Календарные страдания

|
В декабре 1699 указом Петра I празднование Нового года в России было перенесено с сентября на январь. В том, почему царю так не нравился 1699 год, как праздновали новолетие в XVIII веке и какие ещё существуют календарные системы, разбирался корреспондент «Правмира».
Календарные страдания

Год длиной в… четыре месяца

В середине декабря 1699 года покой ничего не подозревающих москвичей был решительно нарушен указом Петра I:

«Известно ему, великому государю, стало – не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны – как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята – все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.

И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (великий государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова».

Так, после 1699 года, наступление которого россияне отметили всего за четыре месяца до того – первого сентября – в России наступил новый, 1700-й, год.

Строго говоря, 1699 год был в России 7207 – от сотворения мира. Правда и то, что систем счисления разницы между сотворением мира и датой Рождества существовало тогда несколько. Антиохийский счёт полагал, что между этими событиями прошло 5508 лет, тогда как Александрийский (весьма популярный, среди прочего, у российских старообрядцев) указывал всего на 5500.

Подобная двойственность добавила неясности древнерусским летописям; причём неполадки, строго говоря, начались ещё аж в самой «Повести временных лет».

Так, под 6558 (1050) годом в этой летописи содержится сообщение о смерти супруги Ярослава Мудрого – Ингигерды Шведской, на Руси Ирины. Однако существует и другая версия – о том, что своего супруга, скончавшегося в 1054 году, княгиня пережила, уехала в Новгород, где постриглась с именем Анны и умерла около 1056 года. Собственно, как Анна Новгородская она и вошла в русские святцы. Ряд историков склонны объяснять такие варианты княгининой биографии именно разницей системы летоисчисления.

На считание лет от Рождества Христова к концу XVII столетия действительно перешли многие восточно-христианские страны, в том числе Украина, откуда в Россию попадало много книг, на титульных листах которых год выпуска указывался именно по новой системе. Разумеется, это не могло не оказать влияния, и всё же… Злые языки поговаривали, что наведение порядка в указах и летописях было не единственной причиной, заставившей царя расстаться с 1699 годом так скоро.

Ещё во второй половине XVII века, по мере укоренения в стране разных европейских традиций и обычаев, стали всё громче раздаваться голоса скептиков, рассуждавших о потерянном благочестии, «последних временах» и скором наступлении конца света. Возможность поиграть с красивыми цифрами подобные «деятели» упустить не могли.

Большие «надежды» скептиков были связаны с 1666 годом, потом с 1669… 1699 для гимнастики с арифметикой тоже вполне подходил, но тут царь издал указ, и год очень быстро закончился. Заодно в запале Пётр повелел считать 1700 год и началом нового века, но ошибочность подобных подсчётов мы уже уяснили шестнадцать лет назад.

8

Древнерусские петарды

Кстати, обратите внимание, что нынешние новогодние обычаи, когда «стреляют, стреляют – и никак не перестанут» были также принесены на Русь Петром. И вовсе не из Китая. Как и обычай наряжать ёлку именно на Новый год, а вовсе не к Рождеству.

Царский указ гласил:

«…в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых – по образцам, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней Аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно.

<…>

Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет – то по всем знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

Так что, страдания москвичей, как видим, имеют многовековую историю. Сложно сказать, каково им было встречать под таковой аккомпанемент рождественский сочельник, но гулять царь предписывал долго – от Нового года до самого Рождества:

«…по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы. А где мелкие дворы – собравшись по пять или шесть дворов такой огонь класть или, кто захочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполняя соломой или хворостом зажигать».

Иллюминацию тогда устроили – а потом ещё некоторое время тушили в деревянном по преимуществу городе пожары.

А по введённому царём календарю Россия прожила до 1918 года.

Юлианский-григорианский-новоюлианский

Пётр I, хотя и кивал в своём указе на Европу, однако же полностью разночтений между российским и европейским летоисчислением не устранил. Ко времени появления царского распоряжения католическая Европа уже несколько веков использовала собственный календарь – григорианский. Разница между календарём Европы и России составляла десять дней, а уже первого марта 1700 она стала одиннадцать.

В XVIII и XIX столетиях, несмотря даже на многочисленные русско-европейские контакты Россия продолжала жить по юлианскому календарю – иного летоисчисления не признавала Церковь. Далее вопрос о новом летоисчислении с поистине петровской решительностью принялись регулировать большевики.

Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен ими всего через несколько дней после переворота – 29 ноября нового стиля 1917 года. За постановкой вопроса последовали решительные действия – пятого февраля нового стиля специальным указом Совета народных комиссаров Церковь была отделена от государства. А уже шестого там же был принят декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Так «старый стиль» стал отличительной особенностью календаря церковного.

На этом, однако, календарные приключения в России не закончились. Точнее, не только в России.

Дело в том, что, при всей своей многолетней традиции, юлианский календарь весьма далёк от астрономического совершенства, и с астрономическим годом он расходится на один лишний день каждые 128 лет. Так что от календарных сюрпризов приверженность традиции отнюдь не спасёт – например, с 2101 года Рождество, согласно ему, будут праздновать не седьмого, а восьмого января нового стиля.

Вопрос о календаре рассматривался в 1923 году на совещании Церквей в Константинополе. Именно там было принято решение о введении особого «новоюлианского календаря» – новой календарной системы, специально разработанной профессором Белградского университета Милутином Миланковичем.

В последующие годы именно эта календарная система была принята многими Поместными Церквами, за исключением Иерусалимской, Грузинской и Сербской, а также афонских монастырей. Правда, её введение вызвало, в частности, греческий раскол «старостильников». Поскольку до 2800 года новоюлианский календарь совпадает с григорианским, иногда ошибочно сообщают, что те или иные Поместные Церкви отмечают, например, Рождество, по «новому стилю».

Летом 1923 года появление новой календарной системы с большим энтузиазмом встретили обновленцы. После этого 2 (15) октября 1923 года «новый стиль» был введён и канонической Русской Церкви указом патриарха Тихона. Правда, по подобному летоисчислению Церковь тогда прожила всего…двадцать четыре дня. Уже 8 ноября последовал новый патриарший указ, предписывавший «Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

О том, как на самом деле относился патриарх к введению нового летоисчисления, сейчас идут дискуссии. Понятно одно: в 1923 унификация календаря с официально принятым безбожной властью сохранению православной самобытности не способствовала. Что будет дальше с решением «календарной проблемы» мы, вероятно, увидим в 2100 году.

А начиналось всё – с Петра…

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Как-то я прочитал в Ветхом Завете, что для того, чтобы прожить долгую жизнь, необходимо жить радостно.…
Почему чаще всего “христианская власть” не отличается ни от какой другой
Эти язвы должны пронзить наше сердце болью сострадания и надежды

Поддержи Правмир

Сделай вклад в работу издания

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: