Мой 8-летний сын резко остановился у входа в церковь, и ему понадобилось несколько секунд, чтобы осознать, где он находится.
Он боязливо сжал мою руку и прошептал: «Мама, я не хочу идти в церковь. Я люблю Бога и Христа, но я не хочу ходить в церковь», — сказал он мне, и в то же время он спрятался за мою юбку, скорее от стыда, что впервые в своей жизни нашел в себе смелость сказать мне правду.
Мое сердце застыло. Я не могла ничего сделать, кроме как обвинить себя в поверхностном отношении к священному, которое сформировалось у моего сына. В то же время моя старшая дочь всегда с желанием ходила со мной на воскресную литургию.
Я знаю, что не одна с такой проблемой. Многие родители моего поколения сталкиваются с тем же.
— Обычно те дети, которые с радостью приходят в храм — из семей, где родители, благодаря своей искренности в вере, могут вдохновить их на жизнь в православии, — объясняет священник Михаил Псароматис, один из самых молодых и активных священнослужителей архиепископии Южной Австралии. — Давить на ребенка, чтобы он ходил в церковь — это cкорее не решение, а просто подходящая тактика, но, к сожалению, это давление возникло только несколько лет назад в семьях первого и второго поколения австралийских греков, которые либо пришли к вере позже, либо им удалось прояснить те вопросы о вере, которые их родители не имели возможности выяснить.
По словам 34-летнего священника, сына одного из старейших служителей Православной Церкви в Южной Австралии, многие дети второго поколения испытали на себе этот неправильный подход, поскольку их родители, в основном обычные люди, не имеющие глубокого образования, требовали от них принять «доктрину», не давая ответов на вопросы, которые ставит человеческий разум в отношении тайны Православия.
— Фраза «верь и не спрашивай» травмировала это поколение, которое, в свою очередь, сейчас пытается принять и передать своим детям истинное учение о вере, которой оно само не научилось, — объясняет отец Михаил, который призывает молодых родителей изучать религию, чтобы иметь возможность объяснить ее своим детям через собственный подход и правильное восприятие.
— Мы не должны давить на ребенка, но мы можем вдохновить его поверить через наш пример и образ жизни, который включает в себя не только присутствие на воскресной литургии, но и активное участие в жизни Церкви и ее общества, — говорит он.
Многие ли из нас хотят, чтобы наши дети были «хорошими христианами» и сколько из нас готовы так жить, вместо того, чтобы вести более «религиозный» образ жизни?
Можем ли мы в конечном итоге называть себя православными, просто тихо посидев пару часов в храме в воскресенье?
— Мы должны сперва выбрать Иисуса Христа, а затем уже принять образ жизни, который будет нас сопровождать и подкреплять наше решение.
Родители и, следовательно, их дети приглашаются к активному участию в жизни Церкви, чтобы сознательно, как семья, участвовать в изучении Библии, экскурсиях, семинарах, чтобы у них постоянно был глубокий и существенный контакт с религией, а не поверхностный.
Религия требует преданности, времени, усилий и умеренности.
Религия предлагает ответы, мир и радость тем, кто действительно ею интересуется.
Тем не менее, последние статистические данные соцопросов указывают на значительное снижение числа православных. Кризис веры и сокращение числа граждан Австралии, которые называют себя христианами, неоспоримы.
— Церковь и священники обязаны сблизиться с молодежью и оставаться на связи с помощью образовательных программ, электронных и веб-приложений, современных технологий, постоянных открытых дискуссий и анализов, живых семинаров в социальных сетях, методов, которые требуют другого подхода, нежели традиционное обучение, — отмечает отец Михаил.
Например, в результате одной небольшой беседы с молодежью Южной Австралии 90% участников изменили свое мнение о тайне исповеди.
— Мы всегда открыты для молодых людей, для их вопросов, для их проблем и для их находчивых предложений, через которые мы и сами сможем учиться и приближаться к нашему будущему, к нашим детям, — подытожил священник.
Перевод Михаила Запорожца для «Правмира»