«Колосс
30 декабря Церковь вспоминает пророка Даниила. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) рассуждает, что значат его пророчества о конце человеческой истории.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Сон языческого царя

Книга пророка Даниила, память которого совершается 30 декабря, композиционно и жанрово несколько отличается от других пророческих книг Ветхого Завета. Помимо собственно пророчеств в ней содержится несколько сюжетных рассказов, причем одна глава написана от имени вавилонского царя Навуходоносора.

Сам Даниил — центральный, но не единственный герой книги: показаны его отношения с правителями, продемонстрирована сила еврейского народа на примере трех его друзей. К тому же в греческой версии описаны события, раскрывающие житейский ум пророка: детективная история об оклеветанной женщине Сусанне, которую он спасает от позора и казни, и два эпизода о раскрытии им обмана язычества.

Пожалуй, из пророческих книг эта — самая известная. Все знают выражение «колосс на глиняных ногах», основой десятков произведений искусства стали сюжеты «Сусанна и старцы», «Даниил во рву со львами», «Мене, текел, фарес», а «Отроки благочестивые в печи» еще и вспоминаются на каждом богослужении (ирмосы седьмой и восьмой песен канонов).

В этом литературном богатстве прослеживается несколько конкретных тем: мудрость и прозорливость лично Даниила, данные ему от Бога за верность; самодурство вавилонских и персидских царей, разбивающееся об истинное богопочитание; эсхатологические пророчества.

Во дни Рождественского поста, пожалуй, наиболее интересна последняя — пророчества Даниила о конце человеческой истории. Форма этих пророчеств иногда нетипична: во второй главе речь идет не о его видении, а о толковании сна царя Навуходоносора — языческого, подчеркну, царя.

«Сон Навуходоносора». Фреска монастыря Дечаны, Сербия

Сон таков: «Огромный… истукан в чрезвычайном блеске стоял… пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (2, 31-35).

Даниил объясняет: «голова» (сам Навуходоносор и его Вавилонская держава) будет последовательно побеждена тремя царствами послабее, а затем Бог воздвигнет принципиально новое царство, которое сметет с лица земли прежние государства, и ему уже не будет конца. 

Святые отцы сходятся на том, что речь идет о смене империй: государства персов и затем Александра Македонского, а в конце — Римская империя, самое жесткое из них. 

После него же и произойдет великое событие: будет установлено вечное Царство Божье.

Обычно под горой, от которой без помощи рук человеческих оторвется камень, понимают Богородицу, а под камнем — Самого Христа. Есть и другие мнения: священномученик Ипполит Римский уточняет, что речь именно о конце человеческой истории, Камень-Христос разрушит царство антихриста. Но в главном отцы солидарны: Даниил говорит о времени пришествия Спасителя. 

Огненные слова на стене

Можно ли сказать, что Христос разрушил все государства? Конечно, это было бы наивное предположение: падение Римской империи не помешало созданию и своему развитию в Священной Римской, Византийской, Российской, затем — Соединенным Штатам Америки (чем не империя?), Советскому Союзу, Третьему рейху… Государства стали в чем-то даже злее (советские репрессии и нацизм только чего стоят!), но их порядок уже нарушен — мир уже был христианским, и от этого никуда деться нельзя, а во Христе и вовсе нет ни эллина, ни иудея, и люди могут принадлежать даже к враждующим между собой странам, но перед лицом Божьим объединяться, отрекаясь от заблуждений и преступлений своих земных владык.

Сами же государства совершенно точно перестали быть высшей ценностью — в христианском понимании они существуют для людей (например, для распространения истинной веры или для защиты граждан), а не просто для собственного величия. И если некий властитель хочет возрождать и укреплять государство ради него самого — он становится на шаг ближе к антихристу. Чье царство рано или поздно будет окончательно повержено Самим Христом.

«Пир Валтасара». Рембрандт Харменс ван Рейн

Первая часть пророчества Даниила начинает сбываться очень скоро, уже при сыне (по крайней мере, одном из ближайших потомков) Навуходоносора — Валтасаре. Когда царь с вельможами в пьяном угаре требует принести для бытового употребления священные сосуды, перед ним появляется рука кого-то невидимого и выводит странные огненные слова на стене: «Мене, мене, текел, упарсин». Истолковать страшное видение может только Даниил, что он и делает, не боясь возможного царского гнева: «(Ты) вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил» (5:23). Здесь появляется новый мотив: оказывается, не только последнее, вечное царство будет иметь духовное измерение, но и в смене царств земных участвует Бог. В данном случае Бог карает царя-кощунника. 

Это вовсе не ситуативное пророчество, потому что Библия — книга вечная. Это обещание любой горделивой державе: если вы будете использовать то, что принадлежит Богу, для собственной услады, как Валтасар с вельможами использовал священные храмовые сосуды, то рано или поздно царство ваше будет завоевано «персами» — тоже далекими от праведности и от истинного богопочитания, но вашу гордость они растопчут в прах, можете быть уверены. 

Чудовища из моря, которых судит старец

В седьмой главе мы читаем описание видения самого Даниила: невиданные зверообразные чудовища выходят из моря, и судить их начинает старец, «Ветхий денми». К Нему подходит Человек (Сын Человеческий), и именно Ему передается вся власть. В толковании этого пророчества тоже сомнений и разногласий нет: чудовища — языческие царства, вплоть до Римской империи, Ветхий денми — Сам Бог, Сын Человеческий — Спаситель. 

Это одно из самых ярких мессианских пророчеств в Библии, и оно вновь связано с особым богословием истории. 

Только Сын Божий, Сам Бог-Слово — истинный Царь мира. Остальные осуждены и свергнуты, потому что поклоняться можно только Ему.

Но Он же (и здесь в пророчестве удивительным образом звучит христианский мотив Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы во Христе) — человек, ибо (продолжим рассуждать в ветхозаветной логике) только человеку Бог дал право владычествовать над миром! Все царства пройдут, но только Царству Христову не будет конца. Как мы и исповедуем в Символе веры. 

Не стоит толковать книгу пророка Даниила в анархистском ключе. В ней же немало упоминаний о том, что смена царей и империй происходит по Промыслу или по прямому повелению Божию, хотя Он был бы силен уничтожить неугодных царей, например, стихийным бедствием. Но главная мысль пророчеств Даниила о судьбах государств: они — только орудия в руках Бога, и они преходящи. Верность следует хранить только Ему одному.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.