К

Одна из задач современной церковно-исторической науки заключается в создании работ, в которых должны быть освещены труды Предстоятелей нашей Церкви. Важным аспектом должно стать также выявление и изучение их письменного наследия. В связи с этим необходимо остановиться на авторстве Послания царю Иоанну Васильевичу, которое сохранилось в Послании священника кремлёвского Благовещенского собора и было опубликовано ещё в XIX веке в исследовании, ему посвящённом1. Наличие Послания, адресованного царю, в сборнике XVI века, принадлежавшем благовещенскому клирику, дополнительно свидетельствует о его изначально очень близких отношениях с государем. Поскольку он первоначально был в Великом Новгороде, то, возможно, этим объясняется наличие в списке Послания некоторых особенностей новгородского говора: оцыстилище, оцыщение, оцыстивши, оцыстиши (2 раза). При переписывании же Послания из него было убрано начало и окончание, в связи с чем теперь возникла проблема его атрибуции и датировки.

И. Я. Фроянов разобрал имеющиеся в научной литературе мнения исследователей о принадлежности данного Послания: ис­торика митрополита Макария (Булгакова), архимандрита Леонида (Кавелина), Н. М. Карамзина, П. Ф. Николаевского, Н. И. Бар­­сова, Н. Кононова, И. И. Смирнова, В. В. Шапошни­ка, Д. П. Го­ло­хвастова, В. Жмакина, И. Н. Жданова, И. У. Бу­дов­­ни­ца, А. А. Зи­мина, Д. Н. Альшица, Б. Н. Флори, А. И. Фи­люш­кина. Названные исследователи указывают в качестве претендентов на авторство Послания следующих лиц: Митрополитов Даниила и Макария, епископа Вассиана (Топоркова), Троицкого игумена Артемия, наконец, священника Сильвестра, в рукописи которого сохранилось до наших дней данное Послание. И. Я. Фро­я­нов привёл также мнения исследователей о дате написания послания: 1547, 1550, 1551, 1552 годы или же время опричнины2. Исследователь говорит о близости содержания данного Послания к проблематике постановлений Стоглавого Собора и поэтому считает, что оно написано “до 1551 года, то есть в преддверии работы Стоглавого Собора”3. Затем он уточняет дату написания Послания — 1550 год, “по всей видимости, перед Стоглавым Собором”4. Он решительно поддержал мнение И. И. Смир­нова о принадлежности Послания перу святителя Макария5.

Священник Сильвестр был клириком придворного кремлёвского Благовещенского собора, в котором служило также и другое духовенство. Настоятель собора был духовником государя. При уходе настоятеля священник Сильвестр мог стать настоятелем собора, то есть царским духовником, что отнюдь не обязательно. Настоятелем и царским духовником в 1550 году стал священник Андрей из Переславля6, духовный сын преподобного Даниила (†1540; пам. 7 апр.). Переславский подвижник был, как и Митрополит Макарий, пострижеником Пафнутиево-Боровского монастыря, он крестил Иоанна Грозного в 1530 году в Троицком соборе Сергиевой обители. По мнению И. Я. Фроя­нова, в назначении нового царского духовника “да­ле­ко не последнюю роль сыграл Митрополит Макарий, вступивший в борьбу с новыми советниками и заблокировавший церковную карьеру Сильвестра”7. Автора отличает жёсткость позиции и используемых им выражений. Он пишет: “Послание к царю Ивану Васильевичу следует рассматривать как документальное свидетельство борьбы Митрополита Макария с царскими советниками, возглавляемыми Сильвестром и Адашевым”8.

Данное произведение носит учительный характер и логично предположить, что оно принадлежит иерарху, который авторитетно простирает своё слово, обращась к царю. Главная причина его написания — стремление искоренить содомский порок среди царских подданных. Против него выступал святитель Макарий в своём учительном послании в Свияжск, написанном 21 мая 1552 года9. За время начавшегося затем казанского похода святитель Макарий написал три Послания царю, благословляя его на мужественную борьбу с целью покорения Казани10. Хронологически в этот круг, состоящий из четырёх Посланий, вписывается и данное Послание, сохранившееся в рукописи благовещенского священника Сильвестра, и, таким образом, оно может быть отнесено к перу святителя Макария.

Маршрут следования царя и войска во время начавшегося казанского похода проходил через Свияжск. Когда царь приближался к Свияжску, его встретили свияжские воеводы: “боярин и воевода князь Александр Борисович Горбатой да боярин и дворецкой Данило Романович Юрьев да воевода Борис Иванович Салтыков; да годовые воеводы с Свиаги боярин и воевода князь Семен Иванович Микулиньской да боярин князь Петр Борисович Ромодановьской…”11. В Свияжск царь прибыл в субботу 13 августа. Здесь его встретили “бояре, которые в городе были, князь Петр Иванович Шуйской да Семен Коньстантинович Заболотской с товарищи”12. Здесь решаются организационные вопросы военного похода. 16 августа началась переправа войска “за реку против Свиязъскаго города”. 18 августа в четверг царь молится во время молебна в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы, прикладывается к чудотворным иконам Богоматери и преподобного Сергия. В своих молитвах государь молил Господа о милости к своим подданным, о чём писалось в Послании ему: “Ты ж убо, Благоутробный Царю, пролей слезы теплыя к Создателю своему, и воздай молитву от всея душа и помышления, яко да наставит тя исправити cиe, и заблужших души на покаяние привести, и от вечныя муки избавити, и Божию милость получити, со всеми рабы своими”13. После этого царь продолжает двигаться дальше к Казани.

В данном Послании прежде всего прославляется достоинство государя, раскрывается значение царского сана, помощь правителю от Господа в ветхозаветное время, затем — в Византии и, наконец, в Древней Руси. Автор приводит пример Божией помощи ветхозветному царю Езекии против Сеннахерима, византийским Константину Погонату и Льву Исавру, затем Иоанну III во время Угорского стояния при падении золотоордынского ига. После этого мысль Святителя обращается непосредственно к Иоанну Грозному, который является “наследником своего прародителя благороднаго и равнаго Апостолом, Великого князя Владимира”. Прославив своего адресата, автор говорит, что ныне “некое беззаконие внезапу восташе”. Он говорит о появлении содомской напасти, говорит, что царь, подобно Давиду, был избран “Божиею благодатию”. Далее говорится о добродетельном житии и после этого следует ряд абзацев, которые имеют вразумляющее начало: “И тебе Великому Государю, которая похвала..?”. Автор с историко-богословской и моральной точки зрения подчёркивает особую пагубность распространившегося порока, приводит также исторические примеры, как другие государи поступали в такой ситуации. Позиция автора — твёрдость и принципиальность по отношению к пороку. Таким образом, наряду с известным майским, свияжским публичным Посланием, было и Послание, обращённое лично к царю, с призывом к искоренению порока. Но в данном случае это сделано пространнее и эмоциональнее, чем в Свияжском послании. Также следует отметить, что первое митрополичье Послание к царю во время казанского похода восходит к Посланию Ростовского архиепископа Вассиана (Рыло), которое он написал князю Иоанну Васильевичу в 1480 году во время Угорского стояния14. В данном Послании к царю упоминается Великий князь Иоанн III, говорится о его молитвенном подвиге во время нашествия хана Ахмата15. Таковы общие замечания о данном Послании, которые не мешают признать его автором Митрополита Макария.

Письменное наследие святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.) ранее было собрано в хронологическом порядке и опубликовано, при этом были выявлены цитаты из Священного Писания в нём16. Оно включает также и документы, которые были адресованы Святителю. Поэтому в него вошло, например, Послание, опубликованное ранее Я. С. Лурье17, но неверно им атрибутированное, которое в действительности было направлено святителю Макарию в 1551 году сведённым с престола Новгородским архиепископом Феодосием18. Оно соответствует тем обстоятельствам, в которых находился автор в то время, а также подтверждается текстологическими данными: при его написании иерарх использовал своё предшествующее Послание Митрополиту Макарию.

Если обратиться к тексту рассматриваемого Послания царю, то в отличие от других документов святителя Макария, для него характерна гораздо большая насыщенность цитатами Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Всего выявлено в нём 140 цитат, из них 67 — из Ветхого Завета. Наиболее цитируемые Книги — Псалтырь (36 цитат) и Евангелие от Матфея — 17 цитат. Впрочем, при более тщательном выявлении цитат их число может возрасти. В результате проделанной работы были выявлены некоторые общие цитаты, встречающиеся в данном Послании и в других творениях Святителя. В тексте все эти фрагменты подчёркнуты и в примечаниях к подчёркнутому указано, где они встречаются в других документах Святителя. Их всего тринадцать; укажем эти цитаты здесь:

1) “яко пси гладнии, языки своими полижют землю, ангил Господен буди погоняй” (Пс 34:6)19 (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410);

2) “Аз воздвигох тя Царя правде, и призвах тя правдою, приях тя за руку и укрепих тя” (Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также эту цитату в Послании архиепископа Пимена царю: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570) // Альфа и Омега. 2003. № 1(35). С. 134);

3) “един поженет тысещу, а два двигнета тмы” (Втор 32:30) (ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 409);

4) “двери медная и ве­рея железныя сломлю” (Ис 45:2) (По­слание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406);

5–6) затем следует назвать незначительные по объёму фрагменты: 4 Цар 10:35 (см.: Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 402), а также: Мф 25:16 (Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414);

7) “больши сея любви никто же имать, аще кто положит душу свою за други своя” (Ин 15:13) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 406, 414);

8) “видит волка градуща, и оставляет овца и бегает” (Ин 10:12) (Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395);

9) “сим образом творя, много поживеши лет, и приложат ти ся лета животу” (Притч 9:11) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 407);

10) “узриши сыны сынов твоих” (Пс 127:7) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369);

11) “ложе несквернено” (Евр 13:4) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368);

12) “мудрость плотцкая вражда на Бога, закону Божию не повинуетца” (Рим 8:5–6) (Учительное послание Митрополита Макария в Свияжск к царскому войску (1552, мая 21) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 400);

13) “Жене муж должную любовь да воздает, тако же и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж; тако же и муж своими телом не владеет, но жена. Не лишайтесь друг друга, точию от согласиа, ко времени; да празнуете в посте и в молитве и вкупе соберайтесь, да не искусит вас сатана, за неудержание ваше” (1 Кор 7:1–5) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля, 3) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368).

Таким образом, цитаты, используемые в данном Послании, встречаются также в первом Послании Митрополита Макария царю, написанном им во время казанского похода 13 июля 1552 года (цитаты 1, 2 [эта цитата встречается также в Послании Новгородского архиепикопа Пимена царю], 4, 5, 7, 9), в третьем Послании Митрополита (цитата 3), в его Послании в Свияжск (цитата 12), в речи Митрополита Макария нововенчанному царю 16 января 1547 года (цитата 2; [см. также первое Послание]), в речи Митрополита Макария при встрече царя с победой после покорения Казани (цитаты 6, 7), в Поучении Митрополита Макария о глаголющих в храме (цитата 8), в речи Митрополита Макария нововенчанным царю Иоанну IV и царице Анастасии (цитаты 10, 11, 13).

Как видим, результаты проделанной текстологической работы достаточно скромны и недостаточно подтверждают общие выводы об авторстве данного Послания. Поэтому необходимо сказать следующее. В творениях различных древних авторов может встречаться раздел Dubia, в котором содержатся творения, авторство которых устанавливается предположительно, принадлежность данному автору вызывает какое-то сомнение и т. д. Очевидно, таким же образом обстоит дело и в данном случае с Посланием царю, поскольку однозначно и с уверенностью приписать его перу святителя Макария не представляется возможным.

Ниже прилагается Послание к царю Иоанну Грозному; при его подготовке к перепубликации были выявлены тексты Священного Писания, содержащиеся в нём. Для этого была использована “Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами” (М., 1993). В некоторых местах Послания при этом была изменена пунктуация, текст разбит на абзацы и пр.

Послание к царю Иоанну Васильевичу

Царю и Государю Великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии Самодержца вечна, православныя веры истиннаго наставника, на Божиа враги крепкаго борителя, Христови Церкви столпа непоколебимаго и основание недвижимо и стена непобедимая, и град воистинну непленяемый, и воин крепкаго Бога и Царя всех, и потре­бителя вражиа, и светилница премирна, иже повелением Бога, и званием Божия строениа.

Тем же подобает рещи: Богом возвы­шенный Царю, Государь князь Великий Иван Васильевичь всеа Русии! Напрязи и спей, царьствуй истинны ради и кротости и правды: наставит тя чюдне десница Вышнаго (Пс 44:5). Престол твой правдою и крепостию и судом истинным утвержен есть, жезл правды, жезл цapcтвиа твоего (Пс 44:7). Возлюбил еси правду и возненавиде беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой, елеом радости паче причастник твоих (Пс 44:8). Яко ж малый юнейший Давид в дому отца своего помазан пророком Самоилом (1 Цар 16:13), тако ж и ты во юности на царствии Богом утвержен еси, Царь Великий, Самодержец Христианстей области, скипетры царьствиа великаго, державу по закону прием крестною силою Царя Царем и Господа Господем. Царь еси предобр и умилителен всему, на супротивныя храбр, яко да покорени будут врази твои под ногами твоими (Пс 109:1; Мф 22:44), и поклонят ти ся цари и князи (Быт 27:29), и послужат ти языцы (Пс 71:11), и будеши благословен, и одолееши посреди враг твоих. Да разсыплютца страны поганскиа, иж хотящих брани, и не созиждутца во веки, от Божиа молониа помрачатца и будут яко пси гладнии, языки своими полижют землю, ангил Господен буди погоняй20 (Пс 34:6); и поможет ти Господь Бог твой, послет ти помощь на супротивныя твоя. Обладаеши от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя твоя, и поклонятца тебе вси царие земстии и вси языцы поработают (Пс 71:11) тебе. И честно будет имя твое пред всеми языки (Пс 71:14), и помолятца тоби всегда, и весь день (Пс 71:15) предстоят пред тобою. И будет утверженье твоему царствию, яко во веки не подвижитца, и превознесетца паче Ливана плод его (Пс 71:16), и будет благословенно семя твое во веки, и вся языцы возвеличают тя. Умножитца слава державе твоей, и будеши благословен на престоле Царьствиа твоего: судити людем своим в правду и нищим твоим (Пс 71:2) истинною и судом праведным. Тако глаголет Господь, сотворивый небо и утвердивый землю и яж на ней, дая дыхание ходящим по ней, и в мори утвержая путие безсоблазно; тако глаголет Господь Вседержитель: Аз воздвигох тя Царя правде, и призвах тя правдою, приях тя за руку и укрепих тя21; изводяй оружие на супротивныя, и изсеку от лица твоего враги твоя и кони крепкыи. Тако глаголет Господь, яко Аз есмь Бог (Исх 20:2), и несть Бог развие Мене (Исх 20:3); Аз убию, и жити сотворю; поражу Аз, и изсцелю, и несть, иж измет от руку Моею (Втор 32:39); приимут во грядущее лето и разумеют, како един поженет тысещу, а два двигнета тмы22 (Втор 32:30); и поострю, яко молныи меч Мой; и приимет суд рука Моя, и воздам сеть23 врагом твоим, и ненавидящим тя воздам: упою стрелы моя от крови, и меч мой снесть мяса от крови язвленых и плененых, от глав царей и князей языческих (Втор 32:41–42). И Пророк взгласи: Яко кто Бог, развие Господа, или [кто] Бог, развие Бога нашего? (Пс 17:32). Бог препояшет тя силою и положит непорочен путь твой, и совершит нози твои на камени, и на высоких поставит тя, и научит руцы твои на ополчение и персты твоя на брань (Пс 17:33–35; Пс 143:1), и положыт лук медян мыщцам твоим (2 Цар 22:35), и даст ти Господь за­щ[ищ]е­ние спасения твоего (2 Цар 22:36), изправит в конец и научит тя, и уширит стопы твоя пред тобою (2 Цар 22:37), и не изнемогут вси оружнии твои, и поженеши враги твоя, и победиши их пагубою, и не возвратишися, дондеж скончаютца (2 Цар 22:38), оскорбиши их и не возмогут стати, падут под ногама твоима (2 Цар 22:39), препояшет тя Господь силою на враги твоя и покориши вся супротив­ныя твоя и востающая на тя (2 Цар 22:40) постыдятца; ты ж возрадуешися о спасении Господа Бога твоего и даст ти Господь хребет враг твоих (2 Цар 22:41), и ненавидящих тя потребит Господь (Пс 17:41), и помолятся выну ко Господу, и не услышит их (2 Цар 22:42) Господь, и не будет помогающаго им, и истнит24 их яко прах (2 Цар 22:43) пред лицем ветру; и избавит тя от пререканиа язык, и поставит тя Господь во главу языком (2 Цар 22:44). Тако глаголет Господь Бог Вседержитель: Аз помог ти, изымах тя за руку десную твою, и разрушу крепость царем поганым, и предам их тебе в плен, и отверзу ти двери правды, и грады поганых тебе не затворятца: Аз предах ти, и предъиду пред тобою, и горы поравняю, и вся роги неверных сломлю, и вознесетца и рог праведнаго (Пс 74:11), а гордых державу сокрушу, двери медная и ве­рея железныя сломлю25, и дам тебе сокровища тайныя, и невидимыя отверзу ти (Ис 45:2–3). И рех безаконующим: не возносите рога и не воздвижте на высоту рога вашего, и не глаголит на Бога неправду (Пс 74:6). Яко ни от восток, ни от запад, и ни от пустых гор, яко Бог судиа есть: сего смиряет, а сего возносит, и сокрушит крепость и лук и щит, оружие и брань.

Яко ж пишет о Сеннахериме, иж посла Рапсака воеводу на Езекея Царя, и помолися Езекея к Богу, и услыша Господь молитву его, и посла Господь ангела Своего, и уби от полка ратных 180000 и 5000…26 (4 Цар 19:35; Ис 37:36). И второе при Цари Константине Погонатаи (668–685) агаряне, безчислено воинство, нападоша на Констянтин град, и предстоянием Пречистыя Божиа Матере все потопишяся. И при Царе Льве Исавре (716–741) агаряне паки ж паче тем числа ополчишася на Царьград: с небесе убо град спаде, и море воскипеше, и у кораблей смолу возвари, и вси пучине морстей предани быша. И тако безчисленое множество кораблей погибе, и все воинство погрузися, токмо трем кораблем оставшим на возвещение. Четвертое знамение, иже быв­шее преславьных Божиих чюдес, при наших Великих Государех, и проувидеся в великом Православии Рускиа земли в лето благовернаго и Христолюбиваго Князя Ивана Васильевича, всеа Русии Самодержца: гордый царь Ахмат Болшие Орды воздвиг помысл лукав на Рускую землю, со многими орды, с великими похвалами во многих силах вооружився, пришел на Рускую землю со множством многим воинством, великою гордостью дышюще, помыслив высокоумием своим и рече: Избию вси князи Руские, и буду един властец на лицы всея земля, а не ведый, яко меч Божий острица на нь. И восхоте пленити всю Рускую землю, яко было сперва посещением Божиим гнева за некия наши великиа неправды, нашему Православиа всея Руския земля, православным Великим Государем от тех нечестивых гордых Царей Болшие Орды, великое было гонение. И Божиею благодатию и Пречистыя Богородица помощию Великий Православный Государь князь Великий Иван Васильевич всеа Русии Самодержец, исправися пред Богом, и смирив себе, и воздохнув крепко от всего сердца своего со многими слезами, якож преже Езекеиль Царь, услыша Господь молитву его, вда плещи, и побеже гоним бысть, но, не дошедше своего отечества, живот свой сконча, и все воинство его Божиим гневом разсыпася, и погибоша за безаконие свое, а того самаго нечестиваго и гордаго Царя Бог Своим копьем порази, и все царьствие его погрузи, и род его и сыны сынов его изкорени, и храмы их раскопа, а дуб­ровы их посече, и места их лежат и до ныне пусты, и па­мять их погибе с шумом (Пс 9:7), и имя их потребил есть Господь в веки (Пс 9:6), и не помянути их ни в коих землях, без памяти разсыпашася и погибоша. А православных Великих князей Господь Бог рог возвыси и от нечестивых поганых Царей свободи, а самых Царей нечестивых вся державы их разруши и всю славу их помрачи.

И ты, боголюбивый Царю, видиши славу Бога твоего, к добродетели прилежи, благоразумием себе удобри и радостию украси, и разумом буди просвещен, и смирением сердца украшен, и к мысленым предъиди двором, и возвеселитца твое сердце в крепости и в чистей совести и правой вере к Богу. Тако глаголет Господь Бог Вседержитель: Аз есмь Бог твой: аще хто призовет имя Мое, спасетца (Деян 2:21; Рим 10:13) и о имяни Моем возрадуетца (Пс 88:17) зило; вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, в онь пойдеши; утвержю на тя очи Мои, и будеши благословен, наследник своего прародителя благороднаго и равнаго Апостолом, Великого князя Владимера. Он бо от неверия родися, и силен в крепости показася; преж бо всех Бога позна, и не изнемог верою, и не усумнеся неверованием, но возмог верою, дав славу Богови, и вся младенческая мудрования оставль, и муж свершен явися, украсися божественнаго Крещениа багряницею, и до ныне в веселии предстоя у престола Величествия на высоких. Прежде бо испытуя, посла к Царскому граду, хотя уведати православную веру, и об­рете безценный бисер — Христа, и во вселенную посла, и всех призва, и просвети банею святаго Крещения, оттрясше слепоту во святой купеле, душевную вкупе и телесную, и всех научи веровати Единому Богу, и “веру утверди, языки укроти и мир умири”27, и святые обители и Божиа храмы добре соблюде и прослави Святую Троицу во едином Божестве: пети и славити пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. И кто доволен о сем изрещи, или разумети, яко толь велико добродетельное тщание и по Христе ревность, основание вере, крестною непобедимою Божественою силою недвижимо утверди? И по Евангильскому словеси, яко Сам Господь рече: Всяк убо, слышав словеса Моя, и творит, уподобитца мужу мудру, иже созда храмину свою на камени, и сниде дожжь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, — не паде: основана бо бе на камени (Мф 7:24–25). И той благоверный и бого­любивый прародитель твой, ревнуя, поревнова по Господе Бозе Вседержителе, то великое Православие, яко на камени, непоколебимо утверди, яко ни преж не бысть тако, и толь светло утвержение вере изложи, и крепкое основание Божественому Писанию по всей земли изъясни.

И ныне малым некоим небрежением поколебася, и всяко ослабе и разпадеся, велико[е] некое безаконие внезапу восташе, и мнози помрачишася безумием и объюродеша28 пьянством и вся­кими грехи. И изнемогоша совестию, житие свинское улучиша, прелюбодеяние содомское постигоша, и таково прелюбодеяние, яко ни в языцех именуетца, ни во всей поднебесней, ни в поганых верех нигде того не чинят. То и шутка, тем и поношаютца безстудно, вооружившеся и возшаташа на Бога, и хотяща им утаити сия, а не ведый, яко Пророк возгласи, яко Господь с небесе приниче на сыны человеческия видети, аще есть разумевая, или взыская Бога (Пс 13:2); и сии мнози уклонишася вкупе и непотребни быша; несть творяй благое, несть до единого, ни ли разумеваяй, и вси, делающе безаконие, снедающе люди Моя в хлеба место (Пс 13:3–4), несть в устех их истинны, сердце их суетно, гроб отверзт гортань их, языки своими льщаху (Пс 5:10), яд аспиден под устнами их (Рим 3:13); несть бо страха Божиа пред очима их; извлекоша скверныя своя, яко оружие, на Бога, и напрягоша луки своя, и внезапу состреляют его в тайных (Пс 63:5). И Пророк возгласи: Оружие их вниде в сердца их, и луцы их сокрушатца (Пс 36:15), и обратятца болезни их на главы их, и на верх их неправда их снидет (Пс 7:17). Яко ж засвидетелствует Павел: Яко не искусиша Бога имети в разуме, тем же предаст их в неискусен ум творити неподобная, исполнены всякоя неправды и любодеяния, лукавства, лихоимания, злобы, исполнены зависти и убийства, рвения, льсти, шепотники, клеветники, богомерски досадители, величавы, горды, обретатели злым, родителем непокоривы, неразумны, неветохранителя29, немилостивы, иж оправдание Божие разумевше и такова творящим (Рим 1:28–32), зане всяко, яж не от веры, грех есть; они ж убо мудрьствуют паче, хотяще превратити истинну Господню во лжу.

И не подобает ли тобе, Вели­кому Государю, праведную добродетель исполнити, и осквернившееся очистити и заблудившееся на рамо взяти и ко Христу привести, яко пять талант приемый от Него (Мф 25:15), а десять вдаси ему (Мф 25:1630); яко ж Павел засвидетельствует: Не обидлив бо Бог, не забыти дела вашего и труда и любви, яже показасте во имя Его, и послужите святым Его служаще. Желаем же кождо вас являти то ж тщаше ко извещению, упование до конца: да немощни не будете, подобницы наследствующим верою и долготерпением обетованиа (Евр 6:10–12). И по сему неложному словеси Господню подобает Великому Государю, еж под его великою областию о многих прилежати и в разум истинный привести, понеже Государь — глава всем людем своим, избран Божиею благодатию, яко ж и великий в Царех Давыд, яже о нем пишет: Избрах Давыда раба Своего, сына Иесеева, мужа по серд­цу Моему, яж сотворити вся хотения Моя (Деян 13:22), понеже от естества бяше незлобив, прост, и кроток, и благоразумен, и чист сердцем, и сего ради увирися31 ему благочестиа величество, и многими даровании, невидимыми таинствы вверен бысть. Восприят же его от стад от овчиих, и от доилиц поят его пасти Иякова, раба Своего и Израиля в достояние Себе, упасе их в незлобии сердца Своего, и разумех, рукою Своею наставил их есть Божиею благодатию, и тем благоразумем милости Божии сподоби, и оба царствия от Христа получи, небесное и земное, понеже Богу противу единого погибшаго не бе достоин весь мир 99, оставляет на горах, и идет в след взыскати погибшаго, нежели о 90 и 9 праведник (Лк 15:7) не согрешивших. Множество ангел на небесех радуютца о едином грешнице кающемся (Лк 15:10); такоже и диавол веселиа полон бывает, егда погибнет человек. О сем бо и Са­мому Спасу свидетельствующу в Благовестовании: Яко несть воля Отца Моего, да погибнет един малых сих (Мф 18:14); приидет бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Мф 18:11) и душу свою избаву32 за многих. Не приидох бо, — рече, — призвати праведники, но грешныя на покаяние (Мф 9:13); ибо не требуют здравии врача, но болящии (Мф 9:12; Мк 2:17), не придет Сын человеческ душ человеческых погубити, но спасти (Лк 9:56). Понеже бо Отец безначален, неописанен, необымен, нерожен, непостижим, незрим, недоведом, но присносущен, Сам обдержа, Сам ничим же обдержим; аще бо и не веде, Сей невидим бысть, яко же безтелесен, и безвеществен, и неосяжим, и без количства, и безмерен величством. Но яко же по Богосло­ву Ивану: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, яко единочадаго от Отца (Ин 1:14), Сын родивыйся от Отца прежде век, без тля, напоследок же воплотивыйся, по смотрению, от Девы Матере непреложно, и “нас ради, человек”, на земли явися и со человеки поживе, “нашего ради спасения” сшедшаго с небес, и воплощшася от Духа Свята33, из Mapии Девы вочеловечивыйся, Себе смирив, образ рабий приим и в подобии человечесте быв (Флп 2:7), напоследок времен, ни мало отступль Отчих недр, приклони не­беса (Пс 143:5), и без шума сниде на землю, благоволением от Отца, воплотися от Богородица, содеянием Святаго Духа рождейся без семе­ни, яко ж Сам един весть, сугуб естеством: яко же бе и есть свершена Бога и свершена человека. Яко же восприят страшным сим смотрением и восхоте отъяти поношение человеческо по сво­ему человеколюбию, и не восхотев погубити Своего созданиа, иже видев род человечь, порабощен мучителем грехолюбным, и пострадати изволи Своим самовластием за человеколюбие, волею пострадав Своею плотию, избавити возхотев от истления челове­чество. Яко же засвидетельствует Павел: Егда же приииде кончина лету, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждающагося от жены, бывающа под законом, да подзаконныя искупит, да всынение приимет, да яко же есте сынове. Посла Бог духом Сына Своего единороднаго в сердца наша, вопиа: Авва Отец! Тем же убо неси раб, но сын и наследниик Божий и с Христом (Гал 4:4–7); понеже бо великое се дело, человек у Бога всея твари честнейший; не стыдитца бо Христос и братию нарицати нас, глаголя: Возвещу имя твое братии моей, и посреди церкви воспою тя (Евр 2:12). Яко же засвидетельствует Павел, глаголя: Что есть человек, яко помниши, ли сын человечь, яко посещаеши? (Евр 2:6) И: Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его, и поставил еси над делы руку твоею, вся покорил еси под нози его… и ничто же не остави ему не покорено (Евр 2:7–8), яко же инде свидетельствует о человеце; пишет его церковь Божию, и жилище, и дом Божий, и храм Святаго Духа (1 Кор 3:16; 6:19); ибо изперва Господь за благо созда человека, по образу Божию (Быт 1:26) сотвори его; внутрь бо имать в собе Отца, внутрь же и Сына — Архиерея, внутрь же и Дух Святый истинный, животворящий, внутрь жертвеника честную совесть, внутрь оцыстилище грехов, духовную слезу, внутрь же вышний Ерусалим, радостную ду­шу, прочее же яко духовне духовныма очима духовныя жертвы приносит.

О сем бо навыкнем, яко правые веры ради, добрыми делы с любовно строитца дом душевный, яко же о сем и Самому Спасу свидетельствующу о нас: Се есть заповедь Моя: Любите друг друга, яко же Аз возлюбих вы (Ин 13:34); больши сея любви никто же имать, аще кто положит душу свою за други своя34; вы друзи Мои есте, аще творите, елико ж Аз заповедах вам; не к тому вас гла­голю рабы; раб бо не весть в дому, что творит господин его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам; не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас, и положих, да вы идете, и плод принесете, и плод ваш пребудет; да, его же аще просите от Отца Моего во имя Мое, дасть вам (Ин 15:13–16). Глаголет же святый Василей от Постных: Понеже учимы есми такову любовь имети, яко и душу свою положити о друзех, молимся навыкнути, о таковых друзех душа полагати должни есмя. Се же убо еже до смерти любовь показовати о праведных же и о грешных научихомся, ничто же разсужающе; составляет бо, рече, свою любовь в нас Бог, яко же и Свою душу Христос не отрекся положити за нас. О сем бо свидетельствует Петр от Соборнаго Послания: Христу убо пострадавшу за ны плотию, и в ту ж мысль вооружистеся, зане Христос пострада по нас, вам оставль образ, да последуйте стопам Его (1 Пет 2:21). Сий не сотвори греха, ни обретеся лесть во устех Его, и укоряем не укоряше, страж[д]а не прещаще, предаяшежеся судящему неправедно, иже грехи наша Сам вознесе на теле Своем, на древе пригвозди, да, грех избывше, с правдою поживем, Его же язвою вы все исцелисте (1 Пет 2:22–24). О сем бо свидельствует Иван от Соборнаго Послания: Возлюблении, возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть, и всяк любяй, от Бога рожден есть, и разумеет Бога… яко любы есть (1 Ин 4:7–8); о сем явися любы Божия в нас, яко Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир (Ин 3:16), да живем о Нем; о сем есть любы, не яко мы возлюбихом Бога, яко Той возлюби нас, и посла Сына Своего оцыщение о гресех наших. Возлюблении, аще сице возлюби нас, и мы должни есмы друг друга любити. Возлюблении, Бога никто ж нигде ж виде; аще любим друг друга, Бог в нас пребывает, и любы Его свершена есть в нас. О сем бо разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас (1 Ин 4:12–13). И Павел засвидетельствует: Тем же убо отметаяйся, не от человека отметаетца, но от Бога, иже давшаго Дух Свой Святый в вас, о братолюбии, иже не требуете, да пишетца к вам; сами бо вы Богом учими есте, еж любите друг друга (1 Сол 4:8–9). Любяй друга закон скончает, яко ж пишет: Возлюби ближнего своего, яко сам себе (Мф 19:19). Любы ближнему своему зла не содевает; исполнение бо Закону — любы; ибо весь закон во едином словеси скончеваетца: Возлюби ближняго своего, яко сам себе (Мф 22:39). Аще языки человечески глаголет и ангельски, любви ж не имат [бых] яко медь звеняща, или яко кимвал звяцая (1 Кор 13:1). И еще: Имам проро­чество и тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко горы переставляти, любви ж не имам, ничто ж есмы; и аще ухлебаю35 вся имениа, и аще предам тело мое, да сожгут мя, любве же не имам, кая польза ми есть? (1 Кор 13:2–3). Законник некий вопроси Исуса: Учителю, кая заповедь больши есть всех в Законе? Исус же рече ему: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслью твоею. Се есть первая болшая заповедь; вторая ж подобна ее: возлюби ближняго своего, яко и сам себе: в сию обою заповедию весь Закон и пророцы висят (Мф 22:36–40) — болши сия ины заповеди несть. И Самому Спасу во Благовестовании свидетельствующу: Слышасте, яко реченно есть: Возлюбиши искренняго своего, и возненавидиши врага своего. Аз же глаголю вам: любите враги, благословите кленущая вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящая вам пакость и изгонящая вы, яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех, яко солнце свое сияет на злыя и на благия, и одождит на праведныя и на неправедныя. Аще любите любящая вы, кую мзду имате: не и мытари ли ж тож творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? Не язычницы ли то ж творят? Будите убо свершени яко Отец ваш Небесный свершен есть (Мф 5:43–48). Яко ж Иван засвидетельствует от Соборнаго Послания, пишет о гресе смертне и о гресе несмертне, и о коем греси не подобает молитися: яко не любяй ближняго своего несть достоин званию (1 Ин 3:14), и не может глаголати Христов; яко да вера ваша упование будет на Бога, душу вашу оцыстивши в послушане истинным духом, братолю­бие нелицемерно, от чиста сердца друг друга любите прилежно, яко Моисей верою велик быв во Египте, отрек нарицатися сын дщери фараоновы, паче ж изволи страдати с людми Божими, нежли имети временнаго греха сладость (Евр 11:24–25). Яко ж великий во Пророцех Пре­мудрый Соломон велик разум улучи и чюдне сотвори, единаго проси у Христа, той взыска и прилежно молися о сем, еж в своем царствии разсудити люди своя в правду (3 Цар 3:9), и напоследок ми­лости Божии насладися, и восприят царския престолы, и образ обильнейший чести получи, и от падениа воста, и от согрешениа изправися; яко ж бо Христово стадо упасе, доброму пастырю Христу последова, пастырь Христов наречеся. Яко ж Сам Господь рече: Аз есми пастырь добрый, пастырь добрый полагает душу свою за овца, а наимник, иже несть пастырь, ему ж не суть своя овца, видит волка градуща, и оставляет овца и бегает36, и волк расхитит и распудит овца; а наимник бежит, яко наимник есть, не радит о овцах; Аз есмь пастырь добрый, знаю Моя, и знают имя Мое; яко ж знает Мя Отец, и Аз знаю Отца, и душу Мою полагаю за овца; и иныя овца имам, яж не суть
от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един пастырь. Сего ради Мя любит Отец, яко Аз душу Мою полагаю за овца, да паки прииму и, и никто ж возмет ю от Мене
(Ин 10:11–18). Яко ж пишет: Добро и красно еже жити (Пс 132:1) с Богом.

И сего ради подобает Великому Государю свидетельство добро имети, яко же пишет: твердою верою приимати освященная словеса и разумевати о Бозе, и разсудити добру и злу. Яко же Анна, мати Самои­лова, пророчествует: Не хвались силный силою своею, ни богатый богатством своим, но о сем да хвалитца хваляйея, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреди земля (1 Цар 2:10). И сим образом творя, много поживеши лет, и приложат ти ся лета животу37 (Притч 9:11), и воздаст ти Господь Бог плод животный, и от чрева твоего истекут реки воды живы (Ин 7:38), и от чресл твоих изыдут семяна плодовита, яко Пророк рече: Блажен еси, добро тебе будет, жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего, сынове твои, яко новосажденна окрест трапезы твоея: се тако благословитца человек, бояйся Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю, и узриши сыны сынов твоих38 (Пс 127:2–7), и будеши благословен наследник отечеству своему, и скипетр царьствия удержиши, и небесное царьствие получиши, по неложному словеси Господню, яко ж сам рече: Просите, дасться вам, ища, и обращете, и толкущему отверзетца (Мф 7:7); аще что просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин 14:14), веруйте, яко восприемлете. И аще бысте веровали, и рекли бысте ягодичине сей: восторгнися и всадися в море (Мф 21:21), и послушал бы вас. Яко ж Сам рече: Имейте веру Божию; аще кто в Мя верует, дела, я ж Аз творю, и той сотворит, и болша сих сотворит (Ин 14:12); аще кто от вас и Царие языком из нея изыдут, молитеся, молитеся (1 Сол 5:17), глаголет Господь людем Своим, яко не словом токмо, но и делом показати вера; не послушницы бо закона, но творцы оправдаютца, иже не на лице зряще, имейте веру Господа нашего Исуса Христа славы; аще на лица зрите, то грех скон­чаете, обличаеми от закона, яко преступницы: желаете — не имате, убиваете, завидите — и не можете улучити, сваряетежеся и борите, и не имате; зане не просите; просите — и не приемлете, зане ж зле просите. Любодейца и прелюбодейца, не весте ли, яко любы — мирская вражда; иже бо восхощет друг быти мира, то враг Божий бывает.

И кая польза тебе, Великому Государю, и которая честь и твоему царству, который сан, и которое величество, и которая ко­рысть, развие гнев Божий воздвизают, при твоей области, православнаго Государя, таков студ содевающе: прелюбодеяние содомское посреди многих людей и раб твоих. Понеж, в котором царствии ни буди таково безстудие явитца, не может вечно быти то царьствие, и не может крепко стати против недруга, и мнози недрузи о том возрадуютца. Яко же Сам Господь рече во Благовестии: Иже несть со Мною, но на Мя есть; иже не собирает со мною (Мф 12:30), расточающему уподобися. Понеже ближнии твои государски люди, бояре и воеводы ратные и изъбне39 люди в таково безстудие уклонятца, и начнут таков неподобный студ содевати, и с ним начнут о всем прилежно любовь держати. И в таком лихом безстудии подобает всякому злу изъявитися, и великому твоему государскому уделу не крепку быти, и тайны твоим речем в поношение быти, и во иных землях обнажатца; понеже ныне стоиши со мно­гими, изымався за руку.

И тебе, Государю Великому, которая по­хвала в таких чюжых неразумных советех, Бога прогневати, и которы надежды от Бога ждати, не сотворивый по воли Его? Яко Сам Господь рече: Той же раб, видевый волю господина своего… и не сотворивый по воли его, бьен будет много (Лк 12:47). О сем бо засвидетельствует великий во Апостолех Павел: Открывает бо ся гнев Божий с небеси на всяко нечестие и неправду, человеком [со]держащим истинну в неправду (Рим 1:18). Жены же убо измениша естественную подобу40 в презъестественую; тако ж и мужие, оставивши естест­венную подобу женьскаго полу, и разжегошася похотиею своею друг на друга, мужи на мужи, и студ содевающи и возмиздие (Рим 1:26–27), яко ж пишет: Седоша людие ясти и пити, и восташа играти, и соблудиша. Cиa же образ нам бысть, еже не быти нам похотником злым, яко ж и оне восхотеша, и не соблюдоша, и падоша во един день гневом Божиим 20 тысяч и 4 (Чис 25:9). И не искушаем Бога, яко ж ницы[и] от них искусиша, и от змий погибоша. И не по­ропщете тако же, яко ж ницыи от них поропташа, и погибоша от всегубителя. Cиa же вси образи прилучающихся онех: написашася в научение наше (1 Кор 10:9–11).

И тебе, Великому Государю, которая похвала: в твоей области, Православнаго Царя, поношение безстудное. И которой похвале быти твоему Величеству. Ты о всем надежду и упование полагаеши на Бога, а людие твои, раби мнози, дерзновением, и небрежением, и безстудными сквернами, удаляются от Бога, и раздражают Его, и нигде сотворивый по воле Его. Тако же пишет в книзе Исаиа Пророка: Тако глаголет Господь: Егда руцы ваши протягнете ко Мне, отвращю лице Мое от вас, и аще умножите молву, не услышу вас (Ис 1:15). От Притчей: Понеже звах, и не послушасте, и простирах словеса Моя, и не внимасте (Притч 1:24), Моим же обличением не веровасте; убо и Аз вашей погибели посмеюся и возрадуюся, внегда аще придет вам пагуба. Яко аще придет вам внезапу мятеж (Притч 1:26–27), и егда придет вам скорбь, и граду разрушение будет; егда бо призо­вете Мя, и не услышу вас. Поищут Мя злия, и не обрящут; возненавидеша бо премудрость, страха же Господня не вняша, ни восхотеша Моим внимати советом, поругаша Моя обличаниа; тем же убо снедают своего их плоды, и своих безчестий насытятца (Притч 1:28–31). Не збыша ли ся вся cиa гнева Божиа наказания над нами, и над грады твоими, и над имением твоим, грех ради наших?

И тебе, Великому Государю, которая похвала в таковых чюжих мерзостех? В гнилых советех неразумных людей, раб своих, сам себе хощеши обесчестити пред враги своими. О сем бо пишет в Книзе Псаломстей: Аще бо быша людие Мои послушали Мене, и Израиль аще бы в пути Моя ходил, ни о чесом же убо враги его смирил бы[х], и на стужающаа им возложил бы руку Мою (Пс 80:14–15). И Божиею благодатию, и Пречистыя Богородицы помощию, ты, Ве­ликий Государь, Боголюбовый Царю, всякаго зла ненавидяще татей и всяких лихих обличаеши, и всякую неправду изводиши и не щадиши во всем, а сих студоложных попущаеши, от чего всей земли погибнути, яко и прежде Вселенский потоп и содомское горение. Чего ради Ниневгитский град и Вивсаид не стоит, и чего иерусалимское нестроение и окрестные их грады? О сем бо засвидетельствует Петр от Соборнаго Посланиа: Аще бо Бог ангел согрешившая не пощаде, но пленицами мрака связав, предаст я в суд, мучимый блюсти, и перваго мира не пощаде, но осмаго Ноя, правде проповедника, сохрани… и грады Содомские и Гоморские сожже, разорением осуди, образ хотящим нечествовати положи, и праведнаго Лота обидимаго, от нечистоты сквернаго жития избави (2 Пет 2:4–7). О сем бо от Бытейския Книги изяви: Бысть, егда начаша человецы мнози быти на земли (Быт 6:1), и сынове Сифовы и дщери, сынове Божии наречени суть, а Каиновы сынове и дщери сынове человечи суть, и положи Господь нарочита времяна и пре­делы житиа их, и завеща Господь не соединятися сыном Божиим со человеческими сыны и дщерми, ни свататися с ними, ни дружбы держати, ни сына своего женити от них, ни дщери дати. Видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добри суть, и пояша собе жены от них, яже избраша. И рече Господь Бог: Не имать пребыти дух Мой в человецех сих во веки, зане плоть суть (Быт 6:3). И потом: Яко вхождаху сынове Божии ко дщерем человеческим, и рождаху себе… Видев же Господь Бог, яко умножишась злобы человеком на земли… и помысли Господь Бог, яко сотворю чело­века на земли; и размысли, и рече Бог: да потреблю человека от земля, его ж сотворих, от человека даже и до скота, от гад даже и до птиц небесных (Быт 6:4–7). Ное же обрете благодать пред Богом (Быт 6:8), еже сый в родех праведен. Яко же пишет: Праведен Господь, правду возлюби, правая виде лице Его (Пс 10:7); и инде пишет: Любяй неправду, ненавидит свою душу (Пс 10:5).

И тебе, Великому Государю, которая похвала? То ли великое твое Царство гневом Божиим коснетца, за немощь сердца людей, раб твоих? Кое бо причастие правде к безаконию, или кое приобщение свету ко тме? (2 Кор 6:14). Во твоем Православии великиа твоея области таково безаконие содомское ведая и разумевая, и совестию помрачишась, свинское житие улучиша, явьно погибель собе составляют, яко ж пишет: Горе будет привлачающим грехи своя, яко ужем долгом и яко (Ис 5:18) стягнутом; горе глаголющим доброе зло, а злое доброе, полагающих свет тму, и тму свет, и помышляющим горькое слатко, а слаткое горько (Ис 5:20); горе премудр о себе: не сама ли совесть их обличает, и не от своих ли уст обличаютца и осужаютца? Доброе хулят: женитву, а злое хвалят: прелюбодеяние, содомский грех; тмою зовет жену, а светом зовет детину; горь­кое помышляет жену, а сладкое зовет прелюбодеяние, содомский грех. О сем-то Сам Господь рече: Мните ли, яко Галелеянин сей грешнейший паче всех Галелеян беяше, яко пострадаше? Ни, глаголю вам; но аще не покаетеся, вси тако ж погибнете, [или они осмьнадесяте] на них же паде столп Силуамский, и поби их (Лк 13:2–4). Тогда Исус начат поношати градовом, в них же быша множайша силы Его, зане не покаешася: Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вивсаид, яко аще в Тире и Сидоне быша силы были, бывшая в вас, древле убо во вретище и пепеле покаялись быша. Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам. И ты, Капернаум, еже до небес вознесешись, и до ада снидеши, зане, аще в Содомех быша силы были, бывшая в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне. Обаче глаголю вам: яко земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе (Мф 11:20–24). О сем бо Исайя пророчествует41.

И беяху старейшины Собору Леонтий Папа Римский, Анатолий Патриарх Констянтинаграда, Ивеналий Патриарх Иерусалимский, Максим Антиохейский, Анастасий Митрополит Селунский, и Стефан Ефесский, на Диоскора и Евтихея ж, еже архимандрит Константинаграда, и в то ж время во граде и в окрестных странах явися беззаконие содомское, яко блуд творяще с мужскими полы. Царь же повеление таково испусти, и всем комуждо, обретшимся в таковой вине, повели их срамно и люте истязати; многим повели и срамныя их уда концы отрезати, а иным повели трости поостривше, влагати в срамныя уды, во истечение водное, и тако срамотующе их, позороваху; тако ж иным на торгу нагим посмеяным быти. Тем же и вельможи мнози обретошася в таковой вине, и аpxиерей множство, и тако водима, позорующе, и зле умроша. И быше страх велик на многих, и прочии умудришась, и престаша от греха. И тако уставися сий преестественый грех, яко и божественый Златоуст во своем писании изъяви, зане же, кроме естества, беззаконное сочетание покрыло есть землю; проклятое и лю­тое желание прелюбы, вредоумие творяще им; убо и скотины неразумнейшии и псов безстуднейшии; несть бо свершениа в них и не сметают своего естества. Сии убо мужи убийцов злейши суть, и кой наречеши грех равен сему безаконию? Муж убийца душу от тела разлучает, сей же душу с телом погубит.

И тебе, Великому Государю, которая похвала: в твоей великой области множество Божиих людей заблудиша? На ком то ся взыщет? О сем бо Сам Господь изъяви во Благовестии: И всякому, ему ж дано будет много, много и взыщетца от него, и ему же предаша множайша, множайша и спросят от него (Лк 12:48). Понеже Госу­дарь еси в православной своей области, Богом поставлен, и ве­рою утвержен, и огражен святостию, глава всем людем своим, и Государь своему царствию, и наставник крепок людем своим, и учитель, и ходатай к Богу, и тепл предстатель; понеже многое множество даровал ти Господь Бог, и нарек тя пастырем, на­чальника, судью и пророка, и дивна советника, вождя и учителя всемирна, и заблужшим наставника, и, аще упасеши, без труда спасешися, яко ж пишет: “Насытил еси нас земных Твоих благх, не лиши нас и Небеснаго Ти Царствия”42. Тамошное бо житие, яко же пишет: Един день паче тысяща лет здешних (2 Пет 3:8); а мало и много зде поживши, и никако избыти смерти. И верую Богу моему, по неложному словеси Господню, аще сотвориши се, искорениши злое се беззаконие, прелюбодеание, содомский грех, и любовников отлучиши, без труда спасешися, и прежний свой грех оцыстиши, и великий дар от Бога получиши, яко ж разбойник при кресте Господни, мал глас испусти, и великую веру обрете, единым часом спасеся (Лк 23:43); и, Божиею благодатию, все царствие свое изнова просветиши, и твое царствие славою превознесетца, и во веки не подвижитца. И аще исправиши сия, вси врази твои падут под ногами твоими, и не возмогут возстати. Господь сил с тобою будет на всяко время, и даст же ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит (Пс 19:5), и возрадуешься о спасении Господа Бога твоего, и во имя Гос­пода Бога своего возвеличишися; исполнит Господь вся прошения твоя (Пс 19:6); понеж престол твой правдою и кротостью и судом истинным совершен есть. Сего смиряеши, а сего возносиши, яко же пишет: Боже, суд Твой Цареви даждь, правду Твою сыну Цареву, судити людем Твоим в правду и нищим Твоим в суд[е] (Пс 71:1–2). Царским бо судом вся смиряетца.

Аще бы прародитель твой, Владимир Киевский, не обладал царским судом, и не возмогл бы крестити Pycкие земли, и не бы равен был Апостолом. И сего ради Апостолом верен бысть, и великому Константину Царю, верою и сродством уподобися, и оба царствия от Христа получи, небесное и земное. Тако и ты не лишен будеши царствия: небесное и земное царствие со славою держиши, и великий дар получиши от Бога, и наследник будеши своему прародителю, по неложному словеси Господню, яко ж Господь рече во Благовестии: Аще кто сотворит и научит, сей велий наречетца во Царствии Небеснем (Мф 5:19). И, сия слышав праро­дитель твой, и возхоте разумети, по Евангильскому слову, и Божиею благодатию, и Пречистыя Богородица помощию, препоясався невиди­мою божественною силою, и оградився Духом Святым и силою крестною, вземше щит веры… и мечь духовный, еже есть глагол Божий (Еф 6:17), и победи дьявола, и вся от сети неприязнены избави, и заблудившаясь обрет, и на раме взем (Лк 15:5), и ко Христу приведе, и Божие знамение, человеки, на всей земле своея области, от дьявол возхити, и всех просвети святым крещением, и дьяволю радость помрачи, и в плачь ему премени, и Божия люди изнова породи, и о Христе им радоватися повеле, и весь закон исполни, по Апо­столу, и написав положи, и укрепи, и заповеда честно и крепко непоколебимо соблюсти. И доныне те его книги все Божественаго писания, по святых отец изложенью, еже они списав от всех стран, со всего света, по Евангильскому словеси, лучшия избраша, а злыя извергоша вон и зде положиша, избранная та вся, посреде свя­тых церквей православныя веры, в твоем царствии и великиа твоея области: понеже и неверен быв, и не учився от философ, и множество закона исполни, и неверных в веру обрати, и всяку скверну человеком очисти, и всю землю свою чистотою просвети.

А тебе, Великому, Православному Государю, истинному согласнику своего прародителя, по уставленному закону и по готовым книгам Святых Апостол, и по Святых Отец изложению, и по исправлению святых божественных правил, мощно тебе учинити и укрепити, и дьявола победити, и веру совершити, неизправленное изправити и радость диавола искоренити, и о надежди Господа Бога веселитися; духовные жертвы приносити Ему во Его волю, яко же пишет в книзе животной псаломстей: Пожри Богови жертву хвале, вздаждь Вышнему молитвы твоя (Пс 49:14), душею сокрушенною и духом смиренном, да приати будем: всесожжение не благоволиши, жертва Богу дух сокрушен (Пс 50:19). И Сам Господь в Благовестии изъяви: Истиннии поклонницы поклоняютца Отцу духом и истинною: таковых Отец ищет поклоняющихся Ему; Дух есть Бог… достоит ему духом и истинною поклонятися (Ин 4:23,24). Яко ж пишет: “Милость мира жертва”; и пение: “Со духом Твоим”; “Имам ко Господу”. И аще заповедаеши, сотворити и утвердити cиa, по Господню словеси, без труда спасешися, и прежний свой грех оцыстиши, и все царствие изнова породиши, и к Богу приведеши, да без срама речеши: Проидохом сквозе огнь и воду, и изведе нас в покой (Пс 65:12).

А се тебе, Великому Государю, которая похвала? В твоей области православныя веры толико множество Божиих людей заблудиша, и Господню зданию диявол посмехаетца. Они бо небрежением заблуди­ша и неволею стражют, яко при Моисее древле, яко же пишет: Обиташет же Израиль в Саттиме, и осквернишася людие блужением с дщери Моавли… и послужи Израиль Веельфегору, и разгневася Господь яростию на Израиля… И се человек от сынов израилев[ых], и пришед, лег с мадианитынею, пред братьею своею, пред Моисеем и пред всем сонмом изральевых сынов; сия же плакахуся пред дверьми сени свидения. Cиe ж видя Финеес, сын Елеазаров, внук Арона жерца, востав от среды сонма, и взем сулицу свою в руце, влез в след человека ираильтянина в пещницу, и прободе оба человека, ираильтянина и жену мадианытску, сквозе утробы их (Чис 25:1,3,6–8) и вменися ему в правду, и ста вред сынов [от] израилевых. И быша тогда умроша вредом тем 24000 (Чис 25:8–9). Имя ж жене мадианитыни прободеней Хазви, дщери Ссуры, князя страны Сомохове, от дому и отечества его (Чис 25:15). Имя же человеку… его же уби Финеес, Замбрий, сын Саломонь, князь дому отечества его сынов Семень (Чис 25:14). О сем бо засвидетельствует Павел: Не причащайтеся к делам неподобным, тме, паче ж обличайте бываю­щая во отай, о них же срам есть глаголати; вся же обличаемая от света, являются (Еф 5:11–13). Сего ради не бывайте безумнии, но разумевающе, что есть воля Божия (Еф 5:17). Честна женитва… и ложе несквернено43, а любодеем и прелюбодеем судит Бог (Евр 13:4); егда бо кто любодей, или сквернитель, яко же Исав, иже за ядь едину большинство сотвори, и по том, хотя наследити благословение, и отриновен бысть, и покаянию места не обрете, и со слезами поискав его, и не обрете (Быт 25:29–34; 27; Евр 12:16). От Коринфскаго перваго послания засвидетельствует: Тело же не любодеянию, но Господеви, и Господь телу (1 Кор 6:13). Не весте ли, яко телеса ваша удове Христови суть? Тем же убо уды Христовы сотворю уды любодеица… или не весте, яко прилепляяся любодеице едино бо тело еста; будета бо, рече, в плоть едину (1 Кор 6:15–16). Бегайте любодеяниа: всяк бо грех, иже сотворит человек, кроме тела есть, а блудяй, в свое тело согрешает; или не весте, яко телеса ваша храм, иже в вас, Святому Духу, есть, иже имате от Бога; и несте себе; куплени бо есте ценою (1 Кор 6:18–20). И инде засвидетельствует: Братие, не бывайте инако, ярем носяще, яко же невернии. Кое бо причастие правде к безаконию, кое же общение свету ко тме, кое ж согласие Христови к Велиару, или кая часть верну с неверными, или кое служение церкви Божии со идолы? Вы бо есте церкви Бога жива, яко же рече Бог: вселюсь в них, и похожду, и буду им Бог, и ти будут Мне людие. Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь Бог, и нечистоте не прикасайтеся; и Аз прииму вы, и буду вам Отец, и вы будите Мне сынове и дщери, глаголет Господь Бог Вседержитель (2 Кор 6:14–18). То и пожнет, яко сеявый в плоть свою, от плоти своея пожнет изтление, а сеявый в дух, от духа пожнет живот вечный. Мудрость бо плотцкая, — смерть, а мудрость духовная — живот и мир; понеже мудрость плотцкая вражда на Бога, закону Божию не повинуетца44 (Рим 8:6–7); тако ж: по­хоть заченши раждает грех, а грех скончався, раждает смерть (Иак 1:15). Аще по плоти живете, хощете умрети; аще духом плотцкая мудрования умерщвляете, оживите (Рим 8:13). Вы ж несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще ли кто Духа Христова не имат, сей несть Егов. Аще ли Христос в вас, плоть убо мертва, греха ради, дух жив, правды ради. Аще ли Дух воскресившаго Исуса из мертвых живет в вас, воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвыя телеса ваша, ради живуща Его Духа в вас (Рим 8:9–12). Глаголю же: духом ходите, и похоти плотские не совершай­те; плоть бо воюет на дух, а дух на плоть. Братие, боюжесь вас, егда како мя, пришедши, смирит Бог мой в вас, и восплачютца многи прежде согрешших и не покаявшихся от нечистоты, и любодеаниа, и студоложства, и содеяша. Третицею се гряду к вам: при устех же двою, или трех, свидетелей, станет всяк глагол. Прежде рех, и прежде глаголю, яко вы второе, и ныне сый, пишу прежде согрешившим и прочим всем: аще прииду паки, не пощажу (2 Кор 12:21–13:2). И от Еврейскаго послания пишет: Братие, его же любит Господь, наказует, бьет же всякого сына, его же приемлет; аще наказание терпите, яко сыном вам обретаетца Бог; который убо есть сын, его же не наказает отец? Аще ли же без наказаниа есте… убо любодейчища есте, а не сынове (Евр 12:6–8). Братие, искушайте себе, яко же есте в вере, или не знаете себе, яко Исус Христос в вас есть? Аще кто растлит храм Божий, растлит его Бог; храм бо Божий свят есть, еже есте вы (1 Кор 3:17). Братие, запрещаем вам о имени Господа нашего Исуса Христа, отлучатися вам от вся­кого брата, без чину ходящего, не по преданию, яже приаша от нас. Добро человеку жене не прикасатися, прелюбодеяня же ради койждо свою жену да имать, и каяждо свой муж да имать. Жене муж должную любовь да воздает, тако же и жена мужу. Жена своим телом не владет, но муж; тако же и муж своими телом не владеет, но жена. Не лишайтесь друг друга, точию от согласиа, ко времени; да празнуете в посте и в молитве и вкупе соберайтесь, да не искусит вас сатана, за неудержание ваше45 (1 Кор 7:1–5).

Внимай убо себе, Благоверный Царю, какову Господь Бог дарует крепость и помощь рабом Своим, творящим волю Его, а согрешающим, некающимся, каково наказание и великие скорби посылает на грешники, прещения Своего. Сбыстся вся cиa на нас, грех ради наших. Возста убо в нас ненависть, и гордость, и вражда, и маловерие к Богу, и лихоимство, и грабление, и насилие, и лжа, и клевета, и лукавое умышлеше на всяко зло, паче же всего блуд, и любодеяние, и прелюбодеяние, и содомский грех, и всякая скверна и нечистота. Преступихом заповедь Божию, возненавидехом, по созданию Божию, свой образ, и строимся женскою подобою, на прелесть блудником, главу и браду и усе бреем, ни по чему не обрящемся крестьяне: ни по образу, ни по одиянию, ни по делом. Кленемся именем Божиим во лжу, к церквам Божиим не на молитву сходимся, паче на гнев Бога воздвизаем, блудники прельщаем, не очищаемся от грех, только стоящим со страхом на соблазн, ни прощениа во всяких злобах не творим, ни мо­литвы теплыя к Богу не всылаем о своих гресех, несть на нас истиннаго крестнаго знамения, по существу, персты управити по чину, вообразити Господне древо и животворящий крест, и Троица: Отца, и Сына, и Святаго Духа, и показати Божество и человечество, и крещение, покаяние, Ердань, и Спас, и Предтеча, и вся сия святолепно в руце устроив, назнаменовати крест Христов: первие на челе, потом на персех, на сердцы, таж на правую плещу и на левую, ино, по существу крест воображен, телу на здравие, а души на спасение, рукою себя перекрестити, а телом поклонитися Господу Богу, а умом молитися “от всея душа и от всего помышления”46: близ Господь боящихся Его, и уповающих на милость Его. Мы ж вся cиa презрехом, и суда Божии не воспомянухом, ни часа смертнаго не убояхомся, и страшных и неизглаголанных мук, уготованных диаволю и ангелом его (Мф 25:41) и творящим волю их. Вся сия забыхом, Писанию Божественому и учению от Святых Отец не внимахом. Какии казни и всякиа наказаниа Господь наведе, грех ради наших: ово пленение поганых, безпрестани сеча и кровопролитие, и церквам Божиим разорение, и всякие святыни попрание, и истопление, и пожжение, и всякие священнические, и иноческие, и христианские души, и князей, и бояр, и всякаго возраста человеческаго плениша, и поругаша, и оскверниша: несть им помилующаго, ни заступающаго, а оставльшихся сильнии сами своих плениша и поругаша, и всякими насилии, лукавыми коварствы мучиша. Сле­зы, и стенание, и вопль их Господь услыша, и посла глад на землю и мор, и всякому богатеству и плоду земному, и скоту, и зверем, и птицам, и рыбам, всему оскудение дарова, и пожары великие и межъусобныя брани.

Вся сия законопреступлениа хощет Бог тобою исправити, и от греха всех свободити. Ты ж убо, Благоутробный Царю, пролей слезы теплыя к Создателю своему, и воздай молитву от всея душа и помышления, яко да наставит тя исправити cиe, и заблужших души на покаяние привести, и от вечныя муки избавити, и Божию милость получити, со всеми рабы своими, о Христе Исусе и о Господе нашем, Ему же слава и держава со Отцем, Сыном и Святым Духом. Аминь.

Cиe убо писание прочет, и разсуди себе, и умолчи до времени. Благоволит Бог в духовне совете, о Бозе откровенно ти будет, на радость души твоей47.

Список сокращений

БТ

Богословские труды.

ПСРЛ

Полное собрание русских летописей.

ТОРДЛ

Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом).

ЧОИДР

Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете.

1Голохвастов Д. П.; архимандрит Леонид. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания // ЧОИДР. М., 1874. Кн. 1. С. 87.

2Фроянов И. Я. Драма русской истории. На путях к опричнине. М., 2007. С. 499–500.

3Там же. С. 504.

4Там же. С. 506.

5Там же. С. 509.

6Позднее он принял монашеский постриг с именем Афанасий и был Митрополитом после святителя Макария. См. о нём: Игумен Макарий. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564–1566) // БТ. Сб. 25. 1984. С. 247–259.

7Фроянов И. Я. Указ. соч. С. 511.

8Там же. С. 512.

9Об этом же говорится в 33-й главе постановлений Стоглавого Собора (Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2. М., 1985. С. 296–297).

10Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 401–410.

11ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 200.

12Там же. С. 201.

13Голохвастов Д. П.; архимандрит Леонид. Указ. соч. С. 87.

14Кудрявцев И. М. “Послание на Угру” Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // ТОДРЛ. Т. 8. М.; Л., 1951. С. 158–186.

15Голохвастов Д. П.; архимандрит Леонид. Указ. соч. С. 71.

16Там же. С. 328–455.

17Лурье Я. С. Заметки к истории публицистической литературы конца XV — первой половины XVI в. // ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 464–465.

18Архимандрит Макарий. Послание Митрополиту Макарию // Макарьевские чтения: Русские государи — покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Вып. 8. Можайск, 2001. С. 99–104; Он же. Жизнь и труды святителя Макария… С. 397–398.

19Здесь и далее цитаты из Священного Писания приводятся автором Послания в более или менее свободном виде. — Ред.

20Ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 410.

21Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоан­ну IV (1547, января 16); Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 365, 406. См. также: Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 550; Архимандрит Макарий. Новгородский архиепископ Пимен (1552–1570) // Альфа и Омега. 2003. № 1(35). С. 134.

22Ср. Послание святителя Макария царю Иоанну Грозному под Казань в 1552 году // Указ. соч. С. 409.

23В Библии не “сеть”, а “месть” (Втор 32:41).

24Истнити — разбить, сокрушать, стереть. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 385.

25Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13) // Указ. соч. С. 406.

26См. также: Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 403.

27Молитва, читаемая в конце великопостной утрени и вечерни: “Небесный Царю, веру утверди, языки укроти, мир умири, святый храм сей (или святую обитель сию) добре сохрани…”. — Часослов. М., 2002. Л. 52 об., 114.

28Объюродети — впасть в безумие, обезуметь. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 370.

29Неветохранитель — вероломный человек. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. С. 42. В Послании к Римлянам — “неклятвохранителны” (Рим 1:31).

30Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорения Казани (1552, ноября 3) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 414.

31К данному слову в публикации было сделано следующее примечание: Вместо уверися (по новгородски, и вм. е, как и выше и ниже кое-где).

32Избава — цена выкупаемого пленника, избавление. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. С. 210.

33Цитата из Никеоцареградского Символа веры.

34Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13); Речь Митрополита Макария к царю при встрече в Москве после покорении Казани (1552, ноября 3) // Указ. соч. С. 406, 414.

35У И. И. Срезневского имеется слово ухлебить, что значит ‘накормить’ (Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Т. 3. Ч. 2: Т–Я. М., 1988. С. 1328), но в данном случае это значение не подходит. Ухлебать — скорее ‘растратить’.

36Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395.

37Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13) // Указ. соч. С. 407.

38Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369.

39Очевидно, избяные, то есть ближние, домашние люди.

40Подоба — способ поведения. — Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 16. М., 1990. С. 17. Священник Григорий Дьяченко со ссылкой на соответствующее место из Послания апостола Павла указывает следующее значение слова подоба — ‘подобающее употребление’. — Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. С. 441.

41Издатель сделал в этом месте такое примечание: “Так в подлиннике. По-видимому, за сим есть пропуск. Не умев связать смысла, я начал в новую строку”.

42Из благодарственной молитвы, читамой после принятия пищи.

43Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3) // Указ. соч. С. 368.

44Учительное послание Митрополита Макария в Свияжск к царскому войску (1552, мая 21) // Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 400.

45Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля, 3) // Указ. соч. С. 368.

46Диаконское прошение из сугубой ектении.

47Голохвастов Д. П.; архимандрит Леонид. Указ. соч. С. 69–87.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.