Февраль 2014
Перейти в календарь →
Ждём Вас!
18
октября
в 19:00

Елена Мизулина рассказала о проекте Концепции государственной семейной политики РФ (+ Аудио)

Опубликованный проект «Концепции государственной семейной политики РФ до 2025 года» вызвал широкий резонанс в СМИ и блогах. Документ называли слишком консервативным, обвиняли в желании вмешательства государства в семейные дела и увеличения роли Церкви в семейной политике. Где правда, а где домыслы журналистов?

Один из разработчиков документа, председатель комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, 6 июня в ходе пресс-конференции в Синодальном отделе церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви ответила на вопросы журналистов.

Начало общественной дискуссии

1 июня 2012 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальной стратегии действия в интересах защиты детей на 2012-2017 годы». Во исполнение этого указа было принято Постановление Правительства о плане мероприятий по реализации Национальной стратегии. Первым пунктом этого плана является разработка и принятие в 2014 году концепции государственной семейной политики.

Проект концепции был разработан в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей с привлечением экпертов.

Елена Мизулина, председатель Комитета, подчеркнула, что представленный документ — общественный проект, это приглашение к началу общественной дискуссии на тему семейной политики государства.

— В основе нашей концепции лежат российские традиционные семейные ценности. Реальная статистика и история России доказывает, что они как играли свою роль, так и продолжают играть. Хотя, конечно, на сегодняшний день некоторые из них пошатнулись, тем не менее, именно они продолжают превалировать в семейной культуре России. Наша концепция не мертвый документ. Это только начало самой дискуссии. Я прошу это иметь в виду.

Обязательно ли жить с родителями?

Под семьей авторы концепции понимают союз мужчины и женщины, регистрацию брака государством или религиозными институтами, совместное воспитание родителями нескольких детей, авторитет родительской власти внутри семьи и любовь к детям.

Положение об авторитете родительской власти вызвало немало вопросов. Оппоненты удивлялись — неужели авторы концепции призывают нас жить с родителями под одной крышей?
Елена Мизулина отметила, что мнение это ошибочное.

— Заставят жить вместе с родителями? Да нет. Анализируя, что характерно в истории России было для традиционной семьи, мы выявили такую закономерность: между переписями населения 2002-го и 2010 годов в России выросло в два раза число многопоколенных семей, то есть семей в которых несколько поколений живут вместе. А многопоколенная большая семья всегда была традицией России. Выросло в два раза — задумались, почему?

Каждая третья семья сегодня — семья многопоколенная в России. Это уже невозможно объяснить только недостатком жилья. Не могу ни опровергать, ни утверждать обратное. Мы просто фиксируем такую закономерность. И среди неполных семей — то есть один родитель с детьми — каждая вторая неполная семья сегодня является многопоколенной.

Почему многопоколенные семьи были распространены? И сегодня четкая совершенно тенденция увеличения числа таких семей?

Психологи говорят, что общение ребенка и бабушки-дедушки, внуков и бабушки-дедушки — это совершенно специфический опыт. Вот этот ресурс добра, открытости ребенок получает, прежде всего, от бабушки с дедушкой, ибо родители часто заняты, родитель все равно воспринимается детьми психологически как некоторый начальник, его надо слушаться. А с дедушкой-бабушкой более открыто, и дедушка-бабушка имеет больше возможности вот так беседовать, общаться с внуком. И этот ресурс добра очень важен. Если бы было больше это общение, то, возможно, наши дети были бы более добрыми, менее агрессивными.

Не меньше трех детей?

Пункт о «нескольких детях» также вызвал недоумение. Все же сейчас больше распространена модель семьи с одним или двумя детьми.

Елена Мизулина пояснила, что концепция разрабатывалась во взаимосвязи с «Концепцией демографической политики РФ до 2025 года». Самый большой вызов России, по мнению авторов — демографический.

— Почему так стоит вопрос? Демографы утверждают, что для того, чтобы России справиться с демографическим кризисом и не исчезнуть с карты Земли, нам нужно выбрать, как рационально распределить те ресурсы денежные, которыми она располагает. Надо добиться не просто повышения рождаемости, воспроизводства населения, но семейного благополучия, чтобы дети росли в гармоничной обстановке.
По мнению большинства демографов, нужно делать ставку на многодетные семьи. Именно на многодетные.

На это существует много причин. Многодетные семьи — наиболее устойчивый тип семей. У нас из многодетных семей 87% семей являются полными и браки не расторгаются. Картина по однодетным, двухдетным совершенно другая.

Демографы и психологи отмечают еще один фактор, чем хороша многодетная семья. Фактически после третьего, особенно после четвертого ребенка — пятый или шестой ребенок обходится семье более дешево, чем, например, первый. Вот почему сложно первый ребенок, когда два ребенка. Это более дорого для семьи.

А в многодетной семье легче. Уже распределены внутри обязанности. То есть естественно, если массированно вложить на первом этапе (мы предлагаем на первом этапе, вот сейчас, до 2017 года, вложить как бы в поддержку многодетных семей), то естественно вот этот необходимый уровень рождаемости может быть очень сильно подвинут.

Одинокий родитель с ребенком — это не семья?

Не меньше споров вызвало и определение семьи как «союза мужчины и женщины». Ведь в жизни есть и одинкокие мамы с детьми, и одинокие папы, и воспитывающие осиротевших внуков бабушки — дедушки.
Елена Мизулина отметила, что основной целью, которые ставят перед собой разработчики Концепции, является семейное благополучие. А разных типов семьи много и, конечно же, нельзя утверждать, что неполные семьи — это не семьи.

— У нас много типов семей. Мы считаем, что меры поддержки каждого типа семей должны быть дифференцированные. Там, где семья, например, неполная, есть еще одна проблема, связанная с тем, как обеспечить гармоничное воспитание обоими родителями, доступ отдельно проживающего родителя к воспитанию, и так далее.

Поэтому должна быть дифференцирована поддержка каждого типа семьи.

Церковь как новый «партком»?

О роли Русской Православной Церкви в семейной политике в Концепции говорится немало, начиная с того, что семья называется «малой церковью». Впервые в концепции такого уровня есть отдельный пункт по расширению участия Русской Православной Церкви и других организаций религиозных в этой многоплановой деятельности по семейной политике.

Общество тут же решило, что посещение Церкви станет обязательным и опять обвинило ее во вмешательстве в личные дела.

Елена Мизулина рассказала, что в последнее время участие Церкви в общественной жизни увеличилось.

— Последние четыре года, ответственно заявляю, у нас увеличилась активность общества в целом. У нас в Комитете не было ни одного обсуждения законопроекта за последние четыре года, касающегося семьи и детей, которое не сопровождалось бы массированными письмами, обращениями. Мы очень много круглых столов, парламентских слушаний проводим и рабочих групп.

Самые активные — те, кто себя относит к традиционным религиям, прежде всего, к православной. Они активно участвуют в рабочих группах, экспертных, на парламентских слушаниях, пишут письма всеми возможными способами. Если бы такая активность была бы в 2008 году, может быть, не приняли бы безобразный закон «Об опеке и попечительстве», и не было бы перегибов в деятельности органов опеки и попечительства.

А что это означает? Общество очень ревностно и, может быть, очень чутко относится именно к теме «семья и дети». И оно хочет участвовать в обсуждении этих вопросов, и хочет участвовать в принятии, и влиять на решения, которые здесь принимаются. Игнорировать эту общественную потребность, этот общественный запрос было бы просто ошибочно.
Соответственно и предложена такая задача, как усиление влияния Русской Православной Церкви и других традиционных религий, но именно в сфере семейных отношений.

В чем это выражается? Мы, например, предложили, чтобы не менее половины членов общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав состояла из представителей Русской Православной Церкви и других традиционных религий, которые находятся на территории субъекта Федерации. Могу сказать, что традиционные религии, особенно Русская Православная Церковь, у нас активны. На втором месте — мусульмане, и иудеи более активно участвуют во всех парламентских слушаниях и Круглых столах, но у всех применительно к семье одинаковые подходы. Так вот, если бы они были в составе таких комиссий более половины, я не сомневаюсь, не было бы многих перегибов, связанных с органами опеки и попечительства.

Кроме того, те православные дома, которые я видела, детские дома, там совершенно другая атмосфера. Это все равно детский дом, но, тем не менее, чтобы какие-то конфликты, кража денег или еще что-то — такого нет.

Подвижничество, сподвижничество, соработничество очень характерно для представителей традиционных религий. Поэтому я, например, изначально больше даже доверяю там, где тратятся бюджетные средства, например, в детских домах или каких-то других социальных приютах и других каких-то домах престарелых, где участвуют и помогают представителей традиционных религий. Как правило, там атмосфера лучше и так далее. Это разве плохо?

ЗАГС или венчание?

В проекте Концепции свидетельство о венчании предлагается приравнять к свидетельству о заключении брака, получаемому в органах ЗАГС. Реакция общества была предсказуемой — “теперь только венчанные браки будут признаваться”. Что на самом деле имели в виду авторы?

— Сейчас Церковь как делает? Если человек согласен перед обществом создать семью, то, наверное, надо ответственность, чтобы сказать перед Богом, потому что некоторые говорят: «Ой, мы не хотим в ЗАГС, мы хотим венчаться». То есть, это нивелирует ли венчание в обществе, что «мы в ЗАГС не пойдем, это ерунда, а вот так, по религии».
Власть должна реагировать на новые явления, которые есть в обществе? Должна. У нас сегодня новое явление — отмечают все священники, что растет число людей, которые венчаются в церкви без регистрации брака.

С точки зрения юридической, такая семья считается сожительствующей, то есть не признается акт венчания. И это и морально, и для самой женщины, особенно, если она принимает решение о рождении ребенка или не рождении, тоже очень важно.

Что мы предлагаем? Коль скоро такое явление, это уже тенденция, она устойчивая, она растет, это реальность. Не хотят люди идти регистрироваться — не надо заставлять. Но, если свидетельство о венчании будет включено в список документов, на основании которых выдается свидетельство о государственной регистрации, если венчанные супруги подадут об этом заявление? Не хотите? Остаетесь только венчанными, а захотели — написали заявление в ЗАГС: «Просим выдать свидетельство о регистрации брака». И без прохождения вот этих двух месяцев, специальной процедуры регистрации, где кольца и все прочее, вам выдают свидетельство о регистрации. Чего здесь плохого? Здесь ничего плохого нет. И самое главное, что это не принуждение. Это всецело зависит от самих людей: хотят — остаются в таком статусе, хотят — в другом.

На самом деле это просто  упрощенная процедура регистрации брака, если ему предшествовало венчание.

Повышение родительской платы в детских садах

– Как вписывается в Концепцию то, что сейчас на рассмотрение регионов дали оплаты на детский сад. И все родители ждут с ужасом 1 сентября, что вот эти 80 % – кто их будет возмещать? Будут ли возмещать? Забирать ли детей из детских садиков? 

–  Это совершенно другое, это нам не остановить сейчас. “Закон об образовании”, который вступил в силу с этого года,  к сожалению, снял ограничение относительно размеров родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Потому что до 1-го января этого года было ограничение не более 20%, а для некоторых категорий семей 10% (а то и бесплатно) от стоимости содержания ребенка в детском саду. Закон об образовании это снял, оставив только право родителей на компенсацию. Но если снято ограничение, какова в общей сложности должна быть сумма родительской платы? Вы понимаете, что если ограничение будет снято, и если родительская плата, например, будет не 20% (как раньше было), а 80% от стоимости содержания, никакая компенсация родительской платы не покроет эту разницу. Поэтому проблема, действительно, есть. Она зафиксирована, мы и на правительственный уровень ее вынесли. Нам обещают, ну и мониторинг в комитете, но это и в Координационном Совете обещают, что не будет такой резкой разности. Вот посмотрим.

Поддерживать не систему детских домов, а семьи

Вернут ли льготы сиротам при поступлении в вузы?, – с этого вопроса начался разговор о поддержке сирот.

Елена Мизулина: “В первоочередном порядке – да”.

Однако, по мнению разработчиков документа, главные усилия государства по направлению работы с сиротами должны быть направлены на помощь семье.

— 84% детей, находящихся в детских домах — это социальные сироты при живых родителях, и нет гарантии, что во всех 84% случаев, действительно, родители не справились со своими обязанностями, и невозможно было сохранение родной семьи для ребенка. Никто это гарантировать не может, и не докажет, и нет таких данных. Мы везде их собирали.

Поэтому первичный вопрос — как заниматься профилактикой социального сиротства. Как сделать так, чтобы не воспроизводить социальных сирот, поддержать родную семью, без изъятия ребенка, без превращения ребенка в социального сироту? Получается, что мы сначала изымаем из семьи, потом помещаем этого ребенка в детский дом. У нас примерно 100 миллиардов рублей в год идет на детей сирот, из них примерно около 80 миллиардов на содержание детей в детских домах.

Вот мы когда взяли 3 типа семьи, распространенных — родная семья с двумя детьми, семья матери-одиночки с двумя детьми и приемная семья с двумя детьми, к сожалению, вырисовалась не очень красивая картина.

Нормальная благополучная семья, которая сама воспитывает детей, от них не отказывается, на что она может рассчитывать?

Она — только материнский капитал при рождении ребенка, выплата единовременная при рождении ребенка, и до полутора лет оплачиваемый отпуск.

А другие типы семей имеют возможность и до 18, а то и до окончания вуза иметь это ежемесячное пособие, и плюс еще ряд льгот, особенно в приемной семье. Поэтому нам и пишут люди, что эта политика государства, она несправедливая. То есть мы сначала должны сделать семью неблагополучной, изъять оттуда детей, потом вбухивать громадные средства в этих детей, особенно если им обеспечить семью, тогда как надо вкладывать в то, чтобы семьи с родными детьми не оказывались на дне, чтобы у них не изымали, в конце концов, детей, чтобы они могли справиться со своими задачами.

В этом смысле семейная политика должна быть ориентирована и на малоимущие семьи, и на однодетные семьи, и на многодетные семьи, и на семью с одним родителем, и на семью с ребенком-инвалидом, то есть на разные типы семей.

Это должны быть дифференцированные меры, они не могут быть ко всем одинаковы, потому что когда они ко всем одинаковы, получается очень несправедливо.

 

А есть ли оппоненты?

Журналистов интересовал вопрос и о том, существуют ли другие варианты Концепции.

— Ваша рабочая группа — это единственная мощная общественная группа, которая работает над этой Концепцией? Или есть еще какие-то конкурирующие концепции?

— Оппонирующей была Голодец Ольга Юрьевна от Правительства, но у них нет пока Концепции. Некоторое видение она озвучила, что одна из острейших проблем, что у нас стареют первородящие женщины. Сегодня средний возраст 25 лет. И Правительство озабочено тем, как все-таки сделать, чтобы молодые девушки, чем моложе, тем лучше, рожали… В частности один из вариантов они предлагают: предоставление первоочередного права на поступление на подготовительные курсы в вузы таких молодых мам.

Но тот анализ, который мы делали, и социология показывает, что откладывают рождение не потому, что в вуз не могут поступить, а потому что нет семейного окружения.

Рассчитываешь только на себя, и естественно, если она хочет учиться, какой ребенок? Она будет учиться. Я не думаю, что эта мера сработает. Но я думаю, что Ольга Юрьевна предварительно пока озвучивала идею.

Но у нас еще есть оппоненты, которые считают, что действительно надо отказаться от традиционных семейных ценностей.

— Кто утверждает, что надо от них отказаться аргументированно?

Есть и в СМИ уже, и были возражения, когда я делала презентацию на экспертной группе Открытого правительства.

Есть те, кто считают, что слишком избыточно делается акцент на традиционных семейных ценностях. Но мы этого не придумали. Предшествовал анализ и сбор материалов, данных социологических исследований, статистики. Когда этот анализ был произведен, стало очевидно, что, что бы ни менялось, но что точно обеспечивает России будущее и воспроизводство населения, и обеспечивает людям благополучие — это семья с детьми.

Где взять деньги?

На вопрос, реалистичны ли все предложения в финансовом плане, Елена Мизулина ответила утвердительно:

— По деньгам вообще все реалистично. Для того, чтобы не разрушить бюджетный баланс, существует поэтапное введение ряда мер, например, суммы пособий, их можно считать, по категориям вводить.

Допустим, в первую очередь, если многодетных семей меньше, их миллион, сначала, может, для многодетных. А может, из них сначала многодетные с пятью детьми, а потом с тремя и так далее. Существует масса приемов, где можно распределить эти средства так, чтобы все равно добиться желаемого результата, было бы желание.

Наша задача — максимально показать все, что может быть в этой сфере, а конечно, в самой Концепции останется то, что будет потом и посчитано, какое-то меньшое количество мер. Безусловно. Но очень важно сейчас высказаться, какие общество считает первичными.

Подготовила Ирина Кислина

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
"Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской Православной Церкви усилить молитвы о единоверных братьях и…
В ночь на пятницу на окраине Москвы умышленно подожгли храм - на Покров там служил епископ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: