Главная Человек

«Когда у нас есть лишняя минута, мы достаем телефон». Как наполнить время тем, что действительно важно

Как эффективно управлять личным временем и успеть все

В неделе 168 часов. Но мы часто говорим: «У меня нет на это времени!» — когда речь идет о том, что действительно для нас важно. Эксперт по управлению временем Лора Вандеркам считает, что все дело в приоритетах. В выступлении на TED Talks она объясняет, как выкроить часы и минуты на семейный обед, интересный проект или утреннюю пробежку.


Лора Вандеркам

Когда люди узнаю́т, что я пишу об управлении временем, они предполагают две вещи. Первая — что я всегда все делаю вовремя, а это не так.

У меня четверо маленьких детей, и я бы хотела назвать их причиной некоторых моих опозданий, но иногда это совсем не их вина. Однажды я опоздала на собственную лекцию по управлению временем.

Нам всем пришлось просто насладиться этой иронией.

Второе предположение — что у меня много разных приемов для экономии времени тут и там.

Иногда со мной связываются из журналов, когда пишут статью по схожим темам, обычно о том, как помочь читателям найти еще один час в сутках. Идея в том, что мы возьмем немного времени от разных занятий, сложим его и получим много времени на другие занятия. Я сомневаюсь во всем, что касается этой идеи, но мне интересно услышать, что они придумали до того, как позвонили мне.

Мои любимые находки: выполняйте поручения, поворачивая только направо. Будьте благоразумны в использовании микроволновок: если требуется от 3 до 3,5 минут, выбирайте меньшее число. И мое самое любимое, что в каком-то роде имеет смысл: записывать любимые передачи, чтобы перематывать рекламу. Так вы сохраняете по восемь минут каждые полчаса, и за два часа просмотра ТВ найдется 32 минуты для упражнений.

И это правда. Знаете, как еще найти 32 минуты для упражнений? Не смотреть телевизор по два часа, да? В любом случае суть в том, что можно сэкономить минуты, сложить их и наконец-то делать то, что хочется.

Но после изучения времяпрепровождения множества успешных людей и просмотра их расписания час за часом, я думаю, эта идея должна звучать наоборот.

Сохраняя время, мы не начинаем жить, как хотим.

Мы строим жизнь, которую хотим, и тогда время сохраняет само себя.

«Все, что я делаю — это мой выбор»

Я недавно делала проект по планированию, изучая 1 001 день в жизнях очень занятых женщин. У них были ответственные должности, иногда собственный бизнес, дети, родители, о которых надо заботиться, общественные обязательства — очень занятые люди. Я просила их отслеживать свое время за неделю, чтобы высчитать часы на работу и сон, и я поговорила с ними о стратегиях для своей книги.

“Мы с детьми учим английский во время уборки”. Как стать эффективными родителями и успевать больше
Подробнее

Одна женщина, чье время я изучала, ходила куда-то вечером в среду. Она возвращается домой и видит, что водонагреватель сломался и теперь весь подвал затоплен. Если с вами когда-то приключалось нечто подобное, вы знаете, что это разрушительный, пугающий, мокрый бардак. Тем вечером она устраняла безотлагательные последствия, на следующий день вызвала сантехника, а после этого уборщиков, чтобы разобраться с испорченным ковром. Это все записано в ее ежедневнике. В сумме заняло семь часов в неделю. Семь часов. Это будто найти лишний час в сутках.

Но я уверена, что если бы в начале недели ее спросили: «Вы бы могли найти семь часов для тренировок по триатлону?» «Вы бы могли найти семь часов, чтобы быть наставником семи достойным людям?» Я уверена, она бы сказала то, что и многие из нас: «Нет — вы что, не видите, как много у меня дел?» Но когда ей пришлось найти семь часов, потому что подвал залило водой, она нашла семь часов.

И это демонстрирует, что время очень эластично.

Мы не можем сотворить больше времени, но время может растянуться в зависимости от нашего им распоряжения.

И ключ к управлению временем — это относиться к своим потребностям как к сломанному водонагревателю.

Чтобы до этого дойти, я использую фразу одной из самых занятых женщин, с которыми я говорила. Она руководила собственным бизнесом, где у нее было 12 подчиненных, а в свободное время — шесть детей. Я с ней связывалась, чтобы назначить интервью о том, как она «со всем справлялась», — вот эта фраза. Помню, это было в четверг утром, и она не могла поговорить со мной. Разумеется, правда?

Но она не могла говорить со мной, потому что ушла в поход, так как это было прекрасное весеннее утро и она хотела пойти в поход. Конечно, это меня еще больше заинтриговало, и когда мы наконец встретились, она объясняла это так. Она сказала: «Слушай, Лора, все, что я делаю, то, как я провожу каждую минуту, — это мой выбор».

И вместо того, чтобы сказать: «У меня нет времени на одно, другое, третье», она сказала: «Я не делаю одно, второе, третье, потому что это не мой приоритет».

«У меня нет времени» часто означает «Это не приоритет».

Если задуматься, это более точное выражение. Я бы сказала, что не успеваю стереть пыль с жалюзи, но это неправда. Если бы мне дали 100 000 долларов за то, чтобы стереть пыль с жалюзи, я бы быстро это сделала.

Но так как этого не произойдет, я могу признать, что проблема не в нехватке времени, а в том, что я не хочу этого делать.

Использование этой фразы напоминает, что время — это выбор. Учитывая это, у разных решений могут быть ужасные последствия, в этом я вас уверяю. Но мы умные люди, и в долгосрочной перспективе мы можем наполнить свои жизни тем, что заслуживает в них присутствовать.

Так как нам это сделать? Как относиться к приоритетам так же, как к сломанному водонагревателю?

Как найти время, когда его не хватает

Для начала необходимо определить приоритеты. Я расскажу вам о двух возможных подходах.

Первый — профессиональный. Я уверена, многие люди, приближаясь к концу года, получают годовой отчет о своей работе. Вы оглядываетесь на свои успехи за прошедший год, ваши «возможности для роста». И у этого есть своя цель, но мне кажется, более эффективно это делать, смотря в будущее.

Тайм-менеджмент для священника, который хочет лечь и не вставать
Подробнее

Я хочу, чтобы вы притворились, что сейчас конец года. Вы проводите оценку эффективности своей работы за этот весьма успешный в профессиональном плане год. Какие ваши действия, от 3 до 5 пунктов, сделали этот год таким успешным? И сейчас вы можете написать обзор следующего года.

И можете так же оценить свою личную жизнь. Я уверена, многие, как и я, как только наступает декабрь, получают открытки, в которых лежат сложенные цветные листы бумаги, на которых написано то, что называется семейным праздничным письмом.

Негодный жанр литературы, на самом деле, в котором речь идет о том, как восхитительны все домочадцы или, что еще смешнее, как заняты все домочадцы. Но у этих писем есть цель — рассказать семье и друзьям о том, чем лично вы занимались, что было для вас важно за этот год.

Этот год подходит к концу, но я хочу, чтобы вы представили конец следующего года, и это был бы восхитительный год для вас и для тех, кто вам дорог. Какие ваши действия, от 3 до 5 пунктов, сделали его настолько восхитительным? Теперь вы можете написать следующее семейное праздничное письмо. Не отправляйте его.

Пожалуйста, не отправляйте. Но можете его написать. Прежде чем заняться оценкой эффективности и семейным праздничным письмом, возьмем список из 6–10 задач, над которыми надо поработать, и разделим их на выполнимые шаги.

Например, вы хотите написать историю семьи. Во-первых, можно прочитать другие истории семей, понять стиль письма. Можно подумать, о чем расспросить родственников, организовать встречи с ними.

Или, может, вы хотите пробежать 5 км. Тогда нужно найти забег и записаться, определить план тренировок и раскопать в глубине шкафа те самые кроссовки.

И потом — это самое главное — мы относимся к приоритетным делам так же, как к сломавшемуся водонагревателю, располагая их во главе нашего расписания.

Мы это делаем, обдумывая планы на предстоящую неделю.

Мне кажется, лучшее время для этого — днем в пятницу. Время в пятницу после обеда экономист назвал бы временем «низких альтернативных издержек». Мало кто сидит в пятницу после обеда и думает: «Я хочу работать ради достижения моих личных и профессиональных целей прямо сейчас».

Но мы хотим думать о том, какими они будут. Так что найдите немного времени в пятницу днем, чтобы написать список приоритетов по трем категориям: карьера, отношения, личность. Написание списка по трем категориям напоминает, что во всех этих категориях должно что-то находиться. Мы думаем о карьере, а об отношениях и личности — не особенно. В любом случае составьте короткий список из 2–3 пунктов в каждой категории. Потом подумайте обо всей предстоящей неделе и посмотрите, куда их можно включить.

Куда вы их поставите — зависит от вас. Я знаю, что для одних людей это будет сложнее, чем для других. То есть жизни некоторых в принципе сложнее.

Будет непросто найти время для поэтического кружка, если вы в одиночку заботитесь о нескольких детях.

Я понимаю и не пытаюсь преуменьшить ничьи усилия. Но думаю, что числа, которые я произнесу, говорят сами за себя.

Несколько минут на счастье

В неделе 168 часов. Двадцать четыре умножить на семь будет 168. Это много времени. Работа на полный день занимает 40 часов в неделю, восьмичасовой ночной сон — 56 часов в неделю, остается 72 часа на все остальное. Это много времени.

Тружусь через «не могу»: почему трудоголизм – болезнь, а не достоинство
Подробнее

Если же вы работаете 50 часов в неделю, может, основная работа и подработка, все равно остается 62 часа на все остальное.

Допустим, вы работаете 60 часов. Остается 52 часа на все остальное. Скажете, что работаете больше 60 часов. Вы в этом уверены?

В одном исследовании сравнили предполагаемые рабочие недели с ежедневниками. Выяснилось, что те, кто говорит, что работает больше 75 часов, ошибались приблизительно на 25 часов.

Можно догадаться, в какую сторону, правда? В любом случае в 168 часах недели можно найти время для действительно важных дел. Если хотите проводить больше времени с детьми, хотите больше готовиться к предстоящему тесту, хотите тренироваться три часа или быть волонтером два — вы можете. Даже при условии, что вы работаете гораздо больше, чем полный рабочий день.

У нас много времени, и это отлично, но знаете что? Нам даже не нужно столько времени, чтобы делать удивительные вещи.

Но когда у нас есть немного времени, что мы с ним делаем? Достаем телефон, правильно?

Начинаем удалять письма. Или же бесцельно бродим по дому или смотрим ТВ.

Но в коротких мгновениях много силы. Вы можете сделать так, чтобы это время приносило вам радость. Может быть, выберете прочитать что-нибудь хорошее в автобусе по дороге на работу. Когда я каждое утро ездила на работу на двух автобусах и еще на метро, я ходила в библиотеку по выходным, чтобы запастись книгами. Это делало всю поездку практически приятной.

Перерывы на работе можно использовать для медитации или молитвы. Если семейный ужин не укладывается в ваше сумасшедшее расписание, его может заменить семейный завтрак.

Суть в том, чтобы смотреть на время, которое у вас есть, и видеть, куда поставить приятные вещи. Я на самом деле в это верю. Время есть. Даже если вы заняты, у нас есть время на то, что важно. И когда мы фокусируемся на том, что важно, мы можем построить желаемую жизнь за то время, что у нас есть.

Спасибо.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.