Кто в России верит в Бога?

“Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных”.

Николай Пирогов, учёный, врач, педагог (1810 — 1881).

Социологическая служба “Среда” провела Всероссийский репрезентативный опрос, в ходе которого на вопросы о своей религиозной принадлежности ответили 1500 респондентов в возрасте старше 18 лет (опрос проходил в 44 субъектах Российской Федерации, в 100 городах и села; полевые работы: весна 2011; статистическая погрешность: 3,6%).

Отвечая на вопрос о своем вероисповедании, 82% респондентов (1232 человека из 1500 опрошенных) выбрали варианты ответов, означающие веру в Бога. 5% респондентов затруднились ответить или выбрали вариант «другое»; и только 13% сказали о том, что они «не верят в Бога».

Как оказалось, среди атеистов – в два раза больше мужчин (68%), чем женщин (32%). Чаще причисляли себя к неверующим рабочие и самые бедные респонденты («денег не хватает даже на питание»).

Сравнительно чаще, чем в других федеральных округах, атеисты живут на Дальнем Востоке.

27 % опрошенных считают себя верующими, но не соотносят свою веру с какой-либо религией. Это те, кто выбрал вариант ответа «Я верю в Бога, но конкретную религию не исповедую». Среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет таких респондентов более трети (34%). Среди студентов и учащихся ответивших подобным образом уже 38%. Также сравнительно чаще выбирали такой ответ респонденты, живущие в Уральском Федеральном округе.

Респондентов, исповедующих буддизм, иудаизм, католицизм или протестантизм, оказалось крайне мало: их число находится в пределах ошибки выборки.

Мусульманами себя назвали 4% респондентов. Причем половина из них – последователи суннизма, другие 2% придерживаются прочих направлений ислама.

Больше всего мусульман живет в Приволжском, Южном и Северокавказском округах. Чаще, чем выбравшие другие варианты ответа, мусульмане живут в селах. Среди мусульман чаще встречались респонденты, имеющие трех и более детей.

Православными христианами себя считают 50% россиян, подавляющее большинство из них принадлежит к Русской Православной Церкви. Среди православных, – женщин существенно больше, чем мужчин (62% женщин, 38% мужчин). В семьях у православных христиан: чаще двое детей, реже – нет детей.

Православные респонденты несколько чаще, чем выбравшие другие варианты ответа, живут в городах: 40% – жители городов с населением более 250 тысяч человек.

В Центральном Федеральном округе, по сравнению с другими федеральными округами, проживает больше всего православных христиан.

Половина от числа неработающих пенсионеров заявила о своей принадлежности к Русской Православной Церкви. В этой связи неудивительно, что среди православных, относящихся к Русской Православной Церкви, находится больше всего граждан, которым не хватает денег на одежду и обувь.

Заметно меньше, чем в среднем, православных находится среди студентов и учащихся (38%).

Безработные россияне, находящиеся в поисках работы чаще, чем другие опрашиваемые, называли себя православными, не принадлежащими ни к Русской Православной Церкви, ни к другим православный церквям.

Северо-западный Федеральный округ лидирует по количеству граждан, которые определяют себя как «православные, не принадлежащие к Русской Православной Церкви».

В России верующих граждан оказалось значительно больше, чем во многих европейских странах. Так, по сообщению «Интерфакса», согласно опросу, проведенному международной исследовательской компанией «Ipsos» в Швеции живут 37% неверующих, в Бельгии – 36%, в Великобритании – 34%, в Германии – 31%. Всего же, как сообщает «Интерфакс-Религия», половина жителей Земного шара верят в Бога.

Комментарии экспертов к итогам опроса

Позднее освоение и ранняя индустриализация

Роман Силантьев, директор Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества

То, что Дальний Восток лидирует по числу живущих там неверующих людей – вполне объяснимо. Освоение некоторых его территорий началось относительно поздно и традиции православия не успели там укорениться. В XVIII – XIX веках осваивались некоторые переселенческие поселения, люди жили на Камчатке, на Сахалине (где была знаменитая тюрьма)… Но большая территория так и оставалась не задействованной, да еще, чтобы добрать от центра, нужно было потратить почти год. Так что речи об укоренении религиозных традиций особо не шло: во многих населенных пунктах храмы были построены лишь в наши дни.

В советское время – новый этап освоения, строительство БАМа, возникновение с нуля многих городов. В эти города завезли новое население. И оно, уже воспитанное в духе атеизма, оказалось совсем оторванным от корней, от традиций православия.

А что касается местных народностей с их верованиями, их число было и тогда так невелико, что никакой роли в формировании общего религиозного настроя играть не могло.

Исторически объясняется и то, что православные чаще живут в городах, а мусульмане в селах. В советский период мусульмане были меньше вовлечены в индустриализацию. И мусульманская, условно говоря, деревня, в целом меньше пострадала от всех катаклизм ХХ века, чем деревня православная. То есть многие мусульмане просто жили на периферии и не были вовлечены в происходящие процессы. А индустриализация в целом сильнее коснулась людей, живущих в центре и традиционно связанных с православием. В основном они переселились в города. И именно в городах началось затем возрождение религиозной жизни. Сегодня в городе гораздо проще попасть в храм, чем в сельской местности: во многих из них храмов уже просто нет.

Робкие шаги религиозного Ренессанса

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, миссионер.

В 1999 году вышла моя статья «Попытка быть оптимистом» в составе книги «О нашем поражении». Она была написана на основе личных наблюдений, сложившихся в ходе многолетних и еженедельных поездок по стране.

Данные опроса объективно подтвердили мои субъективные впечатления.

Да, Дальний Восток – особая, отделенная от центральной России зона, и все явления общественной, духовной жизни достигают ее с большим опозданием. И поныне во многом это еще зона, не оттаявшая от мерзлоты советского атеизма…

Да, православие в стране превращается в городскую религию, уходит из сел.

Да, православие становится религией не просто горожан, но именно интеллигенции.

А то, что среди студентов и учащихся православными себя считают 38% – мне кажется, это очень высокий показатель. Все-таки 25 лет назад Православная Церковь начала свой путь в России практически с нуля. И вот первые шаги религиозного ренессанса, робкие, маленькие, – начались. Если сравнивать движение западного католичества – это путь потерь, разочарований и так далее. Но у них не было тех провалов, которые дала нам наша история, а потому получается, что нам еще предстоит дорасти до уровня падения западных христианских Церквей.

Что же касается того, что две трети молодежи предпочитают неосознанную религиозность, думаю, это совершенно естественно. Молодость вообще не любит дисциплину и табу. В этом возрасте человек еще испытывает эйфорию от того, что никого не слушается. Молодым людям удобнее придумывать религию под свой размер, под свою жизнь. Поэтому здесь проблема не в православии, как таковом. Такие же показатели, на мой взгляд, будут и среди молодежи и в западном обществе и вообще там, где людям дается свобода от общественного контроля за их религиозной жизнью.

А вообще – я не мыслю такими категориями, как «большинство». Для меня слово «большинство» не означает «обязательно для меня». Кроме того, один человек может быть интереснее большинства. И в храмах и на улицах я встречаю еще немало горящих молодых душ, всерьез и вопрошающих, и переживающих ответы.

Служба социально-религиозных данных СРЕДА начала свою работу в 2011 году в качестве независимой исследовательской организации. Годом раньше социологическая служба Крутицкого Подворья Синодального отдела по делам молодежи провела ряд установочных исследований общественного мнения и медиа-среды. Одним из результатов этих исследований стал вывод о том, что россияне с активной гражданской позицией часто остаются в стороне от религиозной повестки. Обсуждение вопросов духовной жизни страны оказывается за пределами публичной сферы, оставаясь в рамках религиозных субкультур. Этот вывод стал причиной создания службы СРЕДА, ориентированной на широкую общественную презентацию результатов социологических исследований духовной жизни россиян, современного православия и его социальной динамики.

Если у Вас есть вопросы или комментарии, пожалуйста, пишите: sreda_SMI@MAIL.ru

 

 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Мальчики вышли из больницы и ответили на некоторые вопросы журналистов
Услышать умирающего – готовы ли мы к этому и кому принадлежит право на смерть
О чем молится Николаю II сербский народ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: