Любить ли
У новоначальных (и даже «опытных») христиан, всегда есть множество «а почему?», касающихся разных сторон духовной жизни. В помощь им Правмир начинает серию публикаций, в которых на вопросы читателей отвечают наши священники. Сегодняшние вопросы в основном посвящены любви к ближнему и греху осуждения.

— В Евангелии сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя». При этом Церковь учит тому, что нужно считать себя «хуже всех», «недостойным» и т. п., то есть, по сути, не любить себя и не считать достойным любви? Как при этом тогда «любить ближнего как самого себя»?

Лариса

— Здравствуйте, Лариса!

протоиерей Александр Ильяшенко

Любить себя означает любить в себе образ Божий и решительно бороться с тем, что этот образ помрачает, то есть с грехами и страстями. Обычно же человек склонен себе прощать очень многое, при этом строго осуждая окружающих за любую мелочь. Изменить такую точку зрения и призывает нас Церковь. Мы не должны осуждать никого, кроме себя, поскольку свои грехи и истинные их причины мы знаем, а вот мотивы поступков окружающих — нет, и потому судить их мы не можем.

В то же время, мы призваны поступать с окружающими так, как мы бы хотели, чтобы поступали с нами — ведь и в этом также проявляется наша любовь к себе. Мы ожидаем, например, доброго отношения или просто внимания к нам, но сами при этом бываем невнимательны к нуждам окружающих и отнюдь не добры с ними. Безусловно, это очень трудно, но с Божьей помощью выполнимо. Дай Бог, чтобы мы с Вами этому научились!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

— Последнее время возникают неприятности, связанные с работой. Характер у меня сложный, неуживчивый, понимаю, что надо менять себя, но пройти мимо несправедливости не могу, слишком прямолинейна в своих высказываниях, а порой настолько доверчива, что часто попадаю впросак, становлюсь объектом клеветы, и как результат — вынуждена искать новую работу. Как жить в миру и стараться быть христианином, не преступать нравственных законов, не идти против совести?

Елена

— Здравствуйте, Елена!

Нужно постараться побеседовать со священником и разобрать ситуации, о которых в письме Вы лишь кратко упоминаете. Я могу лишь предположить, что где-то «неуживчивый» характер может проявить себя и не в случае допущенной несправедливости, где-то Вам, возможно, не хватает мягкости, тактичности, сострадания к людям.

Да, люди грешат, но бороться мы должны не с людьми, а с грехом. Почитайте, например, старца Паисия Святогорца, как деликатно он подходит к каждой ситуации, к каждому человеку, как старается не повредить ему резкими обличениями, но при этом там, где нужно, твердо и однозначно говорит о совершаемых грехах.

Старайтесь оправдывать по возможности окружающих, не приписывать им злого умысла, а вот к себе быть строже, ища в каждой ситуации в первую очередь свои ошибки, и делая вывод о том, как нужно поступать в будущем. Если Вам пока сложно самой увидеть, что и как можно исправить, лучше всего побеседовать лично со священником.

Помощи Вам Божией!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Фото: orthphoto.net/Oks.Lugovaya

Фото: orthphoto.net/Oks.Lugovaya

***

— Нужно ли прощать, если прощения не просят?

Ксения

— Здравствуйте, Ксения!

Да, прощать нужно даже в том случае, если прощения у Вас не просят. Вспомните, Христос молился о тех, кто Его распинал, в то время как эти люди не раскаивались в том, что делают. Так же поступал и первомученик Стефан, так же следует поступать и нам с Вами.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

— Стоит ли, следуя заповедям, любить ближнего своего, если ты в нем видишь явные недостатки, которые ты не хотел бы видеть ни в нем, ни в себе? И как это делать?

Можно ли избежать осуждения на пути от безразличия к человеку до любви и желания ему помочь?

Феофан

— Здравствуйте, Феофан!

Заповедь «люби ближнего как самого себя» имеет также другую формулировку у Христа: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Вот из этого, соответственно, и исходите.

священник Филипп Парфенов

Что значит «осудить»? Многие понимают слово «осуждение» совершенно по-разному. Если я не согласен с поступком другого человека и отвергаю его, это вовсе не значит ещё, что я осуждаю человека. Хотя по нашей слабости это может быть, но важно стараться отделять одно от другого, дурной поступок от самого человека, который совсем не дурен, но допустил слабость, промах, ошибку. Любите ваших ближних и прощайте им их ошибки или слабости так, как сами бы хотели, чтобы Вас любили и Вам прощали ваши же слабости.

Касательно второго вопроса: по Евангелию допускается обличение согрешившего брата, например, Мф. 18, 15. Чем обличение отличается от осуждения? По форме ничем может не отличаться! А вот по сути отличается направленностью, намерением, внутренним состоянием того, кто пытается обличать. При всей возможной резкости в обличении, обличающий не желает согрешившему человеку зла, не испытывает к нему ни малейшей неприязни, но желает ему только добра, исправления и спасения.

Осуждающий, напротив, не желает согрешившему ничего хорошего и любви к нему не испытывает, зато неприязнь у него обычно на первом месте.

Можно ли избежать осуждения? Не знаю. Наверно, ни один человек не избегал того, чтобы когда-нибудь кого-нибудь не осудить, но на ошибках мы все призваны учиться.

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

— Как научиться чувству такта и дипломатии в общении с людьми. Иногда отталкиваю людей и не могу строить гармоничные отношения, хотя сама человек с сильными нравственными ценностями, очень добрый, отзывчивый и честный.

Вера

— Здравствуйте, Вера!

Главная наука для христианина — научиться любить ближнего. Если это получится, то тактичность придет сама. Как научиться искренне любить ближнего читайте здесь.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

***

— Проанализировав свою жизнь, пришел к выводу, что проявляя человечность и любовь к людям, наживал себе массу проблем! Терял работу, был предан девушкой, которую любил, попадал на деньги и т. п. Когда же проявлял эгоизм и расчётливость, достигал своей цели. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что надо относиться к людям как к врагам, выжидающим удобного случая, чтобы тебя «сожрать». От понимания этого становится очень грустно. Как же быть?

Виталий

— Дорогой Виталий!

Действительно, в этом мире, который «во зле лежит», часто реализуется известная поговорка: «С волками жить — по-волчьи выть». Но история жизни Иисуса, а потом и многих других святых, последовавших за Ним, свидетельствует о том, что из этого порочного круга можно выбраться. С помощью Божьей, разумеется, и по вдохновению свыше. Но эта помощь подаётся в ответ на личное желание и доверие Богу, в ответ на готовность, в том числе, к самопожертвованию, начиная с чего-то малого и вполне доступного.

Впрочем, не зная Вас, трудно вообще сделать какой-то вывод, старались ли Вы постоянно жить по христианским нормам. Судя по тому, что Вы написали, старались. В любом случае лучше быть потерпевшим от кого-то, чем быть виновником какого-то очередного злодеяния. По крайней мере, относитесь к тем всем людям как к заблудшим, достойным хотя бы жалости, если еще любить их как врагов, по совету Иисуса, не можете.

С уважением, священник Филипп Парфенов

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

***

— Воцерковляюсь уже более 3 лет. Бросил курить и пить. В семье все хорошо, есть жена и дети. Одно беспокоит — друзья постепенно от меня отходят, даже не знаю, о чем с ними разговаривать при встрече. С одной стороны, понимаю, что их способ отдыхать (с алкоголем) мне неприемлем, с другой — не покидает чувство одиночества, ощущаю себя покинутым, оторванным от жизни. Стоит ли в таких случаях сохранять отношения и как избавиться от одиночества?

Олег

— Здравствуйте, Олег!

Сохранять отношения можно, если только устоите перед искушением впасть в прошлые греховные привязанности и зависимости. Но если общих интересов с прежними друзьями сейчас больше не находится, попробуйте искать новых. В церковной среде, в частности.

Конечно, существенный недостаток нашего церковно-приходского быта тот, что мы часто разобщены и не знаем друг друга, хотя ходим годами в один и тот же храм. Это наша общая проблема, и это ненормально, поскольку Церковь есть в том числе братское общение друг с другом, а не только лишь индивидуалистическое освящение себя в таинствах.

Можно подумать и о каком-то служении при ближайшем к Вам храме, то есть о какой-то внебогослужебной деятельности, помощи кому-то и т. д. Участвуя в жизни кого-то еще, начиная со своей собственной семьи, но не только, мы никогда не будем одиноки.

С уважением, священник Филипп Парфенов


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.