«Вместо
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Президент Владимир Путин подписал указ об образовательной реформе. Бакалавриат и специалитет объединят в один уровень высшего образования, а магистратура станет частью специализированного. Пилотный проект запустят уже в 2023 году в шести вузах нашей страны. Эта модель может стать единой для всех. Какие изменения ждут студентов, выяснил «Правмир».

Что случилось?

Президент Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», который полностью изменит систему высшего образования. Пилотный проект реформы запустят в шести вузах России уже в 2023/24 и 2025/26 учебных годах. 

Напомним, что сегодня в России три уровня высшего образования: 

  • бакалавриат (от 4 лет) и специалитет (от 5 лет),
  • магистратура (от 2 лет), 
  • подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура (от 3 лет), ординатура (не более 3 лет), ассистентура-стажировка (2 года).

Пилотный проект предполагает следующие уровни:

  • базовое высшее (от 4 до 6 лет),
  • специализированное высшее, которое будет включать магистратуру (от 1 года до 3), а также программы ординатуры и ассистентуры-стажировки,
  • аспирантура.

Согласно указу, эти перемены «усовершенствуют систему высшего образования и подготовят квалифицированные кадры для долгосрочных потребностей в отраслях экономики и социальной сферы».

В чем разница?

Ирина Абанкина

Специалитет переместили на так называемый базовый уровень и объединили с бакалавриатом, объясняет «Правмиру» Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ:

— Программы базового уровня длительностью от 4 до 6 лет предназначены в основном для выпускников 11-х классов. Однако также на них могут поступать и люди, вернувшиеся из армии, и те, кто хочет продолжить обучение после определенного стажа работы, и выпускники колледжей.

Правила приема останутся практически без изменений

  1. На базовый уровень вузы будут принимать по результатам ЕГЭ. 
  2. Для тех, кто не сдал ЕГЭ, в июле вузы проведут вступительные испытания.
  3. Результаты олимпиад также принимаются во внимание, их срок действия — 5 лет.  

Продолжительность образовательных программ будет зависеть от направления подготовки и специальности. Получив базовый уровень, выпускники смогут продолжить обучение на специализированном, однако требоваться он будет не везде:

— Большинство уровней высшего образования включены в профессиональные стандарты и требования к профессиям. В редких случаях требования магистратуры специально указаны, например, для руководителей в образовании требуется магистратура именно по направлению управления образованием. Однако в общем случае обычно требуется просто наличие высшего образования. Таким образом, ограничений со стороны рынка труда не предвидится, — отмечает в разговоре с «Правмиром» Ирина Абанкина.

Для тех, у кого уже есть высшее образование, проект предусматривает «специалитет по программам магистратуры», и это не будет считаться вторым или последующим высшим. 

Сейчас выпускники специалитета не могут бесплатно поступать в магистратуру, поскольку это одно и то же уровневое образование. Согласно законодательству, бесплатное образование можно получить только впервые. Исключения были для тех, кто получил специалитет до принятия закона об уровневом образовании. Пилотный проект эту «дискриминацию» снимает, объясняет Ирина Абанкина.

Правила, которых пока нет

Если выпускник получит гуманитарное базовое образование, сможет ли он перейти на специализированное по другим, более техническим направлениям, как атомная физика или компьютерные науки? 

Некоторые эксперты и законодатели считают, что следует ввести ограничения на этот процесс, чтобы не оставлять его полностью на усмотрение учебных заведений. В свою очередь, вузы могут провести вступительные испытания, собеседования и адаптационные курсы, чтобы уравнять образовательный фон поступающих, добавляет собеседник «Правмира»:

— Существует предположение, что должно быть некое соответствие между базовым и специализированным уровнями образования. Это может означать углубление знаний в определенной области или развитие навыков в новых областях, например, в области управления или права. Вопрос все еще не решен и подвергается апробации в пилотных университетах.

Пока что для поступления в магистратуру нет законодательно установленных ограничений или требований о сдаче дополнительных экзаменов. По словам Ирины Абанкиной, правила приема на магистерские программы будут проработаны и уточнены.

Что касается аспирантуры, то ее окончание предполагает защиту диссертации, которая регулируется законом о науке, а не об образовании. С 2014 года, когда был принят соответствующий закон, аспирантура стала самостоятельным уровнем образования. Аспиранты, поступившие с 2014 года, получали право на диплом об окончании третьего уровня образования, а защита диссертации была на их усмотрение.

— Впоследствии отменили право на получение такого диплома. Вопрос о том, будут ли возвращены эти возможности и будет ли защита диссертации считаться третьим уровнем образования, пока остается открытым и будет выясняться в процессе апробации в рамках пилотного проекта, — добавляет Ирина Абанкина.

Каких вузов это коснется?

Участниками пилотного проекта станут шесть университетов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Московский авиационный институт (НИУ МАИ), Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Томский государственный университет.

Им поручено разработать и утвердить новые образовательные программы, стандарты и требования до 30 июня, так как прием по программам базового, специализированного образования и аспирантуры начнется уже в 2023 году. Он пройдет параллельно с набором на прежние формы обучения, предусмотренные ФЗ «Об образовании».

По данным Ирины Абанкиной, бакалавриат и магистратура предлагают обучение по 55 направлениям, в то время как специалитет покрывает широкий круг специальностей — 495. Эти специальности собраны в укрупненные группы, но все равно остаются вопросы о том, как они будут совмещены на базовом уровне.

— Позитивно в этом контексте выглядит включение в пилотную апробацию вузов с широким набором направлений подготовки и специальностей, имеющих опыт реализации программ не только бакалавриата, но и специалитета разной длительности, и расположенных в разных регионах страны. Это позволит провести тестирование стандартов и выяснить, что из этого может стать основой законодательных и нормативно-правовых изменений, включая возможные механизмы финансирования, — считает Ирина Абанкина.

Если новые стандарты будут признаны федеральными государственными образовательными стандартами, они станут обязательными для всех. Это потребует дополнительных инвестиций, например, в повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров, развитие лабораторий и обновление оборудования.

— Все эти вопросы должны быть отработаны в процессе создания новой модели национального высшего образования, — заключает эксперт.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.