Главная Церковь Дорога к храму

«Меня обидел священник…»

Как найти в себе силы переступить порог Церкви вновь? По-христиански ли искать защиты и справедливости у священноначалия?
Приходилось слышать, что люди порой сталкиваются с какими-то неприятными и даже обидными ситуациями в Церкви. Тяжелее всего, конечно, когда эту обиду наносит священник. Но если разобраться, то не все случаи столь однозначны.

Может быть, мы обижаемся на справедливые вещи просто по незнанию? А что, если все-таки приходится терпеть напраслину? Рассуждает настоятель Петропавловского храма города Саратова игумен Нектарий (Морозов).

С непривычки или от привычки

Наверное, правомерно задаться вопросом, почему вообще возможны ситуации, при которых человек чувствует себя обиженным на священника, ведь Церковь – дом Божий, последнее пристанище, где мы надеемся получить утешение.

Меня обидел священник

Игумен Нектарий Морозов

Но нужно разделять две принципиально разные вещи. Во-первых, бывает достаточно много ситуаций, когда люди обижаются на священника вовсе не потому, что он неделикатен, груб, жестокосерден, невнимателен к тем обстоятельствам жизни, о которых ему рассказывают. Порой люди могут обижаться просто потому, что они не привыкли, когда кто-то вторгается в их внутреннюю жизнь, учит, как им поступать.

Священник бывает вынужден объяснить, что нельзя помочь человеку без его же собственного участия, что для этого в жизни нужно что-то изменить, потому что есть некая духовная реальность, в которой действуют свои незыблемые законы. И если человек не живет по Закону Божьему, а о Боге вспоминает только тогда, когда ему плохо, то это «плохо» будет наступать все чаще и чаще.

А уж стоит заговорить о грехах, как человек тотчас же обижается, считая, что он-то совсем не хуже других и особо страшных грехов не совершает. Причем опыт показывает, что священник может говорить об этом очень деликатно, бережно, и все равно собеседник обидится просто потому, что совершенно не понимает, что такое жизнь, Кем она ему дана, и каковы ее законы.

Порой люди обижаются на по-настоящему кроткое и деликатное замечание о том, что в следующий раз лучше прийти не в майке, шортах и шлепанцах на босу ногу; не с накрашенными губами, а иначе.

Обижаются, что в самый разгар богослужения священник не может выйти к ним из алтаря или, бросив всех остальных прихожан перед рождественской или пасхальной службой, немедленно отправиться беседовать с нерадивой супругой. Ведь умирает семья, а это то же самое, что пойти к умирающему!

«Так вот как у вас здесь к людям относятся?!» – восклицает обиженный. Он настолько сконцентрирован на себе, что совершенно не в состоянии понять: вокруг множество людей, которые тоже нуждаются в помощи, попечении, заботе священника. Нет, он хочет, чтобы немедленно и всецело что-то дали ему.

Илья Репин. Отказ от исповеди

Илья Репин. Отказ от исповеди

Невозможно не любить людей

Но порой священники действительно обижают. Почему? Потому что они – тоже люди со всеми присущими человеку несовершенствами. Они могут проявить нетерпение, неделикатность, невнимательность и равнодушие.

Однако, хотя священник и является «тоже человеком», но на многие «человеческие» вещи он не имеет права в своей пастырской деятельности. Потому что каждый, кто пришел в храм, так или иначе сделал шаг навстречу Богу – может быть, не до конца осознанный, неуверенный, с кучей сомнений – и священник ни в коем случае не должен встать на этом пути, оттолкнуть кого-то от Церкви и от Христа своими неосторожными действиями. Ведь люди, еще не знающие Господа, только начинающие путь к Нему, именно по священнослужителю делают заключение о том, каков Бог.

Вторая причина, по которой священник действительно кого-то может обидеть, – недостаточность пастырского опыта. Есть люди, которые, приняв священный сан, не приняли вместе с этим одну из главных истин пастырского служения – невозможно быть священником и при этом не любить людей. Ведь главное для священника – это забота о тех, кого тебе вверил Господь. Без понимания своей обязанности быть путеводителем к их спасению совершение богослужения или даже социальная работа – напрасны и, наверное, даже вредны.

Каждый приходит в Церковь с чем-то, что болит, что его мучает, выплескивая это на священника. И если у того не будет любви к человеку и к своему служению, то, конечно, он может не выдержать – начнет проявлять нетерпение, срываться.

Если кто-то стал свидетелем злоупотреблений со стороны священника своими полномочиями, или явного небрежения по отношению к богослужению и своим пастырским обязанностям, других злонамеренных действий, ведущих к вреду для Церкви и людей, то, безусловно, это нужно довести до сведения правящего архиерея. В таких случаях не нужно бояться, что поступаешь не по-христиански.

Наперсный крест священника

Наперсный крест священника

Священник – тоже человек

Как помочь тому, кто столкнулся в Церкви с чем-то, что его травмировало? Наверное, постараться ему объяснить, что, если один раз не повезло, то это не значит, будто все священники грубы, либо безразличны, либо холодны – есть немало таких, которые по-настоящему любят людей.

Если человек подготовился к исповеди и причастию и видит, что священник ведет себя по отношению к прихожанам как-то нетерпеливо или холодно, не стоит пугаться и откладывать исповедь. Пусть душевного расположения к такому пастырю не возникнет, и человеческого участия он не проявит к вам, однако таинство все равно совершится.

А для беседы, в которой хотелось бы что-то для себя прояснить или получить пастырский совет, лучше избрать другого священника. Хорошо бы найти духовника, у которого можно постоянно исповедоваться, потому что ответы на многие вопросы пастырь может дать только тогда, когда он знает вас и ваш духовный путь, особенности вашей церковной жизни. Таким духовником может стать священник, отнюдь не наделенный какими-то особыми дарованиями, но главное – ревнующий о спасении своем и своих пасомых.

Ну, и опять-таки когда мы говорим, что священник – тоже человек, нужно учитывать массу каких-то факторов чисто даже бытового, житейского характера. К примеру, у этого священника двое-трое и более детей, которые могут болеть, а жена может лежать в больнице на сохранении. И, конечно, если он в какой-то ситуации проявил нетерпение или жесткость, то будет, конечно, виноват, но, с другой стороны, можно ли с него как-то строго спрашивать? Обычное человеческое.

Или же можно допустить, что священник стоит на исповеди, но при этом находится на грани сердечного приступа, или давление у него 200 на 140. И такие случаи бывают.

Ведь часто люди, приходя в храм, совершенно не задумываются о тех, кто там служит или работает, об обстоятельствах их жизни. Хотя если ты хочешь по отношению к себе участия, внимания, заботы, любви, то, наверное, было бы естественно и уместно быть готовым эти качества со своей стороны тоже проявить.

«Саратовская областная газета» №120, 2014 г.

Записала Инна Стромилова

Источник: пресс-служба Саратовской епархии

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.