Митрополит Иларион: Церковь ведет борьбу прежде всего за человеческую душу
На днях председатель Отдела Внешних Церковных Сношений митрополит Волоколамский Иларион дал развернутое интервью «Российской газете».
Во время беседы, среди многих рассмотренных тем, Владыка ответил на ряд вопросов, касающихся миссии Церкви в современном мире.
По его словам, за два года, прошедших со времени избрания Святейшего Патриарха Кирилла, система церковного управления стала более эффективной. Это способствует выполнению Церковью своего особого предназначения — просвещения людей и помощи им в поисках смысла жизни.
«Если хотите, ее можно сравнить с армией – войском, состоящим из людей, готовых к активной миссионерской работе. Но мы не сможем эффективно решать миссионерскую задачу, если у нас не будет эффективной системы церковного управления. Сегодня эта система выстроена очень четко. Все основные сигналы исходят от Святейшего Патриарха и от высших органов церковного управления, в частности, от Архиерейского Собора. Они достигают архиереев, от архиереев переходят к духовенству и мирянам, и таким образом осуществляется творческое участие всех членов церковного организма в огромной миссионерской работе», — сказал митрополит.
Продолжая сравнение Церкви с войском, Владыка подчеркнул, что Церковь борется за то, чтобы в мире царствовали абсолютные нравственные ценности и идеалы. При этом секулярное общество очень активно противостоит ей в этой борьбе. «Борьба идет не за богословские истины», — сказал Владыка. «Наша миссия заключается не только в том, чтобы доказывать людям существование Бога, и уж тем более не в каких-то институциональных интересах. Эта борьба прежде всего за человеческую душу. За будущее наших детей и тех стран, в которых мы живем».
В качестве примера необходимости такой борьбы архипастырь привел ситуацию с деторождением. По его словам, причина нежелания абсолютного большинства супружеских пар иметь нескольких детей – вовсе не экономического, а «идеологического» свойства. Дело в том, что в современном мире утрачено само представление о многодетной семье как о счастливой семье, о том, что дети – это Божие благословение. И эта тенденция к вымиранию, по мысли митрополита, – зримое проявление того, что шкала нравственных ценностей у современного человека не соответствует той, на которой веками строились мировоззрение и жизнь людей
На вопрос о превалирующем в церковном сознании консервативном уклоне Владыка ответил:
– Да, Церковь – это консервативный институт. В истории нашего Отечества в течение столетий мы наблюдали несколько радикальных мировоззренческих ломок, основанных на идее разрыва с прошлым. Вспомним реформы Петра I, которые затронули систему не только государственного, но и церковного управления, культуру, искусство, человеческий быт. … Еще более радикальной была Октябрьская революция 1917 года, когда мировоззренческий разрыв и декларировался как таковой. Мы знаем, чем обернулось это горе-реформаторство для нашего Отечества и для народа: миллионами безвинно погибших людей. Еще одна ломка – 1990-е годы. Разрушалось великое государство, на его месте создавались новые, происходили острые межнациональные конфликты, многие люди почувствовали, что у них уходит из-под ног земля.
Так вот, для Церкви не характерны такие разрывы с прошлым. Для нее важным является понятие «Традиции» с большой буквы, или «Предания». Предание – это преемственность опыта из поколения в поколение. Отказ от этой преемственности означает не только разрыв с прошлым, но и некую радикальную трансформацию настоящего, которое неизбежно скажется на будущем. И Церковь в этом смысле очень консервативна. Она ценит и свое прошлое, и свое настоящее. Ее будущее вырастает из них. Реформы в Церкви могут касаться лишь внешних форм, но никогда не коснутся существа ее жизни – основных богословских истин и основ церковного строя.
Но от Предания с большой буквы следует отличать предание с маленькой – различные традиции местного или временного характера, которые могут меняться. И здесь очень важно, чтобы Церковь была открыта к здоровому умеренному либерализму. При абсолютной бескомпромиссности в вероучительных и нравственных вопросах она должна быть открыта к различным аспектам культурной жизни человека. Ее восприятие окружающей действительности должно быть очень спокойным и благожелательным, так как Церковь существует и действует в очень разных культурных контекстах, излагая свое учение разным языком и на разных этапах развития человеческого сообщества.
Думаю, что сочетание здорового консерватизма с открытостью к вызовам современности должно быть присуще Православной Церкви на всех этапах ее исторического бытия. Нет никакого противоречия, например, между сохранением чистоты Православия и контактами с инославными христианами в тех рамках, в которых это не противоречит церковному Преданию.
Митрополит ответил также и на вопрос о развитии богословской культуры в России. По его словам, богословие – это тот фермент, на котором строится вся жизнь Церкви, основа, без которой ее существование невозможно. «А раз богословие – это живая связь человека с Богом, его способность выразить свой собственный религиозный опыт и современным, доступным языком передать его религиозной общине, к которой он принадлежит, то очевидно, что оно не может быть оторвано от современной действительности. Вот почему богословие, при сохранении существа веры и вероучения, должно уметь выражать вероучительные истины языком данной эпохи. Вот почему важно, чтобы богословие как одна из отраслей гуманитарной науки получило официальное признание в нашей системе образования. Сегодня факультеты теологии уже есть в целом ряде университетов, но процесс вхождения богословия в систему светского образования еще очень далек от завершения» — сказал Владыка.
По материалам Службы коммуникации ОВЦС