Крымская
Мыслями о том, что сейчас происходит в Крыму и Украине, с читателями «Правмира» поделился настоятель севастопольского храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, иерей Александр Савичев.

Вы же помните парадоксальность Вандеи во времена французской революции? Поверженный абсолютизм взялись защищать простые крестьяне, далеко не избалованные свергнутой властью. И вдохновлял их, в том числе, образ малолетнего дофина, «ангельское дитя», с которым новая власть поступила совершенно омерзительно. Так об этом написал Виктор Гюго. Русских в Крыму можно понять. Ведь родной язык общения так же дорог, как и дети. Наверно, «конвенту» в Киеве, будучи на краю социальной бездны, не стоило устраивать эти шарахания с «законом о языках»: отменить, принять. Плюс волна  уголовного террора (зачастую «от имени и по поручению»)  и т.д. Как говорил Наполеон: «Это не преступление. Гораздо хуже. Это ошибка».

***

К счастью, я успел прочитать об опасности брать на себя роль эксперта. Особенно священнику. Поэтому данные заметки отражают исключительно личные впечатления от происходящего в эти дни. А происходит много чего. Есть ли смысл в отслеживании происходящего? Несомненно. За сиюминутностью все без исключения хотят прозреть хотя бы ближайшее будущее. Итак, что у нас впереди? В смысле, что впереди у людей Церкви? Огромная страна с огромным населением. Кажется, примири восток и запад в пределах этой страны…  Но не так все просто. Деятельность человека всегда сверхизбыточна.  Даже на нижних этажах пирамиды потребностей по Маслоу. Такова его творческая природа. А уж наверху такие турбулентности! Как там привыкли говорить об Украине: «Многонациональная, поликонфессиональная, поликультурная, социально контрастная, взрывоопасная…» И все это накладывается на заявленный универсализм православия. Именно здесь я вижу повод для смирения. Поскольку теория встречается с практикой. И мы, конкретные православные люди, оказываемся в заложниках этих турбулентностей. Ну ладно, сейчас. Когда социальный пожар выплеснулся на  конкретные географические пространства. А раньше? Разве мы не знали о тлеющих очагах бесчисленных конфликтов по горизонтали и вертикали? Знали, иногда обсуждали, иногда догадывались. И при этом много врали. Ссылаясь  на дипломатичность, конъюнктурность, удобство, «начальство одобрило» и т.д.  Слава Богу, что начальство в лице местоблюстителя УПЦ митрополита Онуфрия успело заявить о желании Церкви видеть Украину единой и неделимой и что наши молитвы — о павших с обеих сторон конфликта. Слава Богу, что пресс-секретарь предстоятеля УПЦ о.Георгий Коваленко публично обратился к российским СМИ: «Не называйте нас фашистами». И обратил внимание, что среди сожженных площадей в центре Киева в метре от баррикад красуется нетронутой реклама Сбербанка России. И под рекламой — целехонькие стекла офиса этого банка. Слава Богу, что в роковую для Симферополя среду 26 февраля среди многотысячной толпы  Рефат Чубаров призвал своих соплеменников охранять и церкви, и мечети. Но что сделал конкретно каждый из нас? И что мы делали раньше? Вспоминаю незабвенного преподавателя истории РПЦ о.Иоанна Белевцева в Ленинграде. Однажды он сказал, что подлинный  интернационализм возможен только в Церкви. Поскольку Церковь говорит о всеединстве человечества при множественности конкретных культур и цивилизаций. Мы в относительно «мирное» время давали зеленый свет многочисленным гадостям в виде экстремистских газет и журналов, чьи месседжи были щедро приправлены квазиправославием. Как же мы доверчивы! Я старательно обхожу попытки некоторых прихожан выкрасить мир исключительно в черный и белый цвет. Потому что еще в юности прочел слова архиепископа Иоанна Шаховского: «Все мы либо белые в черную крапинку, либо черные в белую». Однажды услышал от буддиста: «Мы предпочитаем работать непосредственно с самостью. Как с сорняками: пока рвешь листья — сорняки будут». Наверно, в «мирное» время мы в лучшем случае «ощипывали листья». Дескать, и так сойдет. Наше, оказавшееся мнимым, спокойствие и благополучие виделось важнее. Но «корни» неожиданно пошли в сумасшедший рост. Из под расколовшихся социальных плит вышло  инфернальное зло.  В виде погромщиков и убийц, отпетых лжецов в европейских костюмах и их благодарных(!) слушателей.

***

Пока что в Севастополе все спокойно. Шуршат машины, открыты магазины. Поесть, поспать, покрутить руль приличной европейской «тачки». В принципе, при таком буржуазном образе жизни люди заинтересованы в стабильности. И это прекрасно. Но информационное поле очень тревожное. «Две линии пулеметов возле ВР АРК по направлению к железнодорожному вокзалу». «Российские военнослужащие захватили Кировский военный аэродром в Крыму и пытаются взять под контроль один из командных пунктов зенитно-ракетной воинской части ВСУ в районе Евпатории». «Российские войска взяли под контроль воинскую часть на аэродроме Бельбек под Севастополем. Кроме того, неизвестные вооруженные люди захватили ГАИ Крыма и Дом профсоюзов в Симферополе, а также окружили местный аэропорт». «Украинским военным дали один час — покинуть территорию». Это месседжи только сегодняшнего дня.

***

Как известно, «надежда уходит последней». Особенно, если надежда в союзе с верой и любовью. И если вам не чужда молитва, помяните в ней, прочтя эти строки,  всех без исключения крымчан.

1 марта 2014 года, г. Севастополь

Священник Александр Савичев

Священник Александр Савичев

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.