Мои дочери растут, и тема профессиональной ориентации становится все более актуальной. Я стараюсь участвовать в различных мероприятиях, посвященных этой теме, читать книги и следить за современными тенденциями. За последние годы даже успел пройти несколько профессиональных переподготовок по педагогике и подростковой психологии.
В новом мире образования и профессий сложно ориентироваться даже мне, обладателю ученой степени, с большим опытом преподавания и профессиональной деятельности. Что же говорить о старшеклассниках, которые знакомятся с жизнью через школу. Моя статья адресована родителям, поскольку они чаще, чем школьники, читают тексты. Но и самим старшеклассникам эта информация будет полезна.
Совет 1. Нужно не выбирать профессию, а планировать траекторию собственного развития
Термин «профориентация» некорректен. Название «профессиональная ориентация» подразумевает, что есть какая-то конкретная профессия, к которой лучше всего подойдет конкретный человек.
Когда-то это действительно работало: человек получал специальность и работал всю жизнь на одном заводе. Но в последние десятилетия так не бывает. Из моих однокурсников редкие единицы работают по специальности, полученной в вузе. А значительное число даже сменило профессиональную область.
В будущем этот процесс только ускорится. Сегодня каждый год появляются новые профессии.
Сложно предсказать, какие специальности будут востребованы, а какие уйдут в прошлое.
Поэтому лучше говорить не об ориентации в мире профессии, а о развитии себя как специалиста, планировании собственной карьеры. Не случайно странице русской «Википедии» «Профессиональная ориентация» на английском языке соответствует страница «Карьерного консультирования».
Не нужно подгонять ребенка под стандарты определенных профессий. Лучше планировать, какие навыки он будет развивать, и искать оптимальный способ развития этих навыков. В центре — конкретный уникальный специалист, а не стандартизированный представитель определенной профессии. Институт, колледж, курсы, кружки и секции — это просто инструмент в собственном развитии уникального специалиста.
Совет 2. Гибкие навыки более важны, чем узкопрофессиональные
Я работаю в достаточно узкой технической области, связанной с разработкой современного оборудования. И знаю, что невозможно найти готового специалиста после вуза — человека в любом случае придется дополнительно обучать специфике нашей работы.
Важно не то, чему человек научился в институте. Важно, насколько он любит учиться, готов решать новые задачи и открыт новому.
Название вуза не имеет никакого значения — так говорят сегодня специалисты по персоналу крупных корпораций. Узкие профессиональные навыки важны лишь для небольшого числа профессий, например, в IT. Но даже там технологии становятся все доступнее и проще в освоении, а стандартные задачи автоматизируются. Узкоспециальные (жесткие) навыки (по-английски hard skills) уходят на второй план. А внимание рекрутеров сосредотачивается на гибких или мягких навыках (soft skills).
Специалисты Всемирного экономического форума разработали подробный перечень гибких навыков, важных для профессионалов сегодня и в ближайшем будущем[1]:
- Познавательные способности: понять постановку задачи, составить математическую или логическую модель, понять, как изменения повлияют на систему и что идет неправильно.
- Умение понимать контекст: понимание текста и умение формулировать его устно, письменно или в электронной форме.
- Навыки действия: активное слушание (умение сосредоточиться на том, что говорят другие, понять суть проблемы, задавать нужные вопросы в подходящее время, не перебивая), умение понимать и регулировать эмоциональное состояние (собственное и окружающих), критическое мышление (использование логики и доводов для нахождения сильных и слабых сторон проекта).
- Комплексное решение задач: умение решать новую, нечетко сформулированную проблему в условиях реального мира.
- Управление ресурсами — определить, сколько их потребуется и как они будут расходоваться. Ресурсами могут выступать деньги, материалы, оборудование, люди, время.
- Социальный интеллект: умение договариваться с другими людьми, предсказывать, как и почему отреагируют другие люди. Навыки ведения переговоров, убеждение, обучение других людей. Ориентированность на решение задач клиентов и активный поиск способа решить их проблему.
- Системное мышление. Это оценка и принятие решений, умение выбрать наиболее подходящий вариант решения проблемы с учетом затрат и преимуществ. Также сюда входит системный анализ. Понимание, как работает система и как изменение одного из условий повлияет на общую работу системы.
Какие навыки будут наиболее востребованы в будущем? Специалисты Всемирного экономического форума считают, что, прежде всего, комплексное решение задач. Работодатели ждут этого умения от каждого третьего кандидата (36% позиций требуют этого навыка). За ним идут социальные навыки (20% позиций), навыки действия (активное слушание, критическое мышление — 18%). Далее — системное мышление (17%), познавательные способности (15%), навыки управления ресурсами (13%) и умение понимать контекст (10%).
Необходимость развития гибких навыков понимают и в нашем Министерстве образования. Развитие гибких навыков включено в существующие образовательные стандарты (ФГОС), пришедшие в школы еще в 2010 году. Во ФГОС они называются личностными и метапредметными результатами. Здесь есть и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, и навыки сотрудничества со сверстниками.
Выпускник школы должен уметь учиться на протяжении всей жизни, определять себе цели, выбирать стратегии их достижения и использовать возможные ресурсы.
Но удается ли массовой школе развивать гибкие навыки? Скорее, нет. Учить гибким навыкам гораздо сложнее, чем сообщать некий набор информации. Это требует времени и индивидуальной работы с учеником. Если на одного учителя приходится 35 учеников, как он сможет научить их групповой работе и самостоятельной исследовательской деятельности?
Совет 3. Главное опыт работы, а не уровень полученного образования
Старшие коллеги любят мне повторять, что бакалавр — неполное высшее образование. Подразумевается, что это недоучки, которых еще нужно готовить и готовить в вузе.
Но карьерная практика — иная. Даже четыре года обучения в вузе — это слишком долго. Квалификацию специалист должен получать в реальной работе, а не на скамье учеников. Как можно раньше студенту нужно искать разнообразные стажировки и участвовать в них. Тогда к окончанию бакалавриата у него уже будет опыт работы, который так ценят работодатели.
Такая система не является чем-то новым. Похожие принципы были заложены Петром Леонидовичем Капицей в «систему физтеха», позволившую создать МФТИ — один из лучших технических вузов страны. Обратите внимание, уже в 1946 году будущий нобелевский лауреат говорил о перегрузке вузовской программы второстепенными предметами и механическим заучиванием. Прошло без малого сто лет, но ситуация в российском высшем образовании явно не улучшилась. Мы не можем повлиять на систему, но, готовя собственных детей, стоит прислушаться к советам одного из величайших ученых XX века.
Вот на каких идеях должна быть создана высшая физико-техническая школа, по мнению Петра Капицы (из его письма Иосифу Сталину, февраль 1946 года):
- тщательный отбор наиболее одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи;
- непосредственное участие в обучении ведущих научных работников в тесном контакте с ними в их творческой обстановке;
- индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков при отсутствии имеющейся сейчас в вузах перегрузки второстепенными предметами по общей программе и механического заучивания (следствие необходимости массового обучения);
- введение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.
Первый тезис связан с отбором наиболее одаренных студентов. Обратите внимание, что Петр Леонидович делает акцент на склонности к творческой работе. Нужно не механическое заучивание, но умение думать, анализировать, творить. Хотя прошло уже почти сто лет, актуальность творчества стала только более востребованной.
Учить специальности должны те, с кем выпускник в будущем будет работать. Если преподаватель сам не работает в современной науке, то он не сможет научить студента. Это верно в любой динамично меняющейся профессии. А других сегодня почти и не осталось.
Рынок труда меняется быстро, и вузы не успевают за этими изменениями.
Поэтому кроме фундаментальной подготовки на младших курсах студент должен как можно раньше начинать работать. Петр Леонидович считал подходящим временем для начала практической работы второй-третий курс обучения. Тогда к окончанию института выпускник будет знать современные методы научных исследований и уметь их использовать.
Совет 4. В образовании главное не знания, а другие студенты
Большинство моих друзей — те люди, с которыми я познакомился в институте или в старших классах школы. Возраст между 15 и 25 годами предназначен для того, чтобы найти свое место в социуме, обзавестись друзьями, перенять ценности своего коллектива.
Важно не то, чему будет учиться вчерашний школьник. Важно — вместе с кем он это будет делать. Наши однокурсники, их друзья и знакомые — это те люди, с которыми мы пойдем по жизни. И с будущими супругами мы тоже часто знакомимся именно в студенческом возрасте. От того, в каком обществе пройдет юность человека, будет зависеть очень многое в его жизни.
Психолог Мэг Джей в своих книгах показывает, что возраст между 20 и 30 годами является определяющим в жизни человека. Она подчеркивает силу слабых связей — тех людей, с которыми мы немного знакомы, но не общаемся регулярно. Они нам не совсем чужие, но при этом и не близкие друзья. И именно этот круг может сильно помочь в жизни.
С близкими друзьями мы очень похожи: наши интересы, ценности, взгляды на жизнь. А знакомые расширяют кругозор, помогают иначе взглянуть на проблему. Они же могут помочь с работой: часто сотрудников предпочитают искать через знакомых, а не по объявлениям в интернете. В общем, чем шире у человека круг общения, тем больше возможностей он имеет.
Выбирая траекторию развития, стоит, прежде всего, обращать внимание на то, вместе с кем предстоит учиться. Этот социум должен быть максимально близок к тому, в котором человек планирует прожить свою взрослую жизнь. И, конечно, это должны быть люди, стремящиеся к развитию.
Кстати, это применимо не только к вузам. Если человек планирует учиться в колледже, все равно акцент нужно делать не на образовательной программе, а на том, какие студенты там учатся. Уставшие от учебы студенты с потухшими глазами вряд ли станут подходящими спутниками в жизни.
Совет 5. Направление развития должен выбирать ребенок, а не родители
Если родители действительно хотят помочь ребенку, то лучше учить его самостоятельно делать выбор. Выбирать профиль в школе, выбирать кружки и секции. Заниматься тем, что интересно, даже с ущербом для успеваемости в школе. Если человек сохранил любознательность, то он легко сможет за несколько лет разобраться в новой сфере.
Вот что говорит об этом Арина Егорова, начальник отдела развития карьеры ВШЭ и автор телеграм-блога «Без aspera ad astra»:
«Вы даже представить себе не можете, как много может зарабатывать ваш ребенок на видеомонтаже, 3D-моделировании, развитии игр, профессиональном киберспорте, дизайне, подкастах, ютуб-каналах, создании сайтов, татуировках и еще куче вещей, о которых вы, возможно, ничего не слышали или ничего в этом не понимаете. Если вы не готовы поддержать ребенка, то просто не мешайте. Если он увлеченно рисует что-то в непонятной вам программе, искренне поинтересуйтесь его увлечением. Вы удивитесь, с каким энтузиазмом он расскажет вам о своем хобби при условии, что вы не обманете его доверие».
Сохранить интерес к учебе гораздо важнее, чем научить чему-то конкретному. А для этого ребенок должен понимать, что именно его выбор — ключевой.
Если есть возможность, стоит брать ребенка к себе на работу, просить друзей семьи рассказать о собственных профессиях, участвовать в различных олимпиадах и конкурсах. Старшеклассникам полезно посещать дни открытых дверей, встречаться с потенциальными работодателями, молодыми специалистами и студентами. Чем больше у ребенка будет информации о взрослом мире — тем лучше. Если этой информации нет, то весь выбор ребенка сводится к тем профессиям, которые он видит своими глазами: учителям, врачам и блогерам.
Совет 6. Нет волшебного теста, который определит будущее ребенка
Профориентацию часто представляют как прохождение какого-то теста. Считается, что где-то есть мудрые психологи, которые лучше ребенка представляют, что ему нужно. Действительно, тестированием можно определить предпочтения ребенка. Но сделать это не так просто. Проходя тестирование, человек знает, что от него хотят. И часто будет отвечать, стремясь угадать нужный результат. Тем более, если его привели родители.
Тестирования могут помочь. Но качество этих опросников бывает разное. Некоторые вообще построены по магическому принципу «на усекновение главы Иоанна Предтечи нельзя есть ничего круглого».
Нравятся машины — иди в автослесари, нравятся животные — в ветеринары. Для такой ориентации не нужен специальный тест.
Более сложные определяют личностные черты подростка. Например, часто анализируется большая пятерка черт личности: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, открытость опыту. Но эти тесты — всего лишь первоначальная информация о человеке для незнакомого с ним специалиста по профориентации.
Тесты лишь помогают карьерному консультанту лучше понять тип личности ребенка. В хороших школах эта информация дополняется отзывами профильных учителей, беседами с ребенком, родителями. Самого по себе теста недостаточно, и не стоит ставить будущее ребенка в зависимость от случайного опросника. Решение должно прорастать изнутри.
Совет 7. После школы мы не выбираем путь на всю жизнь — только на ближайшие несколько лет
У самурая нет цели, только путь. Наша жизнь состоит из множества маленьких выборов, маленьких перекрестков дорог. Постепенно эти выборы складываются в большой путь. Но никогда весь путь не определяется одним перекрестком.
Выбор образовательной траектории после школы — действительно один из самых важных в жизни человека. Но он не является неисправимым. Можно завалить ЕГЭ и поступить через год. Можно поступить в не такой сильный институт. Можно пойти работать, взять год передышки (gap year) — так часто делают в европейских странах. Никакой из этих выборов не ставит крест на будущем ребенка.
Сегодня школьники настолько запуганы ЕГЭ, что им кажется: это главное в их жизни. Но излишняя тревога не сделает человека счастливым. Если человек готов проиграть, ему легче выигрывать. Повышенная тревога — плохой помощник на экзамене. Подростку нужно напоминать, что даже поражение не разрушит его жизнь. Это просто часть жизненного пути, часть его опыта.
И грустно, если одна из множества целей заполняет всю жизнь человека. Это может создать множество проблем и заболеваний, вплоть до самых серьезных. Наша страна находится в тройке мировых лидеров по числу подростковых самоубийств. И я уже встречал старшеклассников, которые считали, что в случае плохо сданных ЕГЭ им незачем дальше жить.
Неправильно выбранный вуз не разрушит будущее ребенка.
Четыре года, проведенные в бакалавриате — это лишь небольшая часть жизни. За это время человек научится чему-то полезному, что как-то пригодится ему в жизни. Но если это оказалось не интересно — он не обязан посвящать этой профессии всю свою жизнь. Переучиться будет не сложно. Образование сегодня все доступнее, было бы желание.
Важно раз за разом напоминать это ребенку. С задачей запугать ребенка ЕГЭ школа прекрасно справляется и без помощи родителей. Мир не разрушится, если наши подростки вдруг завалят экзамены. Поговорите со своими детьми об этом.
[1] The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution // Global Challenge Insight Report. January 2016, p. 52-53
Фото: unsplash.com