«Как не при храме делать такие выставки?» – Евангелие глазами молодых художников

, |
«Положение во гроб» – это традиционная и частая художественная тема, поэтому для молодого живописца по-своему увидеть ее – подвиг. В храме Живоначальной Троицы в Троицке открылась выставка «Евангелие глазами молодых художников».

– Мы продолжаем традицию соединения духовных и культурных институций, – сказал в своем выступлении министр культуры Владимир Мединский. – Это не первая такая выставка. Идея давно витала в воздухе и родилась сама по себе. Я много лет был знаком с Ильей Сергеевичем Глазуновым и знаю, какое внимание он уделял духовным и религиозным сюжетам. Он много читал и писал на эту тему. И то, что в стенах храма выставлены работы учеников его Академии, символично. Равно как и символично то, что храм становится не только центром духовной, но и в некоторой степени светской культурной жизни. Чем больше пока еще невоцерковленных людей придет в стены храма посмотреть на картины, тем больше их рано или поздно придет к пониманию Бога, добра, справедливости, милосердия. В этом и состоит цель церковного служения.

В Троицке, в крипте храма Живоначальной Троицы, открылась выставка «Евангелие глазами молодых художников».

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова представила на экспозиции несколько десятков работ своих выпускников, созданных за два последних десятилетия. «Проклятие Хама», «Положение во гроб», «Христос и иудейские учителя», «Чудо о Царевиче Дмитрии», «Святой Николай Мирликийский останавливает казнь». Работы на библейские и евангельские сюжеты перемежаются с сюжетами из житий святых и русскими пейзажами.

Епископ Домодедовский Иоанн, управляющий Северо-Восточным викариатством, уверен: выставка в храме демонстрирует «формат жизни Новой Москвы, в которой заботятся не только о строительстве жилых комплексов и парковок, в ней появляется и духовно-культурное пространство». Епископ убежден: подобные выставки можно противопоставить общей тенденции высмеивания и сатирического отношения к нашим национальным и культурным ценностям. Они демонстрируют не только преемство тому, что делал покойный Илья Глазунов, но прежде всего преемство традициям европейской и русской художественной школы.

– Как не при храме делать такие выставки?! – риторически отметил художник Иван Глазунов. – Мы стараемся в Академии, чтобы любая, даже светская задача, была поставлена в векторе движения к Богу. Каждый молодой художник рад поделиться своим творчеством, но отклик найдет та работа, в которую, помимо усилий, таланта, вложена любовь.

Еще Врубель определил задачу искусства – «будить современников величавыми образами духа», напомнил художник.

– Это действительно высокая задача, а может быть, даже по Станиславскому – сверхзадача художника. Все наши студенты служат такой возвышенной идее вне зависимости от того, на какую тему и в каком жанре пишут. Сегодня выставка посвящена Евангелию и святым, всему миру русского православия, который плодит такие темы, на которые художник может ответить.

Как рассказал Иван Глазунов, весь 2018 год работы художников Академии, собранные в большую выставку, ездили по Италии. В Риме, Генуе, Сан-Ремо отклик был очень живым.

– Школы разрушены, а мы в России еще живем идеей не потерять реалистическую и академическую школу, через которую художник обретает свободу для творчества на национальной основе. Это отрадно, конечно, но главная задача – служить соотечественникам. И нынешняя, пусть небольшая, выставка – часть души нашей Академии, – отметил он.

Иван Глазунов, который сегодня исполняет обязанности ректора Академии, провел экскурсию для гостей выставки и рассказал о поиске натуры, изучении исторических источников, о спорах педагогов на утверждении эскизов.

«3-й курс, малый диплом» – такие подписи к картинам могут вызвать некоторое недоумение. Малый диплом по своей сути является репетицией большого диплома, то есть работой ученической.

– «Проклятие Хама», например, – одна из ветхозаветных тем, которая для курсовых работ традиционна, – объяснил Глазунов. – На них полезно и просто учиться. Психологическая ситуация в этих сюжетах понятна – и художник, как композитор, может всегда ответить на тему. Если художник сделал больше, чем может сделать просто студент, тогда картина попадает в фонд Академии.

Так случилось с работой, написанной на третьем курсе известным художником Павлом Рыженко, или картиной «Молитва. Остров Валаам» Татьяны Юшмановой. В студенческие годы Юшманова много путешествовала по Русскому Северу. Соловки, Архангельск, Кольский полуостров, Белое море. Видя, как безвозвратно уходит, гибнет и вымирает деревня, как разрушаются храмы, она писала Север. «Остров Валаам» – курсовая работа Юшмановой, вошла в сокровищницу Академии.

– Работа с натуры требует зарисовок. В конечном счете это позволяет художнику решить не только внутренние задачи, а поразмышлять о сегодняшнем дне. Надо учиться выражать и сегодняшний день тоже, хотя у нас теперь и не так красиво, как было при Алексее Михайловиче, – шутливо заметил Глазунов, рассказывая о картине «Моя Россия».

На выставке представлен целый цикл работ выпускников пейзажной мастерской.

– Мы настраиваем своих студентов искать места, в которых сохранился дух времени, – рассказал Глазунов. – Призываем пытаться поймать вековечность красоты, выявлять замысел Божий о человеке. Вообще, художник должен учиться любить. Это главное – и это совсем непросто.

«Положение во гроб» – дипломная работа Марии Востриковой – была написана под руководством профессора Ильи Глазунова.

– Работа получалась плоская и неинтересная. А потом художница ввела эффект освещения. В разных местах картины зажгла огоньки. И картина ожила. Она может быть «прочтена» даже тем, кто не читал и не знает Евангелие. Она оказалась больше, чем учебная задача выразить сюжет в цвете, тоне, пятнах.

По словам мастера, бесчисленное множество художников обращалось к теме «Положения во гроб» – это традиционная и очень частая художественная тема. Для молодого живописца взять ее и по-своему увидеть – подвиг.

– Когда это получается, мы всем педсоставом Академии испытываем радость. Илья Глазунов служил идее сохранения реалистической школы, духовности, без которых не может быть настоящего искусства. И когда картина его учеников ставит внутренний этический, психологический и эстетический вопрос и отвечает на него, значит, художник попал, значит, цель достигнута.

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Дети – будущие блогеры, родители жалуются, а педагоги погрязли в бумагах
Имена родителей, пощечина Арию и мешочки с золотом – проверьте, что вы знаете о Чудотворце
Думайте о хорошем и поставьте будильник подальше от кровати

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: