Урок борьбы с осуждением
Протоиерей Андрей Лоргус объясняет механизм приобретения нами навыка осуждения. Как психолог он прослеживает эволюцию детского сравнения себя с одноклассниками в полное отчуждение от людей, находящихся рядом.

Господь говорит: «Не судите да не судимы будете!» Мы, конечно, хорошо все помним, что Евангелие призывает нас никого не судить, но, к сожалению, это один из самых часто грехов – осуждение другого человека.

Протоиерей Андрей Лоргус

Протоиерей Андрей Лоргус

При этом этот грех мы совершаем часто даже неосознанно, то есть это как бы такой навык, это такая привычка все время кого-то осуждать, все время судить кого-то, и поэтому об этом очень часто возникает разговор и на исповеди, и на психологической консультации.

Даже в обыденной жизни христианина очень часто мы спрашиваем себя: «Ну как же научиться не осуждать?»

Дело в том, что осуждение имеет много будто бы позитивных» сторон. Осуждая, я чувствую себя лучше, чем тот, кого я осуждаю. Осуждая, я как бы оттачиваю свои нравственные, моральные взгляды и ценности. Осуждая, я унижаю другого человека и тем самым делаю его для себя безопаснее. Осуждая, я приобретаю возможность не исполнять того, что этот человек от меня ожидает или просит.

Если я, например, осуждаю нищего, то я могу ему не давать денег, если я вижу что он алкоголик, что он бомж, я могу пройти мимо и так далее. То есть мы обнаруживаем такие выгоды, неосознанные выгоды, которые делают для нас осуждение привлекательным. И все эти выгоды есть грех. Потому что все они нам помогают не любить и презирать человека. А Господь сказал достаточно однозначно: «Не судите, и не судимы будете».

Но что такое суд? Что такое суждение о другом? Это сравнение. Это всегда некая оценка по той или иной шкале. Человек достаточно добр или недостаточно добр, человек достаточно злой или недостаточно злой, достаточно образован или недостаточно образован и так далее, и так далее.

У нас с вами десятки самых разных социальных, нравственных, моральных правил, и по каждому из правил мы можем человека оценить: «Вот он такой». И если какие-то величины этих параметров уже представляются нам плохими, грешными, недостойными, презираемыми, то тогда это уже будет осуждение в прямом смысле слова, так как мы обычно понимаем.

Но как же отучиться судить человека, если правила эти и нормы эти представляются нам обязательными, необходимыми, и без них невозможно. Ну конечно, невозможно! Нам они необходимы для нашей жизни друг с другом в семье и на работе, в обществе, нам необходимы правила.

Но, правила правилами, но что мы делаем с этой функцией – оценивать? Мы все время оцениваем других, мы оцениваем и себя, конечно, и эта функция оценки заменяет нам отношение к человеку, заменяет любовь, заменяет сочувствие, заменяет внимание к человеку.

Мы думаем, что проявить внимание к человеку – это оценить его. Проявить заботу о человеке – это, например, высказать ему определенную нотацию, высказать ему определенное недовольство, сказать что «вот, ты знаешь, а ты поступаешь плохо».

Мы думаем, это забота о человеке. Мы с детства привыкли оценивать друг друга и мы привыкли сами, что нас оценивают. И это дурная привычка. Это дурная педагогика, которой нас учили и родители, и особенно в детском саду и в школе, где все время детей сравнивают друг с другом.

Вот, например, Маша – она хорошо делает уроки, а вот Света – она небрежно делает уроки. Или, например, у Оли хорошо получаются палочки и нолики, а вот у Гали – у нее получаются кривые. А вот Миша, который очень хорошо заправил кровать, а вот ты вот, Оленька, ты вот не умеешь красиво заправить кровать. Вот как ты одет, Митечка, у тебя все торчит! Посмотри, как одевается Наташа, вот у нее все аккуратно!

Так с самого раннего возраста нас учили, и мы продолжаем так учить своих детей – сравнивать, и мы это делаем почти осознанно. Потому что мы начинаем понимать, что сравнение заставляет ребенка больше быть внимательным к себе, больше уделять внимание тому, что он делает, и как он себя ведет. То есть таким образом, с помощью оценки с другим, с помощью сравнения с другим мы, как мы говорим, воспитываем.

 

На самом деле мы манипулируем ребенком. Мы навязываем способ отношения между людьми ребенку в виде сравнения, в виде оценки. И очень рано, уже это отчетливо видно в младшем дошкольном возрасте, и в церкви, и в школе, и дома, как дети охотно пользуются этой оценкой. «Ой-ой-ой, спросите, пожалуйста, меня – я уже первая сделала!» Или: «У меня лучше получилось!» Или: «Посмотрите, как я сделал!»

То есть дети используют сравнение и оценку, и самооценку (в данном случае самооценку) не как личностный инструмент, а как способ поведения в группе, чтобы приобрести больше внимания взрослого, получить первое место, получить похвалу, получить лучшую оценку в школе. И именно в младшем школьном возрасте окончательно закрепляется этот тип поведения, в котором есть постоянное сравнение, оценка: «Я лучше другого. Я лучше сделал. У меня пятерка, а у него тройка. У меня чистый дневник, а у него грязный дневник» и так далее, и так далее.

Что происходит дальше? Дальше эти оценки и все эти сравнения переходят, прежде всего, в область нравственности, морали, а потом и социальных статусов: «У меня лучшее образование. Вот окончил МГУ, а вот он окончил педагогический. Вот езжу на «лексусе», а он никак вот не может купить ничего другого, кроме «жигулей».

Мы постоянно сравниваем друг друга, мы постоянно оцениваем друг друга с точки зрения власти, зарплаты, одежды, машины, дома, квартиры. И точно так же мы относимся и в нравственном смысле: «Ну вот, этот человек, он же поступает хуже, чем я. Он ворует. Или он пьет». Увидели своего школьного товарища, у которого лицо точно показывает, что он алкоголик, – ну вот, он уже алкоголик, а я вот еще нет.

Эти неосознанные наши реакции в мгновение ока пролетают перед нашим взором, мы даже оглянуться не успеваем. Это наше привычное отношение к другому. Это наше осуждение как способ отношения к другому человеку. Мы к этому привыкли. Мы этим пользуемся, как пользовались нами в младшем дошкольном возрасте, так пользуемся и сейчас мы этим способом, способом преступным.

И с психологической точки зрения эту заповедь «не судите и не судимы будете» мы могли бы развернуть так: не сравнивайте. Никого не сравнивайте и не ставьте оценки друг другу. Казалось бы, это нарушает главный принцип – принцип нравственности, потому что нравственность основана на определенных правилах и шкалах.

Это так. Оценивать свои поступки согласно определенным нравственным правилам и ценностям необходимо. Но когда человек, как говорили святые отцы, навык в добре, то ему уже не нужны оценки, потому что эти оценки у него уже в сердце. И если сердце живет любовью, то любовь является главной оценочной шкалой. Если я люблю, то мне не нужно видеть ошибки человека. Если я люблю, то мне не нужно замечать, насколько он плох, насколько он грешник, насколько он порочен. Я все равно его люблю, каким бы он ни был. И тогда мне не потребуется ни оценка, ни сравнение, и я не буду его судить.

А если я знаком с тем, что такое смирение хотя бы чуть-чуть, хотя бы в виде принятия своей жизни, своего облика, своей судьбы, то тогда и к другому я со смирением могу отнестись в том смысле, что мне вообще не нужно знать, каков он с точки зрения нравственных и моральных правил. Не я ему судья. Но сначала нужно научиться не оценивать.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.