Суббота, 3 апреля 1982. Похвала Богородицы

«Le retour de Dieu» [«Возвращение Бога» (фр.).] … О нем, этом retour, пишут все больше и больше и повсюду. «Религиозное возрождение…» и т.д. Казалось бы, можно и нужно только радоваться. Но во мне нет радости. Вчера я писал о случае Williams’a. Но это совсем не единичный случай. «Retour», который я вижу, это какая-то эмоциональная волна, псевдомистика, фанатизм, в пределе – ненависть. Ненависть к миру, ненависть к тем, кто думает иначе, сектантство, псевдостарчество, кликуши… А вне христианства – бегство в буддизм и тоже в какую-то тусклую мистику.

Причина этого «возвращения Бога», конечно, – крах рационализма во всех его видах, крах того дурацкого оптимизма и утопий, к которым он привел. И вот – «бегут в горы…» Бегут к любому credo, quia absurdum [верю, ибо это нелепо (лат.).], к любому типикону или талмуду, к любой «духовности». И характерно – чем образованней человек, чем больше он вкусил «позитивизма» и «рационализма», тем более «глупую» религиозность он выбирает. В Америке как грибы растут какие-то подозрительные «скиты» и все разрастается совершенно бессмысленная «харизматика». И все это сразу обличает друг друга, старается переплюнуть друг друга. То же самое среди неофитов в России. Ставка на Православие, то есть на кликуш вроде Льяниной [Уляна (Осоргина) — жена о. Александра] няни, которая ездила отдыхать «на лоне Авраама природы».

Все это не только не радостно, все это страшно. Все это сродни «Темному лику» Розанова – та же атмосфера, тот же страшный накал, безрадостная, паническая апокалиптика.

И вот чего не понимают все эти «неорелигиозники»: да, рационализм, позитивизм, оптимизм – провалились, и провалились ни больше ни меньше как в служение диаволу. И, однако, в сущности своей они были порождены христианством. Христианство без разума, без «света» разума – уже не христианство, а антихристианство. Отцы Церкви никогда не были против разума, и ни с чем христианство, Церковь не боролись так упорно, как с ложной мистикой, с псевдомаксимализмом: докетизм, манихейство, монтанизм, донатизм и т.д. Христианство – если сказать просто и точно – боролось с «религией», с «религиозностью в себе» и потеряло эту битву тогда, когда само себя – в Средние века – превратило в «религию» (см. книгу Ле Гоффа о Чистилище). И именно этa крайность привела к крайности обратной – к «рационализму» и чаду его – «гуманизму». Эту правду о себе христианство еще не раскрыло, ее, так сказать, не приняло. И вот теперь радостно приветствует «религиозное возрождение».

И как на фоне всего этого, на фоне этой тоски – удивительно, радостно, «экзортически» звучал вчера акафист Похвалы: «Радуйся еюже радость воссияет…» Как мало радости этой сияет над миром и как непрерывно мы сами изменяем ей.

Дневники 1973 — 1983.

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.