Отмечу, что лично я очень люблю именно первые дни Великого поста: Великое повечерие с Великим покаянным каноном выстроено очень красиво и сильно даже чисто драматургически. Канон, как ни странно, выполняет функцию завязки этой драмы, а кульминация происходит в тропарях. Развязка же звучит во вседневном славословии, тропарях «Господи сил, с нами буди» и, наконец, молитве Ефрема Сирина.
С утреней четверга пятой недели Великого поста, в народе именуемой «Марииным стоянием», ситуация совершенно другая. Богослужение длинное, тяжелое, трудно воспринимаемое на слух, а по книжке следить в сумерках еще тяжелее. Тем не менее, искушение сбежать с этого богослужения надо гнать поганой метлой. Не потому, что пропускать великопостные богослужения неблагочестиво, а потому что конкретно Мариино стояние – величайшая педагогическая поэма всех времен, которая каждый год воспитывает в нас все то, для чего вообще существует Великий пост.
Можно начать с упомянутой молитвы Ефрема Сирина.
Понятное дело, что в таком долгом богослужении ни о праздности, ни о празднословии речь идти не может.
С любоначалием тоже как-то не складывается – сам дух Великого покаянного канона настраивает на смиренномудрие. Житие Марии Египетской – прививка от уныния и воспитание целомудрия и терпения. Ну и про любовь – всего несколько слов, а какие сильные:
Всем усердием и любовью притекла ко Христу, отбросив первый греховный путь, питаясь глубоко в пустыне и исполняя в чистоте Божественные заповеди (вторая песнь Великого канона).
Вы, апостолы, возлюбленный виноград Христов, источающие миру вино духовное (из трипеснца перед четвертой песнью Великого канона).
Возлюбила и возжелала Христа, ради Него плоть изнурила, о преподобная! Моли Христа о нас, чтущих Его рабах Его, да подаст нам мирный дух (седьмая песнь Великого канона).
Подобно углям из сверхъестественного огня попалите мои естественные страсти, возжигая во мне желание Божественной любви, о апостолы! (трипеснец перед восьмой песнью Великого канона).
Не говоря уж о том, что вся история Марии Египетской учит тому, что грешника осуждать не надо – Господь его может к такой святости привести, что вам и не снилось. А вот свои грехи видеть надо, чтобы если не к святости, то хоть какому-то исправлению прийти.
И так далее.
Большой вопрос, какая часть этого богослужения более существенная: канон Андрея Критского или житие Марии Египетской. Поэтический дар преподобного Андрея бесспорен, но слог его тяжел, метафоры избыточны, синтаксис запутанный, да и само произведение длинное. Даже «Евгения Онегина» в один присест прочитать нелегко, а уж тем более переведенную поэму о крайне сложных духовных переживаниях, которые в нецерковной поэзии просто не развиваются до такой степени за ненадобностью. Богослужение, повторюсь, имеет педагогическую направленность. Богослужебные произведения нам не только слух услаждают (могут и не услаждать, если слушатель не любит византийскую поэзию), но и воспитывают, дают понятие об аскетике и духовном опыте.
Житие преподобной Марии, в какой редакции его ни бери, просто и понятно: была грешница, получила некий духовный опыт, начала каяться и стала святой. Чудеса вторичны и, в общем, не очень-то и потрясающие воображение. Ну по воде прошла – что там того Иордана. Ну в храм войти не смогла – ха, да кто сам с таким не сталкивался. Весь сюжет бы мог остаться просто памятником агиографической литературы – благо историй о покаянии в Священном Предании очень много.
Но именно в сочетании с Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского это повествование приобретает законченность.
Это уже не жизнеописание конкретной женщины, пусть и поучительное, а универсальное исследование человеческой природы в свете покаяния – причем покаяния не просто как сокрушения о грехах, а покаяния как изменения образа не только поведения, но и чувств, и мыслей. Метанойя, перемена ума.
В силу того, что, как было выше сказано, богослужение долгое, повторять это погружение можно более или менее регулярно. Как практическим психологам бывает нужна супервизия (терапия для терапевтов), так и нам всем, практическим, хотя и очень начинающим аскетам (от ἄσκησις, упражнение), короче говоря, всем занимающимся духовными упражнениями, бывает полезно пройти такой трехчасовой аскетический семинар. Или курс восстановительной терапии, кому что ближе.
Одним словом, приходите сегодня в храм – обновите свои духовные переживания.