«Меня
Создавать картины нитками петербурженка Вера Шимберева начала три года назад. Сейчас ее красочные пейзажи-миниатюры заказывают ценители со всего света, картины сравнивают с творениями Ван Гога, а саму Веру называют «левшой с пяльцами».

Я не люблю, когда пишут: «Хочу вышивать, как вы»

— Вера, в интернете вас называют «левшой с пяльцами», а вашу вышивку «хулиганской». Вам близки эти определения?

— Нет. Не понимаю даже, почему так. Люди вообще, мне кажется, обожают делать про меня какие-то выводы, но я с этим не согласна. Я считаю свою вышивку художественной. По поводу «левши»: я начинала с еще более маленького формата, наверное, поэтому.

У меня терпения не хватает на больший формат, поэтому я вышиваю маленькие картины. Самая маленькая работа была в один квадратный сантиметр, кулончик с маками. А «хулиганская»… Да, у меня не классическая гладь, тем более не крестиком. Вот как я рисую, так и вышиваю. Видимо, это людей задевает.

— В интернете же я видела, что в ваших работах может встречаться, например, Ван Гог. Но примеров не нашла. Это правда или домыслы?

— Нет, он не встречается в моих работах. И если честно, я терпеть не могу, когда мне это приписывают. Когда я только начала вышивать и люди стали ко мне обращаться, все просили вышить им Ван Гога. «Пожалуйста, можете мне вышить “Звездную ночь”?»

А я не понимаю, почему, если у меня свое видение мира, свои художественные возможности, люди хотят, чтобы я копировала чужую работу. У меня есть и крупные мазки нитками, и мелкие. Естественно, это похоже на мазки Ван Гога. Но так же, знаете, и Мане писал, и много других художников. Но так как люди в большинстве своем знают не очень много других имен, меня сравнивают с Ван Гогом. И мне это не льстит.

— А что бы вам польстило?

— Мне приятно, когда мне пишут, что я кого-то вдохновила. Не вышивать то же самое: я не люблю, когда пишут: «Хочу вышивать, как вы». Это скорее обижает: зачем вам вышивать, как я? Почему вы не хотите вышивать, как вы? Лучше, больше, красивее? Я на то и я, что вышиваю по-своему.

Из инстаграма художницы:

«Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной… Кто-нибудь знает рабочие способы избавления от этой напасти?»

Мне приятнее всего, когда люди присылают свои работы или начинают рисовать, вышивать, говорят: «Спасибо большое». Что я для кого-то что-то в этой жизни сделала, сама не зная. Понимаю, что каждый день столько людей ждут мои новые работы, и это, конечно, очень приятно. Стараюсь на это опираться. Благодарностей мне много пишут иностранцы. Русские, в основном, хотят, чтобы я им рассказала, как делаю то или иное в моих вышивках, чтобы раскрыла, грубо говоря, свои секреты.

Иногда надоедает отвечать на однотипные сообщения, какие я нитки использую, где что и как сделала. Как будто у меня есть золотой рецепт, после которого люди начнут вышивать так же. Но большая часть людей пишут: «Спасибо вам за творчество, за то, что вы делаете».

Сначала я думала, что вообще это никому не надо. С инстаграмом поняла, что кому-то интересна. У меня была невысокая самооценка в плане работ и творчества. А соцсети как раз заставили в себя поверить. Но с самого начала, когда люди стали на меня подписываться, я сразу начала готовить себя к тому, что это временно, вся эта популярность. В свое время кто-то другой, более профессиональный, будет интересен людям. Не знаю пока, чем буду заниматься после. Не думала об этом. Понимаю, что вроде бы нужно кого-то учить. Это прямо напрашивается, потому что люди интересуются. Но я, во-первых, не вижу, что сама — профессионал, и я еще не готова. Сейчас, мне кажется, люди торопятся кого-то чему-то учить.

Намечаю только линию горизонта, чтобы не совсем криво было

— Давно вы вышиваете?

— Три года. В детстве вышивала по схемам, крестиком. Конечно, это ни в какое сравнение не идет. Началось все, когда я делала альбомы. И каждую страничку прострачивала, работала с нитками. В какой-то день выкладывала очередные работы на Livemaster и увидела конкурс, посвященный осени, с определенной осенней гаммой. Поняла, что хочу в нем участвовать. Мне на глаза попалась обычная разрисованная пуговица, я подумала: «Почему бы ее не вышить?» Вышила брошку размером с пуговицу и отправила. Там был букетик невесты с ленточкой, почему-то мне он в голову пришел. Так и началось.

Из инстаграма художницы:

«Сегодня думала о том, как легко любить что-то красивое или любить, когда все хорошо. Как легко благодарить за что-то приятное. Как легко извиняться, когда ничего в это не вкладываешь. Как легко осуждать, когда не сталкивался с этим сам. Как легко давать советы, когда не тебе им следовать. Как легко быть смелым, когда нет опасности, и быть уверенным, когда за плечами поддержка. Как легко терять, когда не любишь. Ну и работа получилась соответствующая».

— У вас есть художественное образование?

— Нет. Я поступала в художественную школу, но там нужно было заплатить денег, а у нас их не было. Рисовала я с детства, во всех изо-кружках, где можно было бесплатно заниматься, я везде занималась. И мама моя в детском садике была преподавателем рисования, тоже любила со мной рисовать. Но профессионально я этим не занималась никогда. И сейчас все пришло с практикой. Изначально у меня были довольно простые работы. Я считаю, что моя сильная сторона — цвет, а не композиция. Наверное, если бы у меня было образование, я больше бы знала про это, было бы круче.

— Вы говорили, что для вас вышивка, как холст. Когда у художника на холсте что-то не выходит, он может это закрасить, наложить поверх краску. А вы что делаете с ошибками?

— Распарываю. При этом бывает несколько слоев ниток, и если одна на другую некрасиво накладывается, приходится все распарывать. Это очень грустно, но я себя каждый раз успокаиваю, что будет лучше. Я довольно нервно к этому отношусь, стараюсь с первого раза все долго продумывать, цвета выбирать. Эскизов заранее не делаю, только намечаю, бывает, линию горизонта, чтобы не совсем криво было.

— Но в голове у вас картинка уже есть, когда вы начинаете?

— Зачастую я вообще не знаю, что вышиваю. Просто начинаю это делать и потом сама удивляюсь, к чему в результате пришла.

Я в себя не верила и всем доказывала, что это может выстрелить

— Сколько у вас времени уходит на одну картину?

— Смотря что считать потраченным временем: время работы с нитками или то время, что я думаю над вышивкой. Это же надо под каждую подбирать цвета. Как мне кажется, я трачу около недели, пока это все придумываю. А сама работа занимает пару дней, может, три. Иногда я откладываю, потом опять начинаю вышивать.

У меня была картина, которая заняла три месяца. Никак не могла ее закончить. Я вышила гору и поняла, что мне абсолютно не нравится, как на ней лежит цвет, и если я доделаю ее вот так, то мне не будет по душе этот пейзаж. И я распарывала, переделывала, в результате получила то, что хотела. Эта картина очень дорога мне. Она прошла со мной через время, какие-то мысли я над ней передумала. Мне кажется, все это видно. И еще один пейзаж очень мил сердцу. Он у хорошего человека сейчас, и я за эту работу спокойна.

— Что значит «спокойны за работу»?

— Сразу понятно, когда человек влюбился в работу. Эта девушка, кстати, была одной из первых, кто назвал меня художницей, а не рукодельницей. И продолжала это делать, пока я сама не поверила. Мы никогда не виделись с ней, но у нее семь моих работ. Да и когда человек влюблен в какую-то вещь, он бережет ее, чтобы не пылилась, всем показывает, радуется, и мне от этого тепло на душе.

— Чем вы занимались до вышивки?

— Я пыталась работать в полиции, в отделе криминалистики.

— Неожиданно.

— Да, мне это было интересно. Я там практику проходила, хотела посмотреть, готова ли идти туда работать профессионально. Наверное, темная сторона моей души туда тянула. Но поняла, что не смогу там долго быть, ожесточусь и совсем уйду от себя хорошей, доброй, милой. И вышивкой вывело меня на более спокойную дорожку, само нашло. Путь был долгий.

Из инстаграма художницы:

«Не решать — это тоже решение. Не менять — это тоже выбор. Если ты делаешь такой выбор, будь с ним, признавай его, получай бонусы, наслаждайся им. Признай: ты там, где хочешь быть. Да, Вера?»

Я в себя не верила и всем доказывала, что это может выстрелить, что я могу этим зарабатывать, что это может быть кому-то интересно. В первую очередь, папе доказывала. Хотя до сих пор не очень его убедила. А потом поняла, что бесполезно кому-то что-то доказывать, и тогда все и получилось. Вы знаете, я работала очень усердно с января, недавно встретилась с друзьями, которых давно не видела. И они сказали, что я намного увереннее стала говорить о себе, о том, что делаю. Именно с гордостью, что да, я вышиваю, я — художник, это то, о чем я больше всего мечтала.

Фото: Instagram / shimunia

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.