Минпросвещения представило статистику о детях, которые не посещают школу
9 декабря. ПРАВМИР. Минпросвещения опубликовало очередные данные о числе детей 7–17 лет, которые не учатся в школе.
По состоянию на начало октября таких оказалось 6,92 тыс., и эта цифра почти не изменилась за год. Для сравнения: по переписи 2021 года, в стране около 18 млн детей школьного возраста.
Около шестой части из тех, кто попал в отчет, не учатся по состоянию здоровья.
Остальные отсутствуют по «неуважительным причинам». Большинство — подростки 15–17 лет, которые уже получили основное общее образование и не стали продолжать обучение в школе или колледже.
В эту же группу входят те, кто не сдал экзамены после 9 класса. Конституция обязывает родителей обеспечить детям получение базового образования.
В Минпросвещения отмечают, что причины отказа от учебы могут быть разными.
«Причины непосещения образовательных организаций — комплексная проблема. Семейное неблагополучие может быть лишь одним из факторов. На это могут влиять и трудности в обучении, и низкая академическая успешность, и взаимоотношения со сверстниками, в случае если ученика отвергают в детском коллективе», — пояснили в ведомстве.
Среди других факторов называют тревожность, депрессию, проблемы со здоровьем и удаленность проживания.
Особое внимание привлекло расхождение между данными министерства и статистикой Рособрнадзора. В прошлом году в аналогичном отчете было указано 75 иностранных детей и лиц без гражданства.
С апреля 2025 года иностранные школьники обязаны сдавать экзамен по русскому языку при поступлении в школу. Летом прошли массовые тестирования: записались 23,6 тыс. несовершеннолетних иностранных граждан, успешно справились лишь 2,96 тыс. На пересдачу отводится три месяца.
Это означает, что к 1 октября посещать школу не могли как минимум 20,6 тыс. иностранных детей.
Однако в новом отчете Минпросвещения фигурирует лишь 168 таких учащихся, отмечает «Коммерсант».
Министерство прямого объяснения расхождению не дало, отметив только, что документ «содержит в том числе показатели о численности несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства, не посещающих занятия».
По словам старшего научного сотрудника Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Бориса Илюхина, официальная статистика может учитывать далеко не всех. По его оценке, из поля зрения часто выпадают дети, которые переезжают между регионами, проходят домашнее обучение или относятся к семьям мигрантов. Он связывает это с «ограничениями статистики и разнородного учета на местах».
«Даже в субъектах, где существуют информационные системы, они используются не всегда и поэтому не позволяют отследить движение личных дел. Более того, статистическую форму заполняют вручную, что также приводит к ошибкам, которые крайне сложно проверить. По этим причинам официальные цифры могут заметно расходиться с реальной ситуацией», — отмечает Илюхин.
При этом он подчеркивает, что среди российских граждан системной проблемы с посещением школы нет — большинство детей прикреплены к учебным заведениям и учатся очно.