Литература
В России началось обсуждение концепции преподавания школьного курса литературы. Документ «Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры» был подготовлен рабочей группой комиссии ОП РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия совместно с представителями профессионального сообщества — преподавателями педагогических и гуманитарных вузов. Размышляет кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ и заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ Анна Валерьевна Архангельская.

 

Я родилась за 20 лет до конца СССР и училась в школе во времена позднего застоя и ранней перестройки. Возможно, именно поэтому я слишком болезненно воспринимаю слова типа «цель преподавания литературы – воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов» (отсюда).

Анна Архангельская

Анна Архангельская

Помню, несколько лет назад ко мне подошла студентка и в растерянности спросила:

– Анна Валерьевна, мне научный руководитель рекомендовал монографию по моей теме, а там список литературы начинается с Маркса, Энгельса и Ленина. Наверное, это плохая книжка?

– Да нет, – говорю, – почему же. Просто время было такое.

А про себя порадовалась: вот и подросло поколение, которое уже не помнит того времени, когда всех загоняли в рамки единственно верной идеологии.

На занятиях по древнерусской литературе мы обсуждали, почему появился термин «демократическая сатира», если речь идет скорее о пародии и комическом начале.

– Понимаете, – говорю, – время было такое, когда в древнерусской литературе надо было обязательно найти как минимум народность и сатирическое изображение действительности, раз уж там нет классовости и партийности.

И голос с первой парты:

– Зачем?!

Что тут ответишь…

Я хорошо помню, как в 1988-м году, получив четверку за медальное сочинение на тему «Нравственные проблемы современной советской литературы», я услышала от учительницы литературы шипение: «Дура!!! Надо было про Пушкина писать, зачем ты взяла спорную тему и неоднозначные тексты?!»

Ей – литераторше, завучу и парторгу школы – было обидно за медальную статистику. Теперь я понимаю, что можно было снизить оценку за отбор текстов, не вполне соответствующий теме (я писала не столько о современной советской, сколько о «возвращенной» литературе, хлынувшей тогда на нас ошеломительным потоком), но тогда я этой четверкой гордилась несказанно: в мои 16 мне казалось, что я – гордый борец с режимом и одновременно трагическая жертва этой борьбы.

И вот снова заходит речь о том, что «у нас все должно строиться на идее государственности», «цель образования – патриотизм», «изучению подлежат литературные произведения высокого нравственного достоинства, совершенные в художественном отношении, содержание которых доступно учащимся» (все из той же стенограммы обсуждения по ссылке выше).

В общем, литература опять успела сильно задолжать.

Мы живем в сильно изменившемся мире. Школьные учителя и родители хором жалуются, что дети совершенно перестали читать. В этих условиях школьный курс литературы – это почти единственная возможность заинтересовать чтением. Если не прочитают в школе – есть шанс, что не прочитают уже никогда.

Фото: contest.superinform.ru

Фото: contest.superinform.ru

Из этого, конечно, не следует, что в школьную программу надо засунуть все, что только можно. Для меня из этого следует, прежде всего, другое – школьная программа по литературе и ее подача должны быть такими, что от литературы не должно, простите, тошнить. А именно такова – снова простите! – единственная нормальная реакция на навязываемую «концепцию».

Дети в школе гораздо чутче взрослых к любой неискренности, фальши, подтасовке. С этим, конечно, можно бороться: в руках учителя всегда есть и кнут, и пряник – и вырастить, в конечном счете, конформистов, которые, с ироничной улыбкой держа фигу в кармане, будут произносить ожидаемые от них правильные слова. Вот только что от этого выиграют страна и культура, для меня остается загадкой.

Нельзя объять необъятное. Тексты для школьной программы необходимо отбирать, это – задача профессионального сообщества. Но критерии этого отбора не должны быть идеологическими, в школьную программу необходимо включать произведения культурообразующие.

И если современная литература в плане отбора проблематична – для того, чтобы увидеть, с какими именно авторами будет ассоциироваться наше время у позднейших читателей, необходима временная дистанция, – то применительно к XIX веку все уже достаточно устоялось.

Еще один аргумент, который часто приходится слышать, – дети не понимают классических текстов русской литературы. Здесь, конечно, очень многое зависит от учителя. Но мне – преподавателю русской литературы XI–XVIII веков, еще более далекой от современного читателя, – кажется, что человек меняется гораздо меньше, чем его вещное окружение.

Помочь увидеть в литературных героях людей, обратить внимание на глубинные свойства человеческой природы, проявляющиеся сходным образом и тогда и сейчас, на параллели между прошлым и современностью – это и значит приоткрыть перед школьниками тот мир литературы, который не ограничивается «тематикой, проблематикой и идейным своеобразием» точно так же, как не ограничивается идеологией нормальная человеческая жизнь.

А воспитание – процесс индивидуальный. И лучше семьи и личного примера тут пока что ничего не придумано. Сколько бы концепций мы ни разработали…

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.