Компьютеров
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
«Дети выключают камеру и не учатся — до них не докричаться». «Детей в семье трое, а компьютер один». «Интернет в школе слабый, какие тут видеоконференции?» «Правмир» поговорил с педагогами и родителями из четырех регионов России о проблемах дистанта.

Саратов. «Урок — 20 минут, а домашку мы с сыном делаем 6 часов»

Во всех крупных городах и поселках Саратовской области с 27 сентября ввели дистанционное обучение для школьников с 1-й по 11-й классы до 11 октября. На 29 сентября в регионе выявили 303 заболевших коронавирусом, 47 из них — до 20 лет. 

Дистанционные занятия школы проводят как с применением онлайн-уроков, так и без них. Все зависит от конкретной школы. 

— И младшему ребенку во втором классе, и старшему — в седьмом — прислали задания. Будем решать, — рассказывает Татьяна из Энгельса. — Я спросила, нужно ли отправлять выполненные задания классному руководителю, но мне ответили: как выйдут дети с дистанционки, учителя соберут тетради и все проверят. Онлайн-уроки не ожидаются. В нашей школе от них отказались после прошлогодних скандалов с программой Zoom, когда кто-то детям порно включал во время урока.

В Саратовской области школьников отправляют на дистанционное обучение в третий раз. Впервые онлайн-уроки были введены здесь весной 2020 года. Затем во вторую волну пандемии — в ноябре-декабре 2020-го.

Мама саратовского второклассника — Елена — считает, что дети не могут заниматься дистанционно без сопровождения взрослых, а также техники:

— Нужны устройства с выходом в интернет и программами для проведения конференций. На эту конференцию надо зайти и не опоздать. Если ты опаздываешь, то есть шанс, что ты урок пропустишь. У нас такое иногда происходит. Учитель ведет урок. У нее нет возможности каждые пять минут смотреть — кого еще нужно добавить в конференцию, кто опоздал, у кого интернет вылетел и так далее.

Елена в декрете. Ей приходится по полдня делать уроки с ребенком — с домашними заданиями школьник в одиночку не справляется. А онлайн-уроки всего по 20 минут, остальное дети делают самостоятельно.

— Сегодня у нас ушло шесть часов на учебу — с 9:00 до 15:00. А вчера было шесть уроков плюс домашка. Муж пришел вечером с работы и спрашивает: «А вы почему до сих пор уроки делаете?» Но это должна делать школа. Либо там должны давать такие задания, чтобы ребенок мог их выполнить сам. Я бы убрала задания по технологии, физкультуре и ИЗО, потому что это просто лишняя нагрузка, которая ничего не дает, а время тратит. Мне очень жаль родителей, которые работают и вынуждены всем этим заниматься вечером.

Фото: pexels.com

— Если бы учитель вел онлайн-урок 45 минут и они бы все успевали, то я была бы всеми руками за дистанционку, — продолжает мама второклассника. — Но за 20 минут ни рисунок нарисовать, ни поделку сделать, естественно, ребенок не может. И приходится испытывать незабываемые чувства. Ты вроде взрослый — окончил школу. И тут ты снова в нее возвращаешься. Она тебя настигла.

Для некоторых учителей дистант тоже стал испытанием. Ольга (имя изменено по просьбе собеседницы) — учитель начальных классов, у которой двое детей-школьников.

— Это ужасно — я разрываюсь. Если онлайн-уроки совпадают, то нужны три компьютера. Пытаемся как-то выкручиваться с тем, что есть, — рассказывает она. — Я работаю в начальных классах. По СанПиН для них проводят онлайн только 20% уроков от общего количества. То есть если в неделю у нас, например, шесть уроков русского языка, то только два из них я должна давать онлайн. Поскольку дети маленькие, длительность таких уроков — около 20 минут.

Представляете, что можно объяснить за 20 минут? И что за это время можно получить от детей?

Только кратко объяснить тему? Я не вижу рефлексии, не понимаю, усвоили они сказанное или нет. Очень мало времени.

Ольга работает в две смены — в первом и четвертом классах, в каждом из них по 30 человек. По ее словам, только 10 из 30 быстро усваивают материал, с остальными нужно работать. 

— У меня первый класс. Мы успели пройти только несколько букв с ними. Они читать не умеют, писать не умеют, считать не умеют, обращаться с компьютером не умеют… Как с ними проводить онлайн-уроки? Для меня это просто катастрофа. Ну и для семей, думаю, тоже, — говорит педагог.

27 сентября Ольга проводила опрос среди родителей, есть ли у них техника для обучения. У большинства есть компьютеры или хотя бы смартфоны. Но это не гарантия стабильной учебы. «Родители уходят на работу, а ребенок в учебное время остается у бабушки — та не знает, как включить компьютер и войти в Zoom», — сетует учитель. 

Фото: unsplash.com

— С четвертым классом в конце года мы будем писать Всероссийскую проверочную работу (ВПР). Сейчас дети присылают выполненные задания, всех проверить во время короткого онлайн-урока просто нет возможности — там в основном все время уходит на объяснение темы. Если я задаю им пройти тест, то, скорее всего, они это делают при помощи интернета или родителей, сидящих рядом. Соответственно, по итогам этого обучения у всех детей будут одни пятерки. В худшем случае — четверки. Но как они их подтвердят на ВПР?

Ольга согласна, что временно закрыть школы было нужно: «Много детей заболело. У меня половина класса слегла. В основном ОРВИ». Но она считает, что лучше было бы объявить карантин, а через две недели вернуться в классы. 

— Уроки у средних и старших классов сокращены до 30 минут, — рассказывает Виктория, учитель саратовской школы. — Также сокращено их количество: вместо семи — четыре. Списывание идет постоянно, с этим ничего не сделаешь. В ходе онлайн-уроков через Zoom или Skype дети иногда хитрят, выключают камеру и занимаются своими делами. Это часто очень заметно. 

Старшеклассников контролировать некому. Это практически самостоятельное обучение, к которому не все готовы.

Очная форма обучения должна вернуться спустя две недели — 11 октября. Но некоторые родители боятся, что дистант затянется. В мессенджере Viber активизировался чат «Саратов против дистанта!». До 24 сентября 2021 года там состояло около 600 человек, на сегодня — 1,5 тысячи. В чате предлагают всем несогласным писать заявления на отказ от дистанционного обучения и подавать их в школу. 

Такое заявление написал отец ученика школы №77 Владимир Баландин. 

— Мы живем с двумя детьми в однокомнатной квартире, при том, что я сам работаю на удаленке. Просто физически неудобно, если ребенок одновременно рядом учится, — рассказал Владимир «Правмиру». — Я отнес заявление в школу об отказе от дистанционного обучения. Потом позвонил директору. С 30 сентября мой сын будет учиться в школе. Учитель будет в школе вести дистанционно урок, а ребенок — в классе вместе с этим учителем сидеть и заниматься очно.

Воронеж. «Онлайн-уроков нет, а дети учатся сами»

К 28 сентября из-за всплеска заболеваемости ОРВИ и ковида ученики 55 классов из 25 школ региона перешли на удаленный формат обучения. Пока это 1,5% воронежских школьников.

Только за 29 сентября диагноз COVID-19 поставили 562 жителям Воронежской области. За сентябрь пациентов, которым нужна кислородная поддержка, стало на 39% больше. 

Школа №44 уже перешла на дистанционное обучение. 

— Для нас, учителей, это было довольно неожиданным, но, с точки зрения здоровья детей, верным решением, — рассказывает Мария Коваль, учитель географии. — Переход на дистанционное обучение на этот раз прошел гораздо проще и легче, чем в прошлом году. У детей и их родителей, так же как и у учителей, уже есть навыки работы через различные образовательные платформы. В этом году нам понадобился всего один день для разъяснения детям и родителям формы обучения на дистанте. Со следующего дня дети уже выполняли задания и присылали выполненные работы в «Дневнике.ру». 

Но есть и трудности. «Мне как учителю географии проблематично объяснить параграф школьнику, не показав материал на карте», — отмечает Мария. Она надеется, что скоро все вернутся в школы.

Дочь Алеси Вылегжаниной учится в 10-м классе. Их перевели на карантин с 24 сентября. 

— Детям дают задания в общем чате или через платформу «Дневник.ру», они в какой-то срок должны их выполнить и выслать учителю по электронной почте. Видеоуроков пока нет, расписание до сих пор меняется, — говорит Алеся. — По моему мнению, опыт прошлого года пока не учли. Четких правил обучения на дистанционке нет. Это не слишком позитивно отражается на дисциплине. В таком виде, как сейчас, без объяснений учителя, дистанционка по сути — самостоятельное обучение, когда дети учатся искать ответы на свои вопросы не только в учебнике, но и других источниках.

Фото: unsplash.com

Многие школы региона продолжают учиться очно. Там соблюдают меры безопасности: на входе — термометрия, в коридорах и кабинетах — дозаторы для обработки рук, школьники занимаются преимущественно в одном кабинете, а любые мероприятия, где дети из разных классов могли встретиться, запретили. 

— У нас пока тишина, но учителя уже тревожно переглядываются. Мысль только одна: «Лишь бы нас не прикрыли», — рассказывает Анна Кулида, учитель русского языка и литературы в МБОУ СОШ №61. — Во время локдауна учителя не знали, как вести урок в непривычных условиях. Это и камера, которая многим сбивает мысли, и непонимание реакции учеников. Кто-то из учителей не мог выходить в прямой эфир, потому что плохо владеет технологиями. Кроме того, до сих пор не у каждого педагога дома есть соответствующее оборудование. 

Уфа. «В школе плохой интернет — ради дистанта еду домой на такси»

В Уфе с 29 сентября на дистанционное обучение перешли ученики 70 школ — это 35 тысяч детей. Еще с 22 сентября стали учиться удаленно школьники 12 районов Башкирии. 

В Башкирии за 29 сентября коронавирус подтвердили у 391 человека. В стационарах лечатся 733 пациента, из них 34 в тяжелом состоянии.

— Большинство уфимских школ технически готовы к дистанционному обучению: и техники хватает, и интернет работает без сбоев. Но коллеги из районов часто жалуются на то, что не все ученики могут присутствовать на уроках из-за отсутствия компьютеров или мобильных телефонов. У родителей не хватает средств на это, а в школе свободной техники нет. Также в некоторых районах остаются проблемы с качеством интернета, — рассказала учитель математики уфимской школы Анастасия Егорова.

Еще один педагог говорит, что учителям приходится разрываться между очными и онлайн-уроками. 

— Часть детей перевели на удаленку, другая осталась в школе. Для учителя это мучительно. У нас в школе очень плохо работает интернет — всего 10 мегабит в секунду: мы иногда не можем зайти в интернет-журнал, не то чтобы вести конференцию. Поэтому учителя вынуждены проводить один урок очно, затем вызывать такси и ехать домой, чтобы провести дистанционный урок, а потом снова возвращаются в школу, — рассказывает педагог из Белорецка, пожелавшая остаться анонимной.

По ее словам, такая же ситуация была и в прошлом году. Руководство школы обращалось к провайдеру, но качество связи так и не улучшили. Компенсации затрат учителей на такси или интернет добиться так и не удалось.

— Нам ничего не оплачивают. В прошлом году прошел слух о том, что если учитель ведет уроки из дома, то ему компенсируют затраты на оплату интернета, электроэнергии, но на деле ничего этого не было. Ты просто должен делать свою работу, а посредством чего — никого не волнует, — сетует учительница. 

Фото: freepik.com

Проблемы с отсутствием необходимой техники остаются в районах до сих пор. 

— Сын и дочь учатся в начальных классах. Нашу школу пока на дистанционное обучение не перевели. И я, как и многие родители, надеюсь, что этого не будет. Дело в том, что уроки проходят одновременно. И на одну семью сразу нужно два гаджета. В первую волну у нас в семье проблем с этим не было: был и ноутбук, и телефон, и дети поочередно пользовались ими. Этим летом ноутбук сломался. Если нас переведут на удаленку, то придется покупать им телефон или новый компьютер. А денег на это нет, — рассказывает жительница Уфимского района Ирина Осипова

Еще одна проблема — ученик в большинстве случаев предоставлен сам себе: родители на работе, а учитель по ту сторону экрана. 

— Часто бывает, что ребенок подключается к конференции, а сам занимается своими делами. У всех звук отключен, иначе не получится провести занятие. Бывает такое, что мы докричаться до ученика не можем. После урока звоним родителям, а они на работе. Нам приходится потом на очных уроках находить время на материал, который должны были изучить на удаленке, — говорит одна из учителей.

Учитель русского языка и литературы инженерного лицея № 83 Анна Юревич считает, что дистант — это возможность развивать в детях организованность.

— Нужно помнить одно: человек, который хочет учиться, всегда найдет способ для этого. 

Минус большой в том, что у большинства детей нет мотивации к учебе, поэтому они расслабляются. Плюсы в том, что не нужно рано вставать и тратить время на дорогу. 

Педагог перестроила уроки, чтобы они были понятны детям.

— Когда я работаю в классе, то пишу на доске: число, классная работа, обозначаю тему урока. Дети понимают, что происходит, и сразу вовлекаются в процесс. Когда мы проводим занятие онлайн, я должна вовлечь ребенка через монитор компьютера. Для этого я постоянно делаю новые презентации, готовлю интересный материал. Конечно, все это можно сделать и на словах, но это будет скучный и никчемный урок. Потому что открыть учебник и прочитать они тоже сами могут, зачем им учитель.

По словам директора уфимской гимназии №64 Инны Белолапкиной, дистанционная работа полностью отлажена: в день проходит три урока онлайн, остальные задания ребята получают в электронном виде. Но проблемы тоже есть.

— По санитарным нормам на дистанционном обучении урок не может длиться дольше 30 минут. Этого времени катастрофически мало: нет возможности задавать больше вопросов или проводить индивидуальные занятия. Поэтому учителя отрабатывают материал, когда дети возвращаются с удаленки.

Родителей решение властей о переводе детей на дистанционное обучение не радует. Они рассказывают, что дети стали меньше учиться и у них появились трудности в живом общении.

Фото: pexels.com

— Дети очень полюбили такой формат, потому что занятий меньше и больше свободного времени. Но тут возникает другая проблема — пробелы в знаниях, — рассказывает мама семиклассника лицея № 155 Эльвира Бакиева. — Поэтому родителям нужно быть в курсе того, что происходит. Мне в этом случае повезло: я работаю из дома и могу контролировать весь процесс, несмотря на то, что мой сын учится уже в седьмом классе. Дети в этом возрасте могут забыть, во сколько у них начнется урок.

— Моя дочь ждала с нетерпением того, когда введут дистанционное образование. Ей это очень нравится: просыпается за 10 минут до начала урока, не тратит время на дорогу, — говорит мама восьмиклассницы из Уфы. — Даже оценки стали лучше. Но мне не нравится то, что у нее нет живого общения со сверстниками. Дочь может несколько дней не выходить из квартиры. Она привыкла лишь переписываться в своих чатах. 

Новосибирск. «В семье один компьютер, а учеников-то двое»

В Новосибирской области из-за коронавируса на дистанционное обучение перевели 91 класс, приостановлена работа 18 школ. По данным минобразования, в школах заболели 148 человек: 131 ребенок и 17 учителей.

В регионе на 29 сентября выявили 72 случая коронавируса за сутки. В ковид-госпиталях находятся 1 888 пациентов, в том числе 30 детей.

Светлана — мама двух младших школьников. В сентябре в классе младшего сына заболел ребенок и учеников с 24 сентября перевели на дистанционное обучение. 

— На карантине только один класс как контактный. Старшие дети при этом продолжают ходить в школу, будучи контактными с младшими. Родители продолжают ходить на работу, если не получилось взять больничный или за свой счет.

Учитель отправляет на почту задания без объяснений, как их делать. 

— Одно дело, когда старший сын учился дистанционно в четвертой четверти первого класса. Дети хоть как-то влились в учебный процесс. И другое дело — третья неделя первой четверти. Очень сложно в плане организации и мотивации ребенка, — говорит Светлана. — Я считаю, недопустимо в начальной школе проводить уроки удаленно. Дети сами в Skype или еще куда-то не выйдут. 

Многодетный отец Дмитрий, в семье которого два школьника: первоклассник и пятиклассник — тоже переживает трудности.

— Мучаемся на дистанте, — рассказал он «Правмиру». — Целое дело — зарегистрироваться в программах, в которых учителя выкладывают задания. Нужно время, чтобы разобраться. Особенно когда в семье не один ребенок. 

В многодетной семье один компьютер, второй позволить не могут — дорого. Школьники ждут своей очереди, чтобы позаниматься. 

— Еще когда один школьник на дистанте — более-менее. Когда двое начинают задания получать — сложнее. Их иногда к определенному времени нужно делать. Тесты бывают очень сложные.

Фото: unsplash.com

Отец 17-летней девушки, воспитывающий дочь в одиночку, перевод на дистанционное обучение воспринял спокойно:

— У меня дочь самостоятельная, все делает сама. В этом плане дистант меня особо не напрягает. Дом у нас большой, частный. Мы друг другу не мешаем. Она может уединиться в своей комнате и спокойно заниматься. Конкурентов на компьютер у нее нет. 

Ирина, мама одиннадцатиклассника, не работает. Она помогает сыну в учебе, смотрит, как он расходует время. 

— Приходится прикладывать усилия, но разбираемся потихоньку. В прошлом году было непривычно, что ребенок постоянно дома, что выполненные задания нужно отсылать, я впадала в панику, когда он не понимал новые темы. В этом году многих страхов уже нет. Думаю, что в этом году снова будет длительный дистант. К этому невозможно никак приготовиться. Это надо просто принять.  

Материал подготовили Тимофей Бутенко, Евгения Гвозденко, Ольга Корзик и Татьяна Сушенцова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.