Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня
В российском обществе снова вспыхнуло обсуждение темы допустимости проведения операций по прерыванию беременности. Пока активисты собирают подписи за запрет на аборты, называя их «легальным убийством детей до рождения», их противники заявляют, что такая мера нарушит права женщин и приведет к росту подпольных абортов. Профессор истфака МГУ, специалист по истории Польши Лариса Лыкошина рассказала «Правмиру», как жители Польши, где вскоре будет рассмотрен законопроект о полном запрете абортов, воспринимают эту идею.

Сейчас в Польше, как известно, правительство национально-консервативное. И в идеологию правящей партии вполне вписывается положение о том, что аборты недопустимы и должны быть запрещены. Пока в законе прописаны исключения, когда аборт все-таки можно сделать: в случае изнасилования или при непосредственной угрозе жизни женщины. Но таких исключений не много.

Если посмотреть на статистику по абортам в стране, то она не будет такой большой. При этом надо сказать, что в Польше очень практикуется так называемый медицинский туризм. Женщины выезжают за пределы страны и совершают эту операцию там, где это разрешено. Это, конечно, никем не учитывается. Поэтому было бы лицемерием исходить из тех цифр, которые приводятся в официальной статистике.

В целом, конечно, польское общество вполне традиционное, католическое (во всяком случае, в общественном сознании существует такой стереотип). Но тем не менее тема абортов не так однозначно оценивается им. Сейчас по всей стране готовятся акции протеста со стороны женщин, готовых выйти на демонстрации и протестовать против нового законопроекта о полном запрете абортов. Не потому что они такие свирепые и им хочется убивать детей, а потому что они не согласны с вмешательством в их личное дело. Многие женщины выступают не за аборты, они выступают против того, чтобы кто-то решал их судьбу столь безапелляционно, как они считают. Сторонников такой позиции не так мало.

Когда несколько месяцев назад в костелах зачитывали проект закона о полном запрете абортов, то многие женщины просто выходили из костелов в знак протеста. Конечно, все признают, что ничего хорошего в абортах нет, но значительная часть жителей страны считает, что ни правительство, ни Церковь не должны решать, будет та или иная женщина рожать ребенка. Они говорят, что меры должны быть воспитательные — в форме убеждения или проповеди, но никак не в форме запрета.

Официальная позиция Католической церкви Польши — это, конечно, позиция полного неприятия этой операции, потому что она считается убийством. И Папа Римский неоднократно выступал однозначно против абортов.

Однако среди польского духовенства нет единого монолитного мнения на этот счет. Звучит немало голосов либерально-мыслящего духовенства, которые полагают, что жесткого и однозначного подхода в этом вопросе быть не должно. Некоторые ксендзы считают, что каждый случай должен конкретно рассматриваться. Ведь иногда бывает, что насилию подвергаются девочки 13-15 лет, и в этом случае заставлять их рожать ребенка было бы не вполне гуманно.

Интересно, что в средние века Церковь по-другому относилась к этому вопросу. Считалось, что до определенного момента души в зародыше нет, она появляется у человека лишь спустя несколько десятков дней, поэтому в отношении женщины до некоторого момента допустимы некоторые медицинские меры.

Записал Роман Кизыма

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: