«Легенда
Из Парижа пришла скорбная весть – 5 ноября умер Николай Михайлович Осоргин. Для русских эмигрантов, осевших во Франции, и для кого церковное пение и богослужение что-то значило в жизни, это имя не нуждается в комментариях. Н.М. Осоргин – легенда Парижа, «столп» Сергиевского Подворья, глава и учитель регентов и певчих русских церковных хоров не только во Франции, но во всей Западной Европе и даже Америке, начиная с 1950 года.

Чем выразить свою боль от этой утраты? Как воздать должное памяти почившего? Что такого замечательного оставил этот человек, что о нем надо напомнить читателям?

Если пытаться выразить главное – ушел из жизни хранитель драгоценной традиции монашеского церковного пения, которое вот уже девяносто лет существует на «Сергиевской горке», как именуют иногда знающие Подворье люди. Традиция вообще – это то, что укоренено во времени, что имеет своих носителей, что передаётся из поколения в поколение, наконец, это то, чем дорожит народ и что является отражением одной из существенных народных черт.

Например, церковнославянский язык в богослужении на Сергиевском Подворье последние десятилетия сохранялся исключительно благодаря тому, что его не позволял упразднить Осоргин. Преподавание в Богословском Институте давно перешло на французский, будние службы – тоже, но воскресные и праздничные службы шли традиционно на церковнославянском: «При мне этого не будет, а после меня уж, как хотят», – заметил он в разговоре лет десять назад. Н.М. Осоргин уже несколько лет, как отошел и от преподавания и от регентства и, тем не менее, из уважения к нему все шло по-прежнему. И вот наступает время «после меня».

Н.М. Осоргин прожил долгую жизнь, и вся она была посвящена служению Церкви: активному, плодотворному, но и скромному в ту меру, которая принята в церковной среде. «Регентское служение – скромное, подчиненное, но в этом подчинении и скромности сосредоточено самое драгоценное – сердце богослужения. Все достижения регента должны быть направлены к одному – к красоте церковной службы. Вот к чему он должен всегда стремиться и чего желать», – сказал мне как-то ученик Н.М. Осоргина протоиерей Михаил Фортунато, для которого Н.М. Осоргин был воплощением идеала регента, высоким примером регентского служения.

photos from Samsung 047

Именно Осоргиным и были вдохновлены эти слова. Он всей своей жизнью утвердил их правоту, их первосмысл.

Н.М. Осоргин наследовал регентское место своего отца – М.М. Осоргина, который под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского) вместе с епископом Вениамином (Федченковым), позже митрополитом, и другими профессорами Богословского Института начинал церковную жизнь на вновь приобретенном месте. Эмиграция во Франции начиналась почти на пустом месте – М.М. Осоргин и его товарищи, не имея нот, записывали по памяти мелодии, знакомые с детства. Постепенно сложился свой обиход, который опирался на практику Троице-Сергиевой Лавры. «Здесь у нас малая лавра», – любил повторять Николай Михайлович.

Много попечений помимо регентских имел Николай Михайлович: педагогические – много лет он вел в Институте церковное пение и литургику; хозяйственные – руководство свечным заводом, обязанности старосты-эконома Подворья; просветительско-миссионерские – выступления с хором в концертах для инославной публики; журналистские – он был фотографом и хроникёром Подворья.

Но главным местом жизни для него оставался клирос. Хор, воспитанный Н.М. Осоргиным, украшал богослужение и давал пример всем студентам Богословского Института, что есть русское церковное пение, каким должно быть церковное чтение, как музыкально оттенить церковный праздник. Влияние Н.М. Осоргина на умы и сердца его учеников и последователей – это то, что давно переросло в традицию, стало частью церковного предания и что при всех переменах жизни не уйдет в Лету.

Музыкальными памятниками времени Н.М. Осоргина стали два замечательных диска с записями мужского хора Подворья. Записанные как последование отдельных песнопений Вечерни, Утрени, Великого Поста и Пасхи, они слушаются как богослужение, а не как концертные номера. В пении есть все, что отличало звучание хора в реальных богослужениях: красота и смысл пропетого церковного слова, тонкость фразировки, выразительность голосов, стройность хоровых аккордов, слаженность звучания. И всему присуще одно – глубокая и подлинная ц е р к о в н о с т ь – цель, так трудно достижимая и часто ускользающая в творчестве немалого числа известных хоров и регентов.

И еще. На всем, что делал и оставил нам Н.М. Осоргин, лежит печать к р а с о т ы  и  л ю б в и, категорий вечных и неизменных, потому что только истинное и большое сердце, горящее любовью к Богу и людям, которое он несомненно имел, способно воплотить себя в творчестве, способно почувствовать и отразить Красоту и Любовь, открытую и завещанную нам Творцом.

Вечная память и Царство Небесное новопреставленному рабу Божию Николаю!

Евгений Тугаринов, старший регент Богоявленского кафедрального собора города Москвы

 

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.