Как Церковь защищала мир в Южной Осетии

|
8 августа 2008 года – ровно десять лет назад – на Кавказе началась «пятидневная война». В Грузии ее называли вторжением, а в России считали миротворческой операцией по защите Южной Осетии и Абхазии. Конфликт не смог разделить закавказских православных: с самого начала боевых действий церковь пыталась примирить враждующие стороны. «Правмир» вспоминает, как это было.

90-е и 2000-е годы

Очаги межнациональной напряженности в Южной Осетии и Абхазии возникли вскоре после развала Советского Союза. В начале 90-х годов две автономные республики объявили о независимости от нового грузинского государства. Грузия не признала отделения двух регионов, что привело к вооруженным конфликтам, завершившимся фактическим отделением непризнанных государств от метрополии. С середины 90-х годов мир в регионе обеспечивали миротворческие контингенты СНГ, в основном состоящие из российских военнослужащих.

Ситуация обострилась после прихода к власти в Грузии в 2004 году президента Михаила Саакашвили, объявившего о намерении восстановить контроль центрального правительства над двумя автономными регионами. К 2008 году напряжение достигла максимальной точки: обе стороны обвиняли друг друга в провокациях и попытках нарушить договоренности 90-х годов.

8 августа 2008 года

Ранним утром 8 августа части 58-й российской армии вошли на территорию Южной Осетии. Они были призваны защитить миротворческий контингент в республике и жителей столичного Цхинвала и прилегающих сел. По российской версии, грузинские войска накануне обстреливали осетинские села и столицу республики из тяжелого вооружения. По версии Грузии, операции в регионе были ответом на нападения осетинских формирований на грузинские населенные пункты и несанкционированное проникновение через границу российских войск. Утром 8 августа начались бои с применением танков и авиации.

Православные иерархи сразу выступили с инициативой прекращения огня.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II призвал сражающихся немедленно остановиться. Он напомнил, что «среди тех, кто поднимает руку друг на друга, — православные христиане. Более того, столкнулись друг с другом православные народы, призванные Господом жить в братстве и любви».

– Обращаю к тем, кто сегодня ослеплен враждой, и свой горячий призыв: остановитесь! Не дайте пролиться еще большей крови, не позвольте многократно расширить сегодняшний конфликт! Проявите мудрость и смелость: сядьте за стол переговоров, в ходе которых уважались бы традиции, взгляды и чаяния грузинского и осетинского народов. Русская Церковь готова объединить усилия с Церковью Грузинской для содействия достижению мира. Бог наш, Который «не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33), да будет нам в этом Помощником, – увещевал Патриарх.

Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II призвал «как грузинские власти, так и осетинскую сторону, всех, для кого ценна жизнь человеческая и мирное развитие страны, сделать все, чтобы прекратилось вооруженное противостояние, и проблемы решались мирным путем».

– Следует отметить, что грузинское руководство — за мирный путь урегулирования конфликта и готово проводить мирную политику. Надеюсь, что и осетинская сторона не будет обострять ситуацию. Грузинский и осетинский народы связывают вековая дружба, родственные связи и, что самое главное, нас объединяет христианская вера, и мы должны жить мирно, без крови, – говорилось в обращении главы Грузинской Православной Церкви.

9 августа 2008 года

Из Южной Осетии на север – в российскую республику Алания – хлынул поток беженцев. Один из пунктов приема и помощи расположился в женском Богоявленском монастыре Ставропольской и Владикавказской епархии близ города Алагира. Он приютил семьи, вынужденные покинуть родину из-за боев, в основном женщин и детей. О готовности дать приют беженцам заявили все приходы и монастыри Ставропольской епархии, а ее глава, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан призвал собирать гуманитарную помощь для жителей пострадавших от войны районов.

В первые дни конфликта было собрано более 20 тонн гуманитарных грузов.

10-12 августа 2008 года

Патриарх Алексий II и Католикос Илия призвали свою паству молиться о мире и призвали международное сообщество помочь остановить кровопролитие.

– Я хочу попросить большие страны, такие как Россия, Америка и европейские страны, чтобы они сделали все, чтобы этот конфликт решился мирно. Мы ни с кем не воюем ― мы пытаемся защитить нашу исконную землю. Мы считали их (осетин) и считаем нашими братьями, и мы призываем их остаться так же братьями, ― заявил Католикос-Патриарх Илия II в проповеди 10 августа 2008 года.

В России и Украине прошли молебны о скорейшем восстановлении мира.

– К сожалению, наш великий праздник омрачен теми событиями, которые доходят до нас из Южной Осетии, где погибло уже две тысячи мирных жителей, где десятки тысяч местных людей стали беженцами, лишившись крова, а многие и своих близких. Мы горячо молились о них, испытывающих сегодня страдания и тревогу за свою жизнь, за свое существование, за свое будущее, а тех, кто погиб, мы поминаем сегодня в молитвах, чтобы Господь упокоил их в селениях праведных, – сказал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий во время празднования дня памяти иконы Божией Матери «Смоленская», именуемой «Одигитрия» (Путеводительница).

К прекращению конфликта 11 августа 2008 года призвал Папа Римский Бенедикт XVI. Он напомнил об общем христианском наследии, объединяющем Россию и Грузию, и призвал влиятельные страны предпринять инициативы в поисках мирного решения.

Август 2008 года

Продвижение российских войск вглубь грузинской территории продолжалось до 12 августа. В центре страны они заняли город Гори по дороге к Тбилиси, на востоке – прибрежный город Поти. К 16 августа конфликтующие стороны одобрили план урегулирования конфликта, разработанные при участии дипломатов России, Франции, США, Грузии и двух непризнанных республик.

Все это время продолжались контакты между представителями Русской и Грузинской православных церквей. Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ныне – Патриарх Московский и Всея Руси) Кирилл помог Католикосу-Патриарху Илие II побывать в занятый российской армией Гори и вывезти оттуда грузинских раненых и тела погибших. Кортеж и охрану главы Грузинской православный Церкви обеспечивали российские военнослужащие.

Одновременно Русская Православная Церковь объявила сбор помощи для пострадавших в конфликте.

– Завершившиеся в недавнем прошлом военные действия в Южной Осетии вынудили тысячи людей покинуть свои дома. По различным данным, более тридцати тысяч жителей Южной Осетии нашли временный приют в Российской Федерации. Цель данного сбора пожертвований — реализация усилиями Отдела по церковной благотворительности проекта по закупке и распределению гуманитарной помощи среди пострадавших в результате военных действий, участие в ликвидации последствий гуманитарной катастрофы, – говорилось в письме Патриарха Алексия II в адрес правящих архиереев.

После войны

Всего Русская Православная Церковь собрала почти 28,5 млн рублей на помощь жертвам конфликта. На первом этапе реализации церковного гуманитарного плана 500 семей, лишившиеся крова в результате военных действий, получили наборы гуманитарной помощи (постельное белье, полотенца, посуда, кухонная утварь, бытовая техника, хозтовары, предметы личной гигиены, моющие средства). На втором этапе 100 южноосетинских семей стали обладателями комплектов бытовой техники (двухкамерного холодильника, стиральной машины, СВЧ, мясорубки, чайника и утюга).

На третьем этапе Русская Православная Церковь помогла оборудовать в девяти школах Южной Осетии швейные мастерские, в четырех – компьютерные классы, организовала образовательные и социальные центры в разоренной стране.

Спустя год после войны священник Сергий Звонарев – и.о. секретаря по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – на международной научной конференции «Религия в современной системе международных отношений: возможности религии в созидании мира и урегулировании конфликтов» заявил:

– Массовые жертвы и разрушения в зоне грузино-югоосетинского конфликта стали серьезной преградой, разделившей народы. Сегодня, когда наши страны переживают не самое лучшее время своих взаимоотношений, диалог Русской и Грузинской Православных Церквей является едва ли не единственным мостом, связывающим людей по ту и другую сторону. Совместная гуманитарная и миротворческая деятельность двух Церквей может уврачевать раны, нанесенные военным противостоянием. Их миротворческий потенциал в том числе способен содействовать достижению договоренностей об установлении status quo в регионе.

На это православные Кавказа и их братья по вере надеются до сих пор.

Фото ИА “Рес”/ Л. Парастаева

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Несмотря на грозу, ливень и ветер люди собрались в защиту фигуранток дела «Нового величия»
Трое родных и трое приемных детей Михайловских ютятся в двух комнатах при храме

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: