Кино и немцы. Размышления после Дня Победы

|

В интернете вновь идут жаркие баталии о результатах Великой Отечественной войны. Спорщики сравнивают своих оппонентов с нацистами или, напротив, жалеют о том, что фашисты не успели расстрелять предков тех, с кем сейчас ведутся ожесточенные бои с помощью клавиатуры и мышки. Одним не нравится парад военной техники, другим надписи «Спасибо деду за Победу» на автомобиле, припаркованном на тротуаре.

Почти все обмены уколами и проклятиями связаны не с изучением того, какой была та война, а с нашим современным представлением о ней.

Прошлое остается для нас актуальным потому, что мы хотим его изменить или сохранить хотя бы в собственной голове. Мы проецируем на ту эпоху свои желания и комплексы, мы оцениваем нашу жизнь и нашу власть, во многом отталкиваясь от событий 1941–1945 года, а еще точнее — каждый из нас хочет сесть «по правую и по левую руку» от победителей и получить за это свои маленькие бонусы.

Мы совсем не знаем историю той войны, а о немцах судим по советским кинофильмам. Между тем, немцы в кино и в жизни сильно отличаются друг от друга. В советской комедии «Крепкий орешек» храбрый командир в исполнении Виталия Соломина и доблестный солдат, которого играла Надежда Румянцева, с необычайной легкостью изничтожают фашистов целыми ротами. Немецкие солдаты предстают перед зрителями средневековыми дураками, а война превращается в увлекательный квест, где желает побывать каждый мальчишка.

Кадр из фильма "Крепкий орешек"

Кадр из фильма “Крепкий орешек”

Между тем, наш реальный противник был смел и страшен. На стороне фашистов воевали не только фанатики, желавшие уничтожить человечество ради идей Гитлера, но и люди, относившиеся к своему ремеслу как профессионалы.

Читатель, не спеши закрывать страничку со статьей и обвинять автора в попытках пересмотра итогов войны, лучше дочитай текст до конца.

Благодаря интернету стали доступны мемуары советских и немецких солдат и офицеров. Так получилось, что в мае мне пришлось параллельно читать мемуары немецкого военного хирурга Питера Бамма и советской медсестры Любови Буткевич. Прочитав эти тексты, я испытал гордость за наших солдат, которые смогли победить настоящих профессионалов.

Питер Бамм — медик, относящийся к войне как к тяжелой работе или состязанию. Он рассказывает о повседневном труде медиков, ставивших на ноги не только немцев, но и русских. Он, как и многие другие немецкие и советские солдаты, относится к противнику с уважением, может оценить его достоинства и ненавидит партийных бонз и Гитлера, которые превратили войну из соревнования равных соперников в машину для уничтожения человечества:

«Диктатор, который стоял во главе государства, знал столько же о прусской дисциплине, сколько и конголезский знахарь о науке. Он не понимал, что приказы, отданные в момент кризиса или катастрофы, которые делают возможным невозможное, исполняются просто потому, что это приказы; они были непродуманными и спонтанными.

Он впал в заблуждение, уверив самого себя, что он просто должен отдавать приказы — и все, что бы он ни пожелал, исполнится. Солдат дал ему реальный шанс. Потом это исключительное достижение в исключительных обстоятельствах было воспринято как норма. Но невозможное, разумеется, так и остается невозможным. А подобные приказы — это всего лишь порождения больного воображения».

В другом месте своих воспоминаний Питер Бамм рассказывает о трагическом случае: молодой лейтенант попытался поднять солдат в атаку. Он встал на край окопа и закричал: «За Родину, за фюрера». Как пишет военный хирург: «Кто-то из нас пустил ему пулю в голову, и больше никто не поднимал нас в ненужные атаки».

Важность этого свидетельства состоит в том, что оно показывает сознание воина, ценящего свой труд, понимающего ценность человеческой жизни и выступающего против войны как бессмысленного убийства.

Сходные ноты мы можем найти и в воспоминаниях наших фронтовиков. В замечательных дневниках Константина Симонова, посвященных первым дням войны, десятки страниц посвящены описанию бессмысленности происходящего: солдаты и мирные граждане совсем не думали о том, что они решают глобальные проблемы, завоевывают мир или защищают Родину. Люди по обе линии фронты решали конкретные «маленькие» проблемы — мирные жители спасали себя и свое нехитрое имущество, пехотинцы хотели победить «Ганса» или «Ивана», выжить, поспать, поесть.

У Константина Симонова есть великолепная зарисовка, показывающая разницу между планами командиров и реальным ходом сражений. В плен был захвачен некий капрал, направлявшийся в Смоленск. Немецкий солдат знал, что по плану штаб его части в первых числах июля 1941 года должен быть в этом городе, и он шел туда в твердой уверенности, что там он найдет своих однополчан.

Еще более пронзительный случай приводит в своих воспоминаниях Юрий Никулин. Один его сослуживец на войне погиб из-за нелепой случайности. Офицер попросил почистить пистолет и вынул обойму. Солдат знал, что оружие не заряжено, приставил ствол к голове и со словами: «Эх, жизнь жестянка», спустил курок. Неожиданно раздался выстрел, и человек погиб. Офицер забыл вынуть последний патрон, который остался внутри.

В этой трагедии нет ничего героического, но она показывает подлинное лицо войны как цепи случайностей, подвигов, встреч и расставаний. Ужас Второй мировой войны состоял совсем не в то, что несколько десятков миллионов людей убивали друг друга, а в том, что мы стали воспринимать историю войны как «героические страницы истории нашей страны».

Забывая хоронить останки воинов, мы приукрашиваем память о страшных годах и хотим сложить в собственной голове простую и эффектную картину.

Подобный эксперимент заранее обречен на провал, а потому нам нужно перестать искать правду о войне, а составлять собственное представление о ней, читая источники. Главное, что нужно для этого сделать — разрешить себе услышать солдат по обе стороны фронта, почувствовать их боль, страдания или радости и осознать, что битвы выигрывают не государства, а люди, вынужденные убивать друг друга по чьему-то приказу.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: