над рабочим столом висела фотография главного корпуса СПбГУ и картинки с желаемыми баллами: 100 по истории, «общаге» и русскому.

Конечно, были бессонные ночи, часто школьные домашки я не делал или делал на подоконнике за 15 минут до урока. Копились долги и проблемы. Например, нам задавали учить стихи, а я не учил, и потом все вскрылось. Я пытался объяснить родителям, что красный аттестат мне никак не поможет, он дает три балла, а ЕГЭ — триста. Но в итоге в аттестате у меня все равно одни пятерки. 

С ноября навалилось очень много вебинаров, потому что я был на догоняющем потоке, пришлось за два месяца изучить программу четырех. Это было безумно сложно, и в середине декабря я словил выгорание: где-то неделю ничего не делал и просто смотрел фильмы Marvel. Все остальное время до конца года была плодотворная подготовка, но я практически не спал. Занимался иногда до трех-четырех утра, а потом просыпался за 20 минут до школы.

В марте произошла трагедия, у нас в семье погиб человек, это сильно ударило по моим нервам. Но меня очень поддержали наставницы в онлайн-школе. Они убедили, что надо продолжать. Конечно, я дошел до финала.

Русский сдал на 91. По истории вышло 100, по «общаге» — тоже. Узнав об этом, я расплакался от счастья, потому что последнее задание по «общаге» писал бегом, за две минуты до конца экзамена. Такие баллы я получил благодаря онлайн-школе и собственной усидчивости. Если бы готовился сам, сдал бы в разы хуже. Мне было бы лень искать информацию в учебниках, я хотел получить уже готовую теорию и домашние задания, которые потом проверят наставники. 

Документы я подал в СПбГУ на рекламу и связи с общественностью. Сначала был где-то на 50-м месте, а это не бюджет. Но я звонил в приемную комиссию и говорил, чтобы они держали меня в курсе, потому что я очень сильно хочу к ним. В итоге проходной балл опустился до 280, и я поступил. 

Очень рад, что выбрал Санкт-Петербург и прожил здесь уже почти год. Мне все безумно нравится. Это уютный и компактный город с красивой архитектурой, плюс я люблю влажный климат. Из поселка реально можно уехать, просто нужны желание и цель, которую ты хочешь достичь. Я шел к своей каждый день. 

От уличного музыканта до бизнес-аналитика в «Тинькофф»

Константин Юрахно, Чудово (Новгородская область), поступил на совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ в 2021-м:

— Обычно экономика в школах начинается с 10-го класса, но я увлекся ей на два года раньше. У меня есть старший брат, как-то ему предложили поучаствовать в олимпиаде — он смог поехать на областной этап и даже занял там место. Экономика его заинтересовала, он стал заниматься сам и помаленьку подтягивать меня. Оканчивая школу, подкидывал мне разные книжки. 

В 8-м классе я лучше всех написал районную олимпиаду. В следующем году добрался до областного этапа и занял первое место.

В 10-м начал ездить по разным перечневым олимпиадам и там познакомился с ребятами, которые целенаправленно готовились к Всеросу. Они посоветовали разные ресурсы, в том числе один курс на YouTube — я его прошел (тогда еще он был бесплатный) и почувствовал себя гораздо уверенней. Но тогда из-за ковида заключительный этап Всероса отменили, призерство дали всем 11-классникам, а мы остались в пролете.

Дальше я готовился по курсам от онлайн-центра, который, считаю, и довел мою базу до такого уровня, чтобы я мог спокойно понимать все задачи и соревноваться наравне с ребятами из сильных школ. Наконец в 11-м классе я стал призером Всероса — это значило, что можно поступать в любой вуз без экзаменов. 

Константин Юрахно

Вообще в последние три года школы у меня почти все время занимали математика, экономика и музыка — я играл на скрипке и фортепиано. Было время, когда я перестал ходить в школу и с утра по восемь часов каждый день нарешивал два варианта Всероса: прямо засекал по таймеру. 

Уехать было целью номер один. Я из маленького города, здесь живет около 15 тысяч человек.

Хотелось начать новую жизнь, завести интересное окружение.

У меня были хорошие перспективы в Питере, там учился мой брат. Но, по его ощущениям, это не такой оживленный и энергичный город, как Москва, поэтому мы решили, что лучше поступать в Москве.

Так как я из небогатой семьи, денег мне почти никогда не давали. У меня была пенсия по потере кормильца, 10 тысяч, на которую я в большей степени и жил. Постоянно искал какие-то подработки. Еще у себя в городе я работал официантом. Летом после 11-го класса в Питере играл на скрипке, причем зарабатывал достаточно хорошо, около 500 рублей в час. 

Когда приехал в Москву, первые полтора-два месяца просто адаптировался. У меня было накоплено немного денег, и я не нуждался. Но потом деньги стали заканчиваться. Я попробовал раздавать листовки, мне это максимально не понравилось. Потом вышел на улицу играть на скрипке, но простоял час или больше, и мне никто ничего не дал. Расстроенный ехал назад, решил поиграть в электричке — никогда так не делал, а тут осмелился. В час вышло около 1000 рублей. Так я первый год и зарабатывал. 

Сейчас учусь и работаю бизнес-аналитиком в «Тинькофф». Идея устроиться на работу появилась в начале второго курса, я стал сам изучать язык программирования Python и матстатистику, которая должна была быть только в следующем семестре. Собственно, это основные навыки, которые нужны для собеседований на стажера. Еще пригодился язык SQL, но он простой, его можно изучить недели за две. 

В конце февраля я начал ходить по собеседованиям. Тогда же к нам в университет пришли из «Тинькофф» и сами за один день провели два: техническое и бизнес. Так я попал в команду. Совмещать работу с учебой пока получается, в первую очередь потому, что два курса я изучил заранее. Сессию закрыл без неудовлетворительных оценок. У нас 10-балльная система, я все сдал на 6+. Но было очень сложно, все равно времени не хватало. 

Как по мне, сейчас высшее образование, особенно в экономической сфере, не слишком важно. Больше нужны хорошее логическое мышление, умение искать причинно-следственные связи и насмотренность на то, как можно решать те или иные проблемы. А универ дает связи и, скажем так, настрой на жизнь.

Я понимаю, что, если бы учился в другом месте, вокруг меня не было бы столько мотивированных ребят: уже сейчас однокурсники, около 20 человек из 80, работают в других компаниях. Не видя таких примеров, я бы, наверное, просто гулял с друзьями и ничего не достигал. Главный способ вырасти в своих компетенциях — это работа. Поэтому и оставшиеся годы бакалавриата буду делать упор именно на нее. 

«Из 6500 абитуриентов я была 875-я»

Рамиля Халиуллина, Алатырь (Республика Чувашия), поступила в МГЛУ в 2022-м:

— До переезда в Москву я жила в маленьком городе с населением около 30 тысяч человек. Там не так много мест, где молодежь может проводить время. Что касается образования, есть два колледжа и филиал местного государственного вуза. Кто-то из молодых людей остается, но многие уезжают в города покрупнее.

О поступлении в Москву я задумалась еще после 9-го класса, когда приехала сюда с мамой в гости к тете. 

Мои родственники из столицы говорили: «Рамиля, поступай сюда!», а я с улыбкой кивала в ответ и не верила, что такое возможно.

Но я точно знала, что не хочу поступать в региональный вуз, и присмотрела Московский государственный лингвистический университет — лучший иняз страны. Боялась рассказывать об этом кому-то, кроме семьи. Вдруг не получится пройти? Тем более, я рассматривала только бюджет. Мама поддержала, до сих пор помню ее слова: «Если не в Москву, то куда?»

К ЕГЭ я начала готовиться еще с 8-го класса, пошла к лучшему в своем городе репетитору по английскому: занималась с ней два раза в неделю, но много делала и сама, в том числе общалась с носителями по видеосвязи. Даже 80% песен, которые я слушала, были на английском.

К репетитору по «обществу» пошла только в последний год. До конца школы выигрывала и занимала призовые места на олимпиадах по своим профильным предметам. Потом настал момент икс — ЕГЭ. Русский язык я сдала на 91, обществознание — на 90, английский — на 94. Не то чтобы я радовалась таким результатам, но они меня устраивали. Тем более, у меня была золотая медаль. 

Рамиля Халиуллина

Страшнее, чем сдавать ЕГЭ, было только отслеживать свою позицию в списке и ждать приказов. Мой университет опубликовал тот самый список только в конце июля: из 6500 абитуриентов я была 875-я. В тот момент я даже не могла понять, хорошо это или нет, а мама била тревогу, боясь, что я не пройду. Мы долго думали, отвозить ли оригиналы документов в Москву или выбрать запасной, но более надежный вариант. 

Но когда количество бюджетных мест на моем направлении увеличили, мы обе решили рискнуть. Пока раздумывали, осталось совсем мало времени до последнего дня подачи оригиналов — 3 августа. Мы обнаружили, что никак не можем купить билеты в Москву на нужную дату: ни на автобусы, ни на поезда их уже не было. В последний момент вызвали такси, отдав кучу денег — мой город находится в 800 километрах от Москвы. Мы приехали вовремя и отдали оригиналы, оставалось только ждать.

Вернувшись домой, я начала мониторить списки, считая абитуриентов, стоящих в рейтинге выше меня и подавших согласие. Длилось это до 17 часов. 9 августа вышли приказы о зачислении: из 195 бюджетных мест я была на 92-м. А если бы мы не рискнули? Я бы упустила такую возможность…

Мне было не страшно уезжать. Правда, позже я начала сильно скучать по дому, и это продолжалось несколько месяцев.

Сейчас живу в коммерческом общежитии. Радует, что в Москве у меня есть родственники, которые помогают и словом, и делом. Я почти привыкла сама рассчитывать свой бюджет, готовить, стирать и так далее. 

Только что окончила первый курс, за этот год очень много всего успела. Я не только учусь, но и занимаюсь танцами и выступаю на концертах (иногда даже веду их). Пока планирую и дальше активно участвовать в жизни вуза и, наверное, взяться за третий иностранный язык. Не скажу какой, пусть это побудет секретом. 

Ломоносовская олимпиада и пятое место по России

Ярослав Богдан, станица Шкуринская (Краснодарский край), поступил в МГУ в 2022-м:

— В моей станице живет примерно пять тысяч человек, есть две школы, два детских сада, больница, туберкулезное отделение, в центре много мелких магазинов, церковь. 

Особых развлечений нет, по вечерам люди могут собираться на рынке и выпивать. Все свободное время я проводил либо в доме, либо помогал родителям по саду и огороду. 

Идея поступить в МГУ появилась в 10-м классе, а до этого я просто занимался тем, что мне нравится — биологией и химией. Биологию полюбил еще до школы — мои родители сами учились на биофаке и вообще мы очень часто выбирались на природу. У меня была коллекция насекомых, я выращивал растения в своей песочнице, любил играть с птицами. 

Потом я пошел в школу, со второго класса участвовал в олимпиадах по математике: сначала несерьезных, а потом во Всеросе. С 5-го класса список олимпиад увеличился: математика, биология, русский, география. Одновременно мама начала мне выписывать учебники из лицея «Авангард» по математике, регистрировала на всякие онлайн-олимпиады по физике, курсы от центра детской одаренности нашего края, но результаты пока не впечатляли.

В моем понимании детство у меня еще как было. Никто меня насильно учиться не заставлял.

Я играл в компьютер после школы, смотрел телевизор, пока делал домашку. Не сказать, что сильно напрягался — ботать начал около 7-го класса. 

Я своеобразный человек, со своими интересами, которые мало кто разделяет. Да, ходил на секцию футбола или играл в него с двоюродным братом, но это не приносило большего удовольствия, чем погружение в себя, когда ты что-то изучаешь. В общем, я любил запираться в себе и веселиться где-то глубоко внутри. 

Ну а после 8-го класса начались поездки в разные лагеря, на смены, образовательные программы, и там уже встретились люди, более похожие на меня, которые тоже получают кайф от учебы и с которыми я мог быть самим собой. Можно сказать, что первые настоящие друзья у меня появились именно в тот период. Тогда же, в 8-м классе, я полюбил химию.

Ярослав Богдан

В 9-м вышел на региональный этап Всероса сразу по биологии и химии. Брат, который к тому времени уже несколько лет учился в МГУ на факультете фундаментальной медицины, привез мне несколько учебников и помогал готовиться. Он сам был абсолютным победителем Ломоносовской олимпиады и еще кучи перечневых, трижды призером Всероса (а сейчас учится в ординатуре).

Занимался я не слишком много — может, пару часов в день, поэтому и результат был не очень высоким. В то же время мама записала меня на курсы по математике и физике от МФТИ, и я уделял им очень много времени.

На следующий год стал еще больше участвовать в олимпиадах и зимой прошел на региональные этапы Всероса по биологии, химии, географии, математике и физике, а еще писал перечневые олимпиады.

Лучше всего у меня получилась биология, и я прошел в «Сириус» на биологическую смену. Там я встретил много классных преподавателей из МГУ, СПбГУ и других университетов России, познакомился с олимпиадниками из всех уголков страны.

В конце смены проводилась небольшая олимпиада, по которой я ничего не занял, поэтому понял, что нужно ботать дальше. Там же загорелся желанием поступить в МГУ на кафедру микробиологии после лекции от Елизаветы Бонч-Осмоловской (микробиолог, доктор биологических наук. — Прим. ред.). 

Сразу после «Сириуса» я начал учиться по 5–8 часов в день и к середине 11-го класса прошел на региональные этапы Всероса по биологии, химии и географии. По всем трем предметам стал одним из победителей, а по биологии прошел на заключительный этап. Я продолжал работать, у меня были большие надежды, но там я занял лишь 76-е место из 94 человек, отчего очень расстроился. Но рядом были люди, которые смогли поддержать, и я продолжил заниматься своим любимым делом, но уже без цели, а в свое удовольствие. 

Перед Всеросом я участвовал во многих перечневых олимпиадах по биологии и химии, по половине из них я прошел на заключительный этап, но главной целью на тот момент был Всерос, поэтому я оставил их как запасной вариант. Как оказалось — не зря. По Всесибирской олимпиаде по химии я стал призером, по Ломоносовской — победителем, заняв пятое место в России. Благодаря этому мог поступить в МГУ на биофак без вступительных экзаменов при условии, что сдам ЕГЭ выше 75 баллов (в итоге набрал 89).

Учеба в МГУ мне нравится. Во всех предметах нахожу что-то интересное, с удовольствием слушаю лекции. Но здесь нужно много рисовать, а так как я рисую медленно, приходится уделять этому дополнительное время, чтобы успеть к зачету (поэтому за последний год я не спал по ночам раз пять только из-за дорисовывания). Материал довольно трудный, но освоить его возможно — поэтому за две сессии у меня всего одна четверка, остальное сдал на отлично. 

«Я не говорила, куда хочу поступать. Все равно бы никто не поверил»

Юлия Алёхина, пгт Вершина Тёи (Республика Хакасия), поступила в МГУ в 2021-м:

— В нашем поселке живет всего три тысячи человек. Мне очень хотелось поступить в Москву или Питер — я понимала, что там будет совсем другой уровень жизни. Ни я, ни родители никогда не рассматривали вариант, что я останусь в Хакасии. На крайний случай поехала бы в Новосибирск.

Я мечтала о Высшей школе экономики, о международных отношениях, например, в МГИМО. Только в феврале остановилась на МГУ, на факультете госуправления и юрфаке.

Поступить казалось реальным, я начиталась интервью студентов — это абсолютно обычные ребята.

К тому же в моей онлайн-школе были наставники — тоже студенты топовых вузов, они помогают тебе, говорят, что все возможно. Естественно, когда ты крутишься внутри этого всего, ты и сам начинаешь верить. 

Некоторые друзья меня поддерживали. Но были и те, кто спрашивал: «А сколько будут платить твои родители?» В школе я вообще не говорила о том, куда хочу поступать. Все равно бы никто не поверил.

Юлия Алёхина

Сдавать я собиралась русский, историю, обществознание и английский, занималась в четырех онлайн-школах. Это много, я не расставила приоритеты, поэтому ближе к концу года от английского пришлось отказаться. 

На уроках и переменах, в любую свободную минутку я готовилась. Брала с собой распечатанные карточки из Quizlet — это очень круто помогает запомнить термины по обществознанию, памятники культуры по истории. Подруге тоже было интересно, что я там делаю, и она мне помогала. 

Отдыхать в 11-м классе я не умела совсем. У меня был сильный перегруз, я никогда столько не болела, сколько за тот год. Ты пашешь, пашешь, пашешь, а потом на три-четыре дня выпадаешь из жизни, потому что ничего не можешь. После такого сложно наверстывать — ты уже много пропустил (а в онлайн-школе куча домашки каждый день), на тебе висят долги, которые надо быстро закрыть. 

Очень хорошая тема — завести напарника, у меня он был по каждому предмету.

Напарники — это ребята, с которыми ты знакомишься в онлайн-школах или просто в интернете, в беседах: вы созваниваетесь и можете решать вместе задания, разбирать вторые части, друг друга спрашивать по темам и так далее. Это дает сильную мотивацию. Например, часто я не могла себя заставить учить «общество», но понимала, что у меня сегодня созвон с девочкой и я должна буду ей эту тему рассказать. Кстати, так я нашла лучшую подругу. Иногда сажала рядом свою маму и все рассказывала ей, чтобы лучше запомнить. А мама проверяла меня по скриптам из онлайн-школы, задавала вопросы. 

С «обществом» у меня вообще никогда дела не шли, историю я очень любила и готовилась к ней с 9-го класса. Но тем не менее «общество» я сдала на 100, а историю — на 98. В приоритете у меня стоял факультет госуправления МГУ (политология), и там было всего пять бюджетных мест, из них одно место занял квотник. В списках абитуриентов я опустилась очень низко, надо мной были и олимпиадники, и куча-балльники. В Москве я еще подавала документы в Российский экономический университет, но я там была чуть ли не первая и уже могла не волноваться.

Дополнительные вступительные испытания в МГУ сдавала онлайн. Специально к ним не готовилась, потому что безумно устала.

Я знала, какой примерный формат, и писала от себя, что помнила с подготовки к ЕГЭ. 

А вот потом начался кошмар. Публиковали списки. После прививки от коронавируса у меня поднялась температура, болела голова. Из-за разницы в часовых поясах списки появляются поздно, а сайты из-за огромной нагрузки виснут. Мы сидели вместе с мамой, ждали. Сначала решили посмотреть юрфак МГУ, мой запасной вариант. Там было много бюджетных мест, и я легко прошла. На политологии я была вторая из четырех! Мы с мамой ревели от радости, а потом она заплакала из-за того, что теперь я точно улечу. 

Очень долго я думала, правильно ли выбрала специальность. Сейчас понимаю, что политология — не совсем мое, но меня радует, что я попробовала и могу пойти в магистратуру на другое направление. Вероятнее всего, это будет педагогика. 

На госуправлении мне нравятся предметы, у нас очень много истории, экономики, правоведческих дисциплин. Все это мне пригодится, поэтому не жалею, что здесь оказалась. Политология — очень хорошее базовое образование, с которым дальше можно делать что угодно.

Фото: предоставлены героями публикации

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.