Мальчик с аутизмом увлекся арфой и стал мировой звездой

В пять лет — в третий класс
Фредди родился в 2010 году в деревне Бертон Джойс, Ноттингемшир, Великобритания. Его родители, Йен и Сара, искренне любили музыку и окружали малыша мелодиями на разные случаи жизни: чтобы разбудить или помочь заснуть, успокоить или развлечь.
В раннем возрасте Фредди поставили диагнозы «аутизм» и «СДВГ». Кроме того, у него были нарушение слуха и диспраксия, она же — нарушение координации, повышенная неуклюжесть. С этого момента для всех педагогов раннего развития он был мальчиком с особенностями. Мать и отец задумались о том, что ему для развития нужны дополнительные нагрузки и социализация; так ребенок начал заниматься музыкой. Он говорил, что хочет стать певцом и музыкантом, когда вырастет, и родители не подрезали крылья этим мечтам.
— Музыка — это основное развлечение в нашем доме. Но что бы Фредди ни захотел делать, когда станет старше, мы поддержим его, — говорила мама Сара.
Упорство Фредди, которому все давалось медленнее, чем остальным, поражало. Занятий в школе ему не хватало, и он брал дополнительные уроки, а дома играм предпочитал этюды на пианино и распевки. До фортепианных педалей ногами он не дотягивался, но ему помогала учительница.
Впервые ноттингемская пресса заметила чудо-ребенка, когда он в пять лет сдал экзамен за третий класс в Лондонской музыкальной школе. Ему не хватило всего трех баллов до отличия.
— Я так горжусь Фредди. Многие из моих учеников начинают брать уроки пения в возрасте пяти или шести лет, но никто не сдавал экзамен третьего класса в таком юном возрасте, — сказала Джули Дональд, его первая учительница и владелица частной музыкальной школы.
Юный Воукс пел, играл на пианино и скрипке. Скрипка давалась мальчику хуже клавишных инструментов, но ему очень хотелось освоить в совершенстве что-то струнное. Учительница предположила, что, возможно, со струнным инструментом без смычка контакт у него будет лучше. А его родителям она сказала, что с такой целеустремленностью он определенно идет к чему-то большему, чем детское хобби для общего развития, и стоит отнестись к этому серьезно.
Сквозь горести — к арфе
В средней школе музыкальному вундеркинду было непросто. Из-за его особенностей он чувствовал себя довольно одиноко и не раз становился жертвой хулиганов. Однако Фредди всегда помнил: музыканты — это крутые ребята, а раз он музыкант, значит, надо оставаться крутым и не забрасывать ноты.
— Над Фредди действительно сильно издевались в школе. Однажды его избили, он несколько лет страдал от тревожности и с трудом учился, — рассказывала Сара, мама Фредди. — Он погрузился в написание музыки, чтобы отвлечься и заодно помочь другим выйти из депрессии или понять себя.
У отца мальчика обнаружили рак. И именно в это время школьник понял, что хотел бы попробовать играть на арфе. Чаще всего этот инструмент выбирают женщины; с тех пор, как Фредди впервые сел за арфу, он услышал немало возгласов удивления.
Тем не менее, упорство и тут сделало свое дело. Других увлечений, кроме езды на велосипеде и редких поездок на конюшню, чтобы покататься на пони, у подростка не было, и он проводил все время в окружении нотных тетрадей и любимых инструментов.
Когда грянул ковид, все школы, в том числе и музыкальные, закрылись на карантин, а ученики осели дома, занимаясь удаленно. Это, конечно, огорчило Фредди, но не остановило.
— Я начал играть на арфе как раз перед карантином, и я помню, как кто-то сказал мне, что я никогда не смогу этого делать из-за диспраксии. У меня плохо с координацией рук и глаз. Но во время карантина я перешел из 1-го в 8-й класс музыкальной школы по этому инструменту за два года.
Воукс открыл для себя онлайн-образование и возможности компьютера, о которых он раньше не знал. В частности, электронную музыку и программы для композиторов.
Он нашел школу APeducation Online, где можно было выучиться, но дополнительное образование требовало дополнительных средств. К счастью, на тот момент его исключительная одаренность уже была известна не только в Ноттингеме и за его пределами, но докатилась и до Лондона. Результаты его экзаменов по музыке и пению позволили ему получить грант от благотворительной организации NCFE (formerly the Northern Council for Further Education), оплатить дополнительное образование и получить сертификат V Cert по музыкальным технологиям.
Артист, филантроп, вундеркинд
После окончания пандемии Фредди выступал на шоу талантов графства Ноттингемшир, а выиграв его, получил несколько предложений выступить в разных графствах и в столице. Так его заметили знаменитости британского музыкального мира.
Британский артист и певец Майкл Ксавьер, например, пригласил его на свои курсы повышения уровня мастерства совершенно бесплатно. Так каждую неделю мальчик стал проводить по 6 часов в лондонском театре Вест-Энда, оттачивая свои навыки с профессиональными актерами и вокалистами.
В итоге он получил одну из главных детских ролей в новой постановке мюзикла Chitty Chitty Bang Bang по повести Яна Флеминга в Королевском театре Ноттингема. Мечта выступать на сцене профессионально и на регулярной основе наконец-то сбылась.
Кроме того, вундеркинда пригласили выступать с кадетским оркестром Королевских Военно-Воздушных сил Великобритании и сняться в клипе британской группы You Me at Six.
В 2024 году Воукс запустил собственную онлайн-школу пения, музыки и актерского мастерства. Расценки, в силу его юного возраста и малого опыта, там ниже, чем в любой другой подобной школе. И, помня свой собственный тяжелый школьный опыт, он отдельно подчеркнул, что рад и готов предлагать финансовые преференции ученикам с ментальными, физическими и психическими особенностями.
— Я верю, что музыка должна быть доступна каждому. Это главная цель в моей школе. Я максимально снизил цены, чтобы дать шанс тем, кто находится в неблагоприятном финансовом положении. Все уроки проходят в Zoom, так что если у ученика проблемы с перемещениями, это может помочь, — рассказывает Фредди Воукс.
В том же году юноша подписал контракт со Стюартом Эппсом, продюсером, с которым сотрудничали такие исполнители, как, например, Led Zeppelin и Oasis; в настоящий момент он работает над своим первым музыкальным альбомом.
Еще двумя новыми для Фредди сферами интересов стали общественная и благотворительная деятельность. Он был избран сначала участником, а потом главой молодежного совета округа Гетлинг, к которому принадлежит его родная деревня Бертон Джойс. Осведомленность об общественно значимых делах, присущая молодому политику, привела к тому, что он начал выступать в пользу благотворительных организаций, поддерживающих детей с особенностями развития, и вложился в фонд борьбы с раком Teenage Cancer Trust.
В 2025 году подросток сдал выпускные экзамены из музыкального колледжа и поступил в Королевскую академию в Лондоне, где ему предстоит продолжать учиться петь и играть.
Он планирует после окончания учебы вернуться в театр Ноттингема, где его ждут, чтобы продолжить играть в мюзиклах.
— В 15 лет у моего сына 177 баллов на вступительном экзамене UCAS; он добился так многого в таком юном возрасте, и как родитель я очень горжусь этим, — делится Сара Воукс.
Очное обучение не помешает ему вести занятия в собственной онлайн-школе, но будет сложнее выступать на сцене так, как до поступления: раньше он посещал по несколько благотворительных концертов в месяц, ездил в США в музыкальный тур вместе с регги-певцом Макси Пристом, где ему предложили поработать артистом Musicat TV в Нью-Йорке и музыкальную стипендию, если он захочет поучиться в музыкальной академии MX Master class.
Сейчас, по словам Фредди, у него в работе несколько проектов и, конечно, на первом месте учеба. После нее, пожалуй, самый дорогой ему проект — документальный фильм о том, как он одолел диспраксию, стал арфистом и открыл для себя большую сцену.
Источники: nottinghampost, midlands-drama, nationaldiversityawards, gedlingeye, ncfe, mysinginglessons, bribooks, justgiving