Кому выгодна охота на ведьм, или Торг здесь уместен

|
Люди обмениваются яростными нападками и обвинениями и уверяют, что они противостоят Злу. Именно Злу с большой буквы, с которым невозможно договариваться, с которым невозможно жить по-соседству, которое можно только истребить.
Кому выгодна охота на ведьм, или Торг здесь уместен
Статуя примирения в городе Дерри, Северная Ирландия

Интернет полон борцов за Правду, борцов со Злом. В них нет никакого недостатка. Теперь остро нужны люди, которые будут говорить об интересах.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Когда Вы покупаете овощи на рынке и торгуетесь о цене, речь идет не о Правде с большой буквы, а об интересах. Ваши интересы и интересы продавца отчасти совпадают – Вы хотите уйти домой с его овощами, а он – с Вашими деньгами. А отчасти расходятся. Он хотел бы взять с Вас побольше денег – а Вы бы предпочли дать ему поменьше.

В ходе непродолжительного переговорного процесса вы с продавцом приходите к соглашению, которое устраивает Вас обоих.

В этом процессе согласования интересов играют роль Ваши и его возможности – какова ситуация на рынке вообще? Не уйдете ли Вы к другому продавцу? Может ли этот продавец предложить Вам более качественный товар? Не может ли он заинтересовать Вас, скажем, постоянной скидкой?

Соображения «кто прав, кто виноват» в этом случае вообще не возникают – да, у Вас есть законный интерес кормить Вашу семью, Вы ничуть не грешите, стремясь обеспечить ее интересы, продавцу надо кормить его семью – и он имеет право (и обязанность) заботиться о ее пропитании. Расхождение интересов не мешает вам относиться друг ко другу с уважением и даже симпатией – а об интересах договариваться.

Другое дело, если Вы начинаете воспринимать ситуацию не с точки зрения расхождения интересов – которые можно согласовать – а с точки зрения борьбы Добра и Зла.

Такое бывало в советские годы, когда люди были воспитаны в убеждении, что товары должны распределяться по «справедливым», то есть низким ценам. А что их по этим ценам все равно нет – конечно, повод для раздражения, но не повод отказаться от идеи «справедливых цен». В этом случае продавцы на рынке, которые хотели взять «несправедливую» цену, вызывали гнев и возмущение всех советских людей.

Представьте себе, что я не вижу тут расхождения интересов, которые надо согласовать, а вижу перед собой мерзавца, который подло хочет обобрать честных граждан, назначая завышенную цену на свой товар. Я могу гневно стыдить его; я могу призывать прохожих в свидетели; я могу привлекать внимание общественности к тому, что продавец явно не принадлежит к нашей великой нации и на языке Достоевского говорит с акцентом. И самого Достоевского явно не читал. Я, впрочем, тоже не осилил, но это не важно. Важно, граждане, что гад хочет устанавливать цену на свой товар.

Мое негодование может быть глубоким, искренним, и сотрясать меня до глубины души. Я могу получить повышенное давление и язву желудка из-за своего праведного социального, а также патриотического гнева. Единственное, чего я не получу – так это овощей.

Ему все равно надо кормить его семью, а такой горячей симпатии и доверия, чтобы давать мне скидку как надежному старому покупателю, он ко мне не испытывает. По понятным причинам.

При этом, я могу даже развернуть мощную пропагандистскую кампанию, обвиняя продавца в различных гнусных злодеяниях, и уверить общественность, что он подослан агрессивным блоком НАТО, Аль-Каидой, масонами и лично Гитлером, который, судя по блогам, и теперь живее всех живых, чтобы погубить нашу дорогую многострадальную Отчизну.

Я могу даже увлечь других своим негодованием, и осложнить жизнь продавца настолько, что он просто соберет свой товар и переберется туда, где люди больше думают о том, как кормить свои семьи, а не о том, как бороться со Злом.

С точки зрения интересов моей семьи – которую я должен представлять, как ее глава – да и с точки зрения интересов Отечества в целом, мое поведение будет вредной глупостью.

Есть такое страшное слово – контрпродуктивно. Развив бурное негодование по поводу не устраивающей меня цены овощей, я останусь без овощей вообще. Да, гад тоже пострадает – он останется без моих денег. Утешение сильное, но не совсем пригодное в пищу.

"Живьем брать демонов!" Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

“Живьем брать демонов!” Кадр из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”

Поведение людей в условиях текущего политического кризиса также контрпродуктивно. Люди обмениваются яростными нападками и обвинениями и уверяют, что они противостоят Злу. Именно Злу с большой буквы, с которым невозможно договариваться, с которым невозможно жить по-соседству, которое можно только истребить. Ну, за невозможностью этого, хотя бы нести гневную пургу в интернете. Тоже великая борьба со Злом.

Надо оговориться, что для некоторых людей переведение конфликта в этическую плоскость вполне себе продуктивно – кому война, а кому мать родна. Всегда находятся очень холодные, очень рассудительные люди, прекрасно понимающие свои интересы и как употребить в этих интересах других людей, которые как раз про интересы не думают – а думают про борьбу со Злом.

Есть люди, благосостояние и могущество которых немало возрастет в ходе этого кризиса. Но это совсем не те люди, которые воюют со Злом в интернете. В интересах простых людей было бы достижение компромисса, который позволил бы всем дальше мирно уживаться и как-то выходить из серьезных экономических затруднений.

А для этого необходимо сделать несколько принципиальных вещей.

Во-первых, оставить абсолютно бессмысленную и пагубную демонизацию оппонента. Эта демонизация губит не только мир и благосостояние – она губит души. Это решение, ведущее в ад.

Считать некую группу других людей – путинских титушек/натовских бандеровцев «абсолютным злом» – это свободное и непринужденное решение самого человека, за которое он несет ответственность. За любым восклицанием «ААА! Это абсолютное зло!» стоит решение объявить этих людей таким злом. Это решение означает, что человек не считает нужным придерживаться по отношению к этим людям заповедей Божиих. Они – абсолютное зло, их можно. То есть, в сухом остатке, человек отказывается соблюдать заповеди.

У нас в школе была учительница, которая в ответ на все объяснения, почему ученик не сделал домашнее задание, поправляла «это называется: не захотел». Все крики про абсолютное зло и гитлера-гитлера называются просто – «слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней» (Чис.15:31).

Можно придумать себе очень подробную рационализацию, но в сухом остатке будет только одно – человек предпочел дьявольскую ненависть и злобу Божией любви и прощению.

Несмотря на известную песенку «никогда мы не будем братьями», у борцов с титушками и борцов с бандеровцами одно и то же место назначения.

Небесный Иерусалим един, и там все братья. Ад – и это очень неприятная его особенность – тоже один, и там те, кто избрал путь ненависти, будут ненавидеть друг друга вечно. Ад – это такой загробный фейсбук. Если Вы думаете, что Апостол шутил, говоря, что «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1Иоан.3:15)», то позвольте уверить, что нет, никоим образом не шутил.

Во-вторых, надо признать существование законных интересов у всех вовлеченных сторон. То, что их интересы не всегда совпадают с нашими – не повод для ненависти. Это повод для переговоров.

В-третьих, начать разговаривать об этих интересах и о том, как их согласовать.

Но, для начала, немедленно прекратить крики о том, какие же они гады – эти крики могут быть в интересах некоторых, но они точно не в интересах большинства.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Рассказ кардиолога, начавшего дефибрилляцию в СССР и делавшего экспертизу смерти И. Сталина

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: