Главная Общество Образование

Как студенты меняют мир

Ректор СПбГУ ИТМО – об инновациях, чудесах будущего и о том, почему интернет не заменит живую собаку
Мы продолжаем публиковать авторский цикл передач президента МедиаСоюза Елены Зелинской «Непотерянный Петербург», который выходил в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Известные петербуржцы – ученые, писатели, философы, общественные деятели – размышляют о том, что их волнует в жизни города. Сегодня мы предлагаем читателям «Правмира» беседу с ректором Санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимиром Васильевым.

Владимир Николаевич Васильев – ректор Санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики с 1996 года. Это название известнейший российский вуз получил только в 2003 году, хотя статус университета у легендарного Ленинградского института точной механики и оптики (ЛИТМО) появился еще в 1994.

Владимир Николаевич связал свою жизнь с ЛИТМО с 1983 года. Здесь он защищал докторскую диссертацию, здесь же создал кафедру компьютерных технологий, многие студенты которой известны на всю страну и даже мир своими программными разработками.

В 2004 году Владимир Николаевич Васильев возглавил Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, с августа 2012 – член Экспертного совета при правительстве Российской Федерации.

Что стоит за брендом?

В советское время аббревиатура «ЛИТМО» была известна не только в нашей стране, но и во всем мире, и он был достаточно узкоспециализированным высшим учебным заведением. В основном мы готовили специалистов в области оптики, оптических материалов, оптического приборостроения, точной механики.

В 1996 году мы оставили аббревиатуру «ИТМО» и тем самым сохранили бренд, сместив акценты в область информационных технологий, которыми сейчас в основном и занимается наш университет.

Теперь круг наших научных исследований и основных образовательных программ, инновационной деятельности, охватывающий информационные технологии, значительно расширился.

Оптика – это не просто наша визитная карточка. Оптика – это прежде всего свет. А свет – это, как известно, жизнь.

Мы занимаемся в основном изображающей оптикой: телескопы, спектрометры, дальномеры, очки, фотоаппараты, объективы и так далее – то есть всем тем, что связано с изображением, его передачей и с обработкой. В последние двадцать-двадцать пять лет начало происходить определенное смещение в область так называемых фотонных технологий: например, дисплеи связаны с фотонами. Оптический сигнал передается по оптоволокну, оно же используется для осуществления связи между компьютерами. Изготовление многих элементов вашего мобильного телефона связано с оптикой и лазерными технологиями.

Поэтому в последнее время развивается не только изображающая оптика, но и то, что имеет отношение к единичным фотонам и передаче информации с их помощью. И мы тоже расширяем нашу сферу деятельности – в том числе и в Санкт-Петербурге.

Инновации: модное слово?

В названии нашего университета используется модное нынче слово «инновации». На самом деле, инновация – необходимость для университета. Инноваций много: маркетинговые, организационные, но главное – то, что сейчас интересует не только нашу страну, не только Санкт-Петербург, но и весь мир – технологические инновации, то есть то, что связано с технологиями.

Мы должны развивать приоритетные направления, существующие в мире: так называемый переход к «шестому укладу», нетрадиционные источники энергии, медицина, биотехнологии и так далее. Практически все они имеют отношение к информационным технологиям.

Чтобы получить востребованный человеком, продающийся и покупающийся новый продукт или услугу, мы должны искать новые пути реализации, пути прохождения товара, начиная от фундаментального исследования до выхода на рынок. Сегодня университет просто обязан этим заниматься.

Ведущие университеты: Массачусетский технологический институт, Стэнфорд, Университет Лос-Анджелеса и так далее – все они идут по этому пути. Тот же MIT находится на первом месте в рейтинге университетов мира — студенты, аспиранты, молодые научные сотрудники ежегодно создают внутри университета порядка 25–27 новых технологических компаний.

В советский период это тоже присутствовало, просто мы видели верхнюю часть айсберга – собственно, школу, тогда как на самом деле и советский университет, и университеты всего мира развивались по иной модели. Они занимались научными исследованиями. Университет – это не школа. Школа передает знания от поколения к поколению, а в университете эти знания генерируются.

Если университет не создает новых знаний, то это учреждение ближе к среднему профессиональному образованию. Участие студентов и аспирантов в генерации новых знаний является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Фото: vasilev.ifmo.ru

Фото: vasilev.ifmo.ru

Технологическое предпринимательство: от iPad до гетероперехода

В наше время появилась новая задача: «технологические инновации», или «технологическое предпринимательство».

В широком обиходе словосочетание «технологическое предпринимательство» не используется, но в специальной среде такой термин есть. В ведущих университетах мира, в том числе и в нашем Университете информационных технологий, механики и оптики, есть образовательные программы и модули по технологическому предпринимательству.

Что это такое? Это определенная технология, предполагающая не просто генерацию знания и передачу их новому поколению, а получение из знания некоторый новый товар и новую услугу, трансфер от получения этого знания до превращения его в товар и услугу – и, самое главное, выход на рынок.

Таким образом, новый продукт должен быть полезен обществу, конкретному человеку и связанному с человеком производству. Потому что бесполезную вещь никто продавать и покупать не будет.

Наверное, всем в России уже знаком коммуникатор четвертого поколения «Yota». Но мало кто знает, что программное обеспечение первого в мире коммуникатора 4G сделали студенты нашего университета, выпускники 2006 года.

Напоминаю, что «Yota» появилась в конце 2007 года. А программное обеспечение первого в мире коммуникатора 4G было написано за полтора года до этого.

В области IT, у разработок программного обеспечения (например, у разработанных Стивом Джобсом «I-pad»-ов) временной лаг очень короткий. Но есть товары, для выхода на рынок которых требуются десятилетия а то и жизнь.

В конце 1950-х – начале 1960-х Жорес Иванович Алферов – наш Нобелевский лауреат – занимался гетеропереходом и созданием лазеров на гетеропереход. Его работа нашла применение только через сорок лет, когда на рынок широко вышло применение лазеров.

Все зависит от конкретной разработки и восприимчивости общества, промышленности, экономики того или иного продукта.

У истоков Рунета

Я являюсь научным руководителем Рунета — российской университетской сети.

В 1991-92 году возникла идея интернета в России. В мире он уже начинал развиваться, а у нас еще далеко не все знали, что такое электронная почта.

Сейчас молодым не знакомы слова «вероника», «гофер», «арчи» – это сервисы, сетевые протоколы, которые работали в интернете. В 93-м появился веб – собственно всемирная сеть. Идея наша была очень простая – сделать российскую университетскую сеть на базе протоколов TCP/IP – то, что называется интернетом.

В то время нас активно поддержало Министерство образования, и мы с коллегами начали создавать такой проект. Наш университет стал закоперщиком. А мне доверили руководство проектом.

Цифровых систем связи в 93-м у нас не было, поэтому пришлось устанавливать на университетах антенны спутниковой связи. Мы арендовали спутник у Министерства обороны России и в 94-м году запустили первые шесть узлов между Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском, Ульяновском. Саратовом, Ростовом-на-Дону.

Теперь это всем понятная рутина: есть видеохостинг Youtube, есть общение, можно из дома проводить видеоконференции. Но тогда это было чудо: мы показывали библиотеку Конгресса Соединенных Штатов, не отходя от компьютера, смотрели Лувр…

Университетская сеть живет и развивается до сих пор и является крупнейшей академической сетью в Европе.

Чудеса будущего

Как будут развиваться информационные технологии, легко предположить, исходя из того, как они движутся сейчас. Слово «мультимедиа» уже для всех понятно: это передача голоса, изображения, звука, текста и так далее. Следующий переход очевиден: трехмерные передачи. Они будут осуществляться для того, чтобы приблизить картинку, сделать общение с человеком более комфортабельным.

Ясно, что будут увеличиваться скорости, будут ускоряться алгоритмы обработки изображения, чтобы картинка на экране обрела высокую четкость, не скакала.

Виртуальная реальность будет все более и более практически сближаться с реальной. Скорее всего, станет возможна передача по проводам тактильных ощущений, запаха.

Нужно ли живое общение в век информационных технологий?

Хорошо ли это? Мы, те, кто занимаются этой темой профессионально, знаем, что в любом решении, в том числе и в развитии интернета, всегда есть плюсы и минусы. С одной стороны, вы всегда можете найти нужную информацию или быстро из любой точки пообщаться, например, по скайпу.

Но есть и большой минус: мы перестали именно общаться лицом к лицу, face to face – когда ты видишь реакцию человека, когда важна атмосфера вокруг…

Живое общение незаменимо. Если я общаюсь по телефону, я не вижу блеска глаз собеседника. Я не вижу через компьютер эмоцию собеседника, не вижу интереса или его отсутствия.

Или еще. Я с детства хорошо отношусь к собакам – когда я был маленьким, у нас была овчарка. И детям нашим, когда они подросли, мы купили собачку, чтобы они не просто играли с ней, а именно чувствовали себя ответственными перед нею и заботились о ней.

Конечно, никакой интернет живую собаку не заменит!

Жизнь университетская

Я родился 1 апреля 1951 года, так что недавно у меня был юбилей.

Считаю эту дату символичной. Во-первых, первое апреля – день дурака. Второе – баран, то есть овен. Полный набор — то, что нужно ректору и преподавателю.

У нашей университетской газеты «Университет ИТМО» тоже юбилей – ей исполнилось восемьдесят лет. Эту газету создают не профессора и не ректорат, а студенты. Они сами – выпускающие редактора, корреспонденты и идеологи издания.

Я считаю это крайне важным. Я уже говорил, что университет — это не школа. Разовью свою мысль дальше: мы не можем работать как полупроводники, не видя отдачи со стороны студентов. Тогда у нас получается: отдельно преподаватели, отдельно студенты, отдельно администратор, отдельно обслуживающий персонал – то есть каждый живет и выполняет свои функции, может быть, хорошо, но не как сообщество, обладающее своей уникальной культурой.

Должно существовать самоуправление. У нас в университете оно представлено в разных формах: студенческий совет и студенческий клуб. Члены студенческого совета являются также членами ученых советов и факультетов и большого университетского совета. Студенческий клуб – среда для ребят, которые стремятся работать в творческой среде. В нем действует профсоюзный комитет и комитет старост. Это реально влиятельные студенческие структуры. Например, они премируют преподавателей: проводят анкетирование, выставляют преподавателям оценки по нескольким позициям, выводят общую, а мы на основании этого по итогам каждого семестра премируем преподавателей. И это не говоря о том, что в клубе действует огромное количество студий и спортивных секций!

Если студенты не влияют на всю жизнь университета, это не университет.


Другие выпуски передачи «Непотерянный Петербург»

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.