Кино и немцы. Размышления после Дня Победы

|

В интернете вновь идут жаркие баталии о результатах Великой Отечественной войны. Спорщики сравнивают своих оппонентов с нацистами или, напротив, жалеют о том, что фашисты не успели расстрелять предков тех, с кем сейчас ведутся ожесточенные бои с помощью клавиатуры и мышки. Одним не нравится парад военной техники, другим надписи «Спасибо деду за Победу» на автомобиле, припаркованном на тротуаре.

Почти все обмены уколами и проклятиями связаны не с изучением того, какой была та война, а с нашим современным представлением о ней.

Прошлое остается для нас актуальным потому, что мы хотим его изменить или сохранить хотя бы в собственной голове. Мы проецируем на ту эпоху свои желания и комплексы, мы оцениваем нашу жизнь и нашу власть, во многом отталкиваясь от событий 1941–1945 года, а еще точнее — каждый из нас хочет сесть «по правую и по левую руку» от победителей и получить за это свои маленькие бонусы.

Мы совсем не знаем историю той войны, а о немцах судим по советским кинофильмам. Между тем, немцы в кино и в жизни сильно отличаются друг от друга. В советской комедии «Крепкий орешек» храбрый командир в исполнении Виталия Соломина и доблестный солдат, которого играла Надежда Румянцева, с необычайной легкостью изничтожают фашистов целыми ротами. Немецкие солдаты предстают перед зрителями средневековыми дураками, а война превращается в увлекательный квест, где желает побывать каждый мальчишка.

Кадр из фильма "Крепкий орешек"

Кадр из фильма “Крепкий орешек”

Между тем, наш реальный противник был смел и страшен. На стороне фашистов воевали не только фанатики, желавшие уничтожить человечество ради идей Гитлера, но и люди, относившиеся к своему ремеслу как профессионалы.

Читатель, не спеши закрывать страничку со статьей и обвинять автора в попытках пересмотра итогов войны, лучше дочитай текст до конца.

Благодаря интернету стали доступны мемуары советских и немецких солдат и офицеров. Так получилось, что в мае мне пришлось параллельно читать мемуары немецкого военного хирурга Питера Бамма и советской медсестры Любови Буткевич. Прочитав эти тексты, я испытал гордость за наших солдат, которые смогли победить настоящих профессионалов.

Питер Бамм — медик, относящийся к войне как к тяжелой работе или состязанию. Он рассказывает о повседневном труде медиков, ставивших на ноги не только немцев, но и русских. Он, как и многие другие немецкие и советские солдаты, относится к противнику с уважением, может оценить его достоинства и ненавидит партийных бонз и Гитлера, которые превратили войну из соревнования равных соперников в машину для уничтожения человечества:

«Диктатор, который стоял во главе государства, знал столько же о прусской дисциплине, сколько и конголезский знахарь о науке. Он не понимал, что приказы, отданные в момент кризиса или катастрофы, которые делают возможным невозможное, исполняются просто потому, что это приказы; они были непродуманными и спонтанными.

Он впал в заблуждение, уверив самого себя, что он просто должен отдавать приказы — и все, что бы он ни пожелал, исполнится. Солдат дал ему реальный шанс. Потом это исключительное достижение в исключительных обстоятельствах было воспринято как норма. Но невозможное, разумеется, так и остается невозможным. А подобные приказы — это всего лишь порождения больного воображения».

В другом месте своих воспоминаний Питер Бамм рассказывает о трагическом случае: молодой лейтенант попытался поднять солдат в атаку. Он встал на край окопа и закричал: «За Родину, за фюрера». Как пишет военный хирург: «Кто-то из нас пустил ему пулю в голову, и больше никто не поднимал нас в ненужные атаки».

Важность этого свидетельства состоит в том, что оно показывает сознание воина, ценящего свой труд, понимающего ценность человеческой жизни и выступающего против войны как бессмысленного убийства.

Сходные ноты мы можем найти и в воспоминаниях наших фронтовиков. В замечательных дневниках Константина Симонова, посвященных первым дням войны, десятки страниц посвящены описанию бессмысленности происходящего: солдаты и мирные граждане совсем не думали о том, что они решают глобальные проблемы, завоевывают мир или защищают Родину. Люди по обе линии фронты решали конкретные «маленькие» проблемы — мирные жители спасали себя и свое нехитрое имущество, пехотинцы хотели победить «Ганса» или «Ивана», выжить, поспать, поесть.

У Константина Симонова есть великолепная зарисовка, показывающая разницу между планами командиров и реальным ходом сражений. В плен был захвачен некий капрал, направлявшийся в Смоленск. Немецкий солдат знал, что по плану штаб его части в первых числах июля 1941 года должен быть в этом городе, и он шел туда в твердой уверенности, что там он найдет своих однополчан.

Еще более пронзительный случай приводит в своих воспоминаниях Юрий Никулин. Один его сослуживец на войне погиб из-за нелепой случайности. Офицер попросил почистить пистолет и вынул обойму. Солдат знал, что оружие не заряжено, приставил ствол к голове и со словами: «Эх, жизнь жестянка», спустил курок. Неожиданно раздался выстрел, и человек погиб. Офицер забыл вынуть последний патрон, который остался внутри.

В этой трагедии нет ничего героического, но она показывает подлинное лицо войны как цепи случайностей, подвигов, встреч и расставаний. Ужас Второй мировой войны состоял совсем не в то, что несколько десятков миллионов людей убивали друг друга, а в том, что мы стали воспринимать историю войны как «героические страницы истории нашей страны».

Забывая хоронить останки воинов, мы приукрашиваем память о страшных годах и хотим сложить в собственной голове простую и эффектную картину.

Подобный эксперимент заранее обречен на провал, а потому нам нужно перестать искать правду о войне, а составлять собственное представление о ней, читая источники. Главное, что нужно для этого сделать — разрешить себе услышать солдат по обе стороны фронта, почувствовать их боль, страдания или радости и осознать, что битвы выигрывают не государства, а люди, вынужденные убивать друг друга по чьему-то приказу.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Вещи, памперсы, «газелька малыша» – и как еще помогают неимущим саратовские волонтеры
Услышать умирающего – готовы ли мы к этому и кому принадлежит право на смерть

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: