Кто
Рецензия на книгу митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга первая. Начало Евангелия» (Москва, 2016).

Новая книга митрополита Илариона (Алфеева) является первой частью задуманного им обширного многотомного проекта, посвященного исследованию жизни и учения Иисуса Христа.

Митрополит Иларион отдает себе отчет в том, что «к настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что… прибавить к сказанному давно уже нечего». Читатель спросит: зачем же тогда пускаться в новое исследование? Автор предвидит такой вопрос и отвечает на него: «Каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти… ответ на вопрос: кто Он?» (с. 6).

Кто Он, Иисус из Назарета? Этот вопрос задавали себе апостолы (Мк. 4:41. Лк. 8:25), над его решением бились Вселенские соборы. Не мудрено, что и в нашем поколении он продолжает волновать сердца и будоражить умы миллионов, что и сегодня люди стоят перед этим неотвратимым вопросом. Владыка Иларион пытается дать на него такой ответ, который был бы убедителен для наших современников, и делает это изнутри церковной традиции, опираясь на весь двухтысячелетний опыт Православной Церкви. Богословский талант вкупе с литературным даром, которым он, несомненно, обладает, позволяет сделать этот ответ внятным как для верующих во Христа, так и для тех, кто еще только ищет истину.

Образ Христа, представленный в Евангелиях, обладает огромной притягательной силой. Эта человечность Иисуса и есть самое великое откровение Бога о Себе. Бог во Христе Иисусе стал человеком, чтобы, как говорит евангелист Иоанн, «явить» нам Бога (Ин. 1:18), а точнее, «объяснить» нам Его (в оригинальном греческом тексте – именно «объяснил», «истолковал»: ἐξηγσατο экзегесато, что блаженный Иероним когда-то гениально перевел на латынь через enarravit, «рассказал»). Интерпретируя евангельские рассказы о Христе, эту «человеческую историю Иисуса», автор воссоздает Его «живой образ… на основании имеющихся источников» и представляет «Его учение так, как оно отражено в Евангелиях» (с. 8). В этом автор совершенно верен церковной традиции понимания Евангелий и истолкования слов и дел Иисуса, потому что «все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям» (с. 8).

 

 

Учение Иисуса, Его жизнь, смерть и воскресение – совершенный и последний рассказ Бога о Себе Самом и о Его отношении к миру и человеку. Задача автора – показать, что для нас это откровение Бога во Христе не менее актуально, чем для непосредственных участников евангельских событий. С этой задачей митрополит Иларион справляется блестяще, его ответы на вопросы, которые он сам себе ставит в предисловии – «что Иисус принес людям?» и «что Иисус может дать нам, живущим в XXI веке, со всеми его сложностями, проблемами и трагедиями?» (с. 9) – звучат веско и убедительно.

Исследование митрополита Илариона можно назвать путеводителем по Евангелиям. После критического анализа современного состояния новозаветной науки и обзора источников своего исследования автор обращается непосредственно к евангельским текстам, рассматривая их как сквозь призму церковной традиции, так и в свете современных новозаветных исследований. Эти два аспекта интерпретации соединены в исследовании не механически, а вполне органично, дополняя друг друга в едином целостном истолковании, цель которого – «получить стереоскопическое видение многогранного образа Иисуса и многоуровневую интерпретацию Его учения» (с. 240).  

Автор использует комплексный подход. «Оставаясь… на твердой почве евангельского текста как основного источника достоверных сведений об Иисусе» (с. 79-80), он не пренебрегает и положительными результатами современного научного поиска, а также часто обращается к «ветхозаветной предыстории евангельских текстов и событий», не обходя вниманием и различные толкования, которым евангельский текст «подвергался в церковной традиции и которыми оброс в современной научной литературе» (с. 80).

Во всех книгах митрополита Илариона проявляется редкая способность самые сложные вещи изъяснять просто и доступно. Нет сомнений, эта ясность изложения привлечет и к его новой книге самый широкий круг читателей, новый труд талантливого богослова и выдающегося архиерея найдет путь к умам и сердцам наших современников, поможет многим получить правильный ответ на вопрос о том, кто же такой Иисус Христос и утвердиться в православной вере.

Книгу украшают многочисленные и со вкусом подобранные иллюстрации.

243527-b

Д-р богословия игумен Арсений (Соколов), Associazione Biblica Italiana, Beyrouth, 14/VII-2016 a.D.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.