Владимир Легойда ответил на вопросы читателей РИА «Новый Регион»
Виртуальная пресс-конференция главы Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви состоялась на сайте агентства накануне Рождества, 6 января.
«Новый Регион»: На последнем съезде партия Виктора Ющенко «Наша Украина» призвала к борьбе против концепции «Русского мира», которую экс-глава СБУ Валентин Наливайченко и экс-глава МИДа Владимир Огрызко назвали «чужим инспирированным извне мифом». Как это могут прокомментировать в РПЦ?
Владимир Легойда: К сожалению, люди, которые так говорят о Русском мире, сами находятся в плену ложного мифа: считают, что Русский мир — это политическая концепция. Еще и еще раз подчеркну: идея Русского мира политической не является.
Как замечательно сказал Блаженнейший митрополит Владимир, «кто отрицает существование Русского мира, должен отрицать и Крещение Руси». Русский мир берет свое начало из Киевской Руси и поэтому концепция Русского мира не может быть чуждой ни для Киева, ни для страны, столицей которого он является.
Я знаю, что нередко украинские журналисты ошибочно используют термин «российский» мир. Это категорически не верно. Русская Православная Церковь не является церковью Российской Федерации. Концепция Русского мира не имеет никакого отношения ни к российской имперскости, ни к идеи превосходства одной из славянских стран над другой. Это духовно-культурная, а не политическая концепция, которая создает базу для единения народов, воспринявших православие из купели князя Владимира, и никак не угрожает суверенитету отдельных стран. Ценности Русского мира — это идеалы справедливости и правды.
«Новый Регион»: Когда Патриарх Кирилл вновь посетит Украину, какие регионы?
Владимир Легойда: В 2011 году предполагается традиционный летний визит Святейшего Патриарха по епархиям Украины. Как правило, Святейший Патриарх посещает те епархии, от которых приходят приглашения, передаваемые от имени Синода Украинской Православной Церкви. Не исключаю, что будут и другие визиты.
ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧИТАТЕЛЯМИ.
С верой в объединение всех христиан, Вячеслав: Уважаемый Владимир. Скажите, почему Московский Патриархат не использует возможность предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата? Ведь при этом понятие «раскола» исчезнет само собой, т.к. УПЦ КП с радостью воссоединится с канонической Украинской Православной Церковью. Я, как украинский православный, готов молиться, и молюсь за объединение украинского православия! Неужели для Кирилла политика «единонеделимой» России гораздо важнее церковного мира и благополучия? Неужели «неканонические» «враги» лучше «канонических» друзей? Почему вы думаете, что украинское православие будет обязательно антироссийским? Это не так, уверяю вас! Храни нас всех Господь!
Владимир Легойда: Уважаемый Вячеслав! Не знаю, почему Вы решили, что кто-то считает, что украинское православие будет антироссийским. Каноническое устроение Церкви зиждется на совсем других основаниях. В Украине есть каноническая Украинская Православная Церковь. Раскол не исчезнет, как Вы выразились, сам собой — в случае неканонических действий. Это рана на теле Церкви, которая врачуется в случае осознания допущенных ошибок и принесенного покаяния. Я уже приводил эту аналогию и скажу еще раз: неправильно представлять себе ситуацию раскола по примеру с семейным разводом, в котором, как правило, есть вина обеих сторон. Скорее уместным будет вспомнить евангельскую притчу о блудном сыне. Из этой притчи мы знаем, что отец ждет сына и всегда с радостью примет его, но сын сам должен понять, что был не прав и захотеть вернуться в отчий дом.
Спасибо Вам, дорогой Вячеслав, за Ваше радение о церковном единстве и за понимание того, что его основой может быть только христианская любовь, а не какие-то политические принципы. Молюсь вместе с Вами за преодоление любых искушений!
Марина, Наро-Фоминск: Уважаемый Владимир Романович! Прокомментируйте, пожалуйста, в первую очередь как журналист, наличие в структуре УПЦ сразу двух пресс-служб. Является ли это отражением некоей внутренней борьбы, происходящей в Церкви?
Владимир Легойда: Уважаемая Марина, я не считаю себя в праве комментировать существующую ситуацию. Работа пресс-службы Украинской Православной Церкви устраивается так, как считают нужным соответствующие органы церковного управления.
Умар: Почему зеленое с красно-белыми полосами облачение Патриарха в точности повторяет чеченский флаг?
Владимир Легойда: Уважаемый Умар, в этом вопросе я не вижу никакой связи. Цвет патриаршей мантии — зелёный, так издревле повелось в Русской Православной Церкви. Также внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, две панагии, великий параман и предносной крест.
Сергей, Молдова: Не считаете ли Вы, что название Русская (Православная Церковь) вносит некую сумятицу среди православных бывшего СССР? Если бы католическая церковь именовалась Итальянской, вряд бы у нее было бы столько последователей во всем мире. Может все таки название Православная Церковь Московского Патриархата (и Святейший Патриарх Московский, без всея Руси) было бы лучше?
Владимир Легойда: Уважаемый Сергей! «Московский» в титулатуре Патриарха означает, что он является епископом города Москвы, точно так же как в титулатуре любого епископа (Тульского, Винницкого) есть название кафедрального города. Но поскольку Патриарх является не только епископом г. Москвы, но Предстоятелем большой Поместной Церкви, то существует традиционное добавление «всея Руси». Сравнение с Католической Церковью не совсем корректно, поскольку Католическая Церковь административно едина. Вселенское православие состоит из 15-ти братских Поместных Церквей. Русская Православная Церковь — одна из 15-ти, наряду с Константинопольской, Грузинской, Сербской, Румынской и т.д. Кроме того, титулатуры патриархов имеют, как правило, древнее происхождение. Так титулатура Александрийского Патриарха звучит так: «Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной».
Анонимно: Почему в безбожной России появилось столько попов и церквей, откуда РПЦ имеет столько денег? Из бюджета? Планирует ли Церковь борьбу за власть или пошло насаждение своих людей во властные органы тихой сапой?
Владимир Легойда: Уважаемый Аноним. Я не знаю, где Вы изучали историю и когда в последний раз были в России, но очевидно, что российских реалий Вы, к сожалению, не знаете. Видимо, не такая безбожная оказалась Россия, какой пытались нам ее представить в течение 70 лет. В XX веке сотни тысяч православных христиан отдали свои жизни за Христа. И сегодня мы говорим, что подвиг новомучеников и исповедников российских является повторением подвига христианских первомучеников, ставших в свое время семенем Церкви. С той лишь разницей, что масштаб гонений в советской России значительно превышал масштаб гонений в Римской империи. Этот подвиг принес свои плоды, и вера, которую хотели уничтожить, осталась непоколебима.
По поводу денег. Не совсем понятно, что Вы имеете в виду, задавая этот вопрос? Если Вы говорите о строительстве многих храмов, то они всегда строились всем миром. Из бюджета средства на содержание Церкви не выделяются. Ваш последний вопрос тоже не понятен. На каких основаниях Вы его ставите, на что ориентируетесь, говоря о власти и Церкви? По-моему, совершенно очевидно, что Церковь занимается человеческими душами, а не политической борьбой.
Сергей, Петропавловск-Камчатский: Какое отношение Русская Церковь имеет к Церкви Христовой? И почему Церковь Христова стала поделенной по национальному и территориальному признаку. Кто является главой Православной Церкви?
Владимир Легойда: Русская Церковь имеет самое прямое отношение к Церкви Христовой. Мы верим, что Православная Церковь и есть Церковь, основанная Господом Иисусом Христом, главой которой Он и является. Как я уже говорил, в современном мире Вселенское Православие состоит из 15-ти Поместных Церквей. Русская Православная Церковь — одна из них. Уже в эпоху раннего христианства существовали различные Поместные Церкви, находившиеся в литургическом и каноническом единстве, но административно независимые друг от друга (Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Константинопольская и Римская).
Сол Крю, г. Харьков: Разговоры о тысячах якобы захваченных униатами православных храмах в Галичине это большая ложь. Скажите, а когда эти храмы стали православными, не после 1946-го ли года? И почему это вдруг эти «православные» храмы построены в католической архитектурной традиции (стиле)? Скажите, а кто же захватил эти тысячи храмов? Уже ли всесильные (никак стотысячные…) отряды боевиков УНА-УНСО? А кто эти храмы охраняет и удерживает сегодня? Все те же боевики УНСО? Почему же местное население с топорами и с вилами не прогонит клятых захватчиков, засевших в тысячах храмов? Не потому ли, что сами местные жители посчитали нужным вернуть эти храмы той Церкви, которая их строила, которой они принадлежат по праву? Не уходите от ответа на мой вопрос.
Владимир Легойда: Если исходить из того факта, что на 1989 год все храмы в Западной Украине принадлежали Русской Православной Церкви и возвращались только что легализованной Украинской Греко-Католической Церкви силой, зачастую не без кровавых столкновений, подобное «возвращение» вполне можно охарактеризовать как захват.
Да, необходимо признать, что упразднение УГКЦ в 1946 году было актом несправедливости со стороны советского руководства.
Однако следует учитывать и то обстоятельство, что за 40 с лишним лет, прошедших со времен Львовского собора 1946 г., в бывших греко-католических приходах, переданных Русской Православной Церкви, сформировались православные общины. Было бы грубым упрощением думать, что все прихожане этих храмов были на самом деле греко-католиками, вынужденно представлявшимися православными, которые, когда появилась такая возможность, просто выразили желание вновь стать частью УГКЦ вместе со своими приходами. Если бы это обстояло только таким образом, не было бы там тех кровопролитных столкновений, которые, к сожалению, имели место 20 лет назад. Общины в этих приходах были смешанными и состояли как из фактических греко-католиков, так и убежденных православных. В этих обстоятельствах занятие храмов греко-католиками лишь на том основании, что они более 40 лет назад принадлежали УГКЦ, означало исправлять одну несправедливость и тут же творить другую.
Полагаю, что единственным правильным решением в тех обстоятельствах был бы поиск компромисса для мирного разрешения проблемы. С этой целью в 1990 г. была даже создана специальная комиссия из представителей Украинской Греко-Католической Церкви, Русской Православной Церкви и Ватикана. К сожалению, УГКЦ не проявила заинтересованности в работе этой комиссии, и она практически сразу прекратила свое существование. Таким образом, был упущен шанс достичь согласия ради общего блага. В результате православные в Западной Украине до сих пор чувствуют себя меньшинством, ущемленным в своих правах. Зачастую им не хватает храмов для совершения богослужений.
Священноначалие Русской Православной Церкви по-прежнему готово на переговоры с руководством УГКЦ и выступило с предложением возобновить работу многосторонней комиссии по решению проблемы в отношениях между греко-католиками и православными на Западной Украине.
Особенности архитектурного стиля западноукраинских храмов не могут рассматриваться как серьезный аргумент. Если храм в стиле барокко автоматически считать изначально католическим, то многие исконно православные храмы Санкт-Петербурга и Киева следует на этом основании передать католикам.