Главная Церковь Жизнь Церкви

Когда люди уходят из Церкви, остается рана, которую мы чувствуем

«Привет, униаты!» – это хорошее начало диалога?
В очередном выпуске своего шоу инокиня Васса (Ларина) рассуждает о несовершенстве церковного единства в мире.

Разве в Церкви нет полного единства? Сейчас, когда мы вступаем в Великий пост и вспоминаем изгнание Адама из Рая, узнавая себя в плаче Адама, я бы хотела поговорить о несовершенстве церковного единства в этом мире.

Я не собираюсь говорить что-то радикально новое, но прежде всего хотела бы задать несколько вопросов. Может быть, у вас или ваших друзей есть подросток, который больше не ходит в церковь? У меня есть несколько таких друзей.

Может, у вас есть знакомые, с которыми вы общались, когда были детьми, которые больше не приступают к Чаше вместе с вами? Например, из-за разности календарей или из-за союза с Москвой, как в моей церкви. Из-за этого многие прихожане ушли из церкви. Так значит, мы разобщены?

Или я задам вопрос о другой категории людей. Все мы знаем людей, которые никогда не были православными и принадлежат другой общине. При этом они ведут благочестивую жизнь, являясь преданными членами своей общины. Разве Православная Церковь на протяжении веков не заботилась о тех членах, которые были отделены от ее Тела?

Когда люди уходят из Церкви, они не просто покидают некую организацию, они отрываются от нее и остается рана, которую мы чувствуем. Я думаю, что являясь членами Церкви, мы разделяем эту боль.

Теперь посмотрим, изменилось ли отношение Церкви к тем, кто отделился от нее, когда бы это ни произошло.

Почему бы нам не вспомнить притчу о потерянной овце, которую нам рассказал Господь? Пастух оставляет 99 овец, чтобы найти одну потерянную. Беспокоится ли Господь о тех, кто откололся от Церкви? Я думаю, да.

А Святые Отцы что говорят на эту тему? Например, во всеми любимой книге «Пидалион» (Сборник канонов Православной Церкви с толкованиями преподобного Никодима Святогорца).

С одной стороны, мы веруем во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И исповедуем едино крещение во оставление грехов, так? Да. Но разве на протяжении многих веков мы не принимаем, не перекрещивая, даже тех, кто был в ереси? Принимаем.

Это 7-й Канон II Вселенского собора. На II Вселенском соборе ариане и македониане были приняты обратно в Церковь без перекрещивания. Был в этом смысл? Ведь это известные тринитарные ереси.

Инокиня Васса (Ларина)

А сегодня в тексте, который сейчас ходит по так называемому православному интернету, заявляется, что никто из тех, кто принадлежал к тринитарной ереси, не может быть принят обратно без перекрещивания. Но там всё написано черным по белому.

Теперь давайте вспомним первое правило святителя Василия Великого. Он говорит, что не согласен с епископами из Асии, которые решили принять некоторых еретиков без перекрещивания. И святитель Василий, и священномученик Киприан Карфагенский, который жил на столетие раньше, считали, что еретики должны перекрещиваться. Но, тем не менее, святитель Василий говорит, что ради «икономии» при домостроительстве спасения (потому что «икономия» – это не просто метод интерпретации канонов, а цель всех канонов) он примет другое решение.

Итак, есть только один способ интерпретации и проведения в жизнь канонов? Нет. Почему нет?

Потому что мы Церковь Святого Духа, и все наши иерархи, все члены Церкви, являются служителями Духа, как нам напоминает апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам, 3:6: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит».

Вот об этом нам надо размышлять. Святые каноны ни в коем случае не являются оковами, которые на протяжении многих веков сковывают Церковь. Наоборот, Церковь принимает каноны свободно, и это означает свободу Духа.

Сегодня, начиная пост с Прощеного воскресения и вспоминая плач Адама, я бы хотела призвать всех понять, что такое начало – напоминание о нашей немощи.

Мы действительно немощны. Мы продолжаем придираться к тому, как Церкви пользовались словом в пастырской мудрости и в дипломатическом контексте, вместо того, чтобы просто начать диалог любви.

Неужели, садясь за один стол с греко-католиками, например, мы будем называть их униатами? – Привет, униаты! Это хорошее начало диалога?

Разве любой здравомыслящий, цивилизованный человек не понимает, что так вести диалог нельзя? Мы называем людей так, как они называют себя сами.

Итак, я думаю, что как раз Православная Церковь должна продолжать в Духе Господа нашего Иисуса Христа заботиться и прилагать все усилия, чтобы вернуть в стадо одну потерянную овцу, даже если это сделает несчастными всех 99 оставшихся.

Перевод с английского Марии Строгановой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.