Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) во время своего выступления на митинге в Белграде, состоявшемся 10 мая этого года против т. н. Брюссельского договора помолился об упокоении нынешних членов правительства и парламента Сербии и о прощении им их вольных и невольных грехов.
По Брюссельскому договору Косово должно стать автономной от Сербии территорией. Брюссельский договор, подписанный 19 апреля 2013 г. премьер-министрами Сербии Ивицей Дачичем и самопровозглашенного Косова Хашимом Тачи, посвящен организации сербских муниципалитетов на севере Косова и фактически признает их подчинение властям Приштины в обмен на продолжение переговоров о вступлении Сербии в Евросоюз.
Отказ от Косова и 50 тысяч граждан — что даст взамен Брюссельский договор?
В интервью для РТВ Республики Сербской, Митрополит Амфилохий рассказал о причинах своих действий:
— Я не мог поступить иначе, я написал четыре книги о новом распятии косовском.
В 1999 году я был на Косово, собирал своими руками отрезанные головы, хоронил Милицу Марич, которую четверо УЧК-овцев (албанская UÇK (УЧК), в российской прессе называвшаяся ОАК (Освободительная армия Косово), действовала с 1998 года) насиловали и зарезали, как ягненка, зарезали на глазах ее матери. Хотя бы это вспомним!
Мой отец воспитывал меня на «Горном венце», Косово с детства у меня в крови. Не только у меня, у сербского народа! Это вертикаль нашей жизни, моей жизни. И вдруг мы видим, что власти Сербии, а до этого, к сожалению и Черногории, — под давлением, конечно, не по доброй воле, при насилии, насилии невиданном в истории, отказались от Косова.
Это последствия бомбардировок 1999 года, когда 19 вооруженных стран — никогда в истории не было такой мощной армады — двинулись на Косово и Метохию, Сербию и Черногорию. Таким образом, все что происходило и происходит — последствия насилия. И до такой степени это насилие дошло, что сейчас удалось добиться того, что сначала власти Черногории, которую обвели вокруг пальца, отказались от Косова. Ладно от части Косово, но Метохия! Метохия — главная артерия древней Зеты, с времен Воиславлевичей*, чья столица была в Призрене. Немногие это знают.
Следовательно, то, что сейчас произошло, подписание так называемого соглашения, в сущности, не соглашение, это насилие, диктат насилия. Это плод бомбардировок — насилия невиданного в истории. А Церковь хранит историческую память о том, чем было Косово. Чем было Косово, если не церковью? И народ, оставшийся там это — церковь. Не я церковь и не патриарх Ириней или какой-то другой владыка. Мы просто несем особую службу в этой церкви, в этот момент. А Церковь — это мощи святого царя Дечанского, Церковь — мощи святых патриархов архиепископов печских, Церковь — святой Иоанникий Девичский, Церковь — моя дивная игумения Анастасия Девичская, вот Церковь. И я как человек этой церкви, этого народа, могу ли не сказать свое слово, свой вопль?!
Они думают, что если сейчас всплыла на поверхность монополия на царя Николу, на Иоанникия Девичского? Я не вмешиваюсь в их политику и в их выбор, но я обязан как тот, кто должен хранить вековую память и бытие народа, сказать: подожди, ты избран для того чтобы защищать конституцию Сербии, ты выбран хранить границы Сербии такими, с какими она вошла в ООН. И что это за государство, что это за власть, которая войдя в ООН с Косово и Метохией и признана таковой двумя сотнями государств, сейчас отказывается от нее?
Подожди, кто дал тебе право на это?
Ты отказываешься от того, ради чего ты был избран на этот пост!
Вот в чем причина моего поступка. Это не вопрос политики, это вопрос — быть или не быть народу. А церковь испокон веков была хранителем народа, народного самосознания. Пусть они занимаются своей политикой, но не смейте предавать народ, не смейте отдавать святыни в чужие руки. Вместо того, чтобы обеспечить сотням тысяч людей возможность вернуться к родным очагам, 200 тысячам сербов, с 1941 года в изгнании, им сначала запретили вернуться в свои дома еще в 1945–46 годах.
Следует прочесть сообщения епископа Рашско-призренского Павла, начиная с 1946 года. На днях будут изданы эти его сообщения, с 1956 по 1991 год — до того как он стал патриархом. Там детально описано все, что происходило в Косово и Метохии — систематическое насилие, преследования, грабежи — организованное принуждение народа покидать дом, и, одновременно с 1941 года регулярное заселение албанцев из Албании. А мы должны это принять как норму?
И вершина всего — бомбардировки.
И после этого мы подписываем соглашения и договор? Если бы не было церкви, где было бы это государство? А церковь там остается, там владыка Феодосий с монашеством и народ. Те, кто был вне церкви давно отказались от Косово. Те, кому бог — чрево и неважно, где его наполнить. А власть нам говорит — «судьба народа в наших руках! Бедная Сербия умрет от голода, если не подпишет брюссельское соглашение!». Эх, когда Европа нас кормила?!
Сербский народ оказался на огненном распутье и это повторяется веками — он непрестанно оказывается в центре исторических событий и не только балканских, но европейских и даже мировых, все тем или иным образом начинается здесь.
_________________
Владыка Амфилохий не согласился с мнением, что он вмешивается в политику, подчеркнув, что Церковь является истинной душой народа и не дает права никому от имени народа отказываться от того, что представляет собой Косово и Метохия.
Он также назвал неприемлемой трактовку событий в Сребренице и отношение к этому действующей власти. Владыка подчеркнул, что недопустимо делать из этой трагедии «символ Дахау и Аусвица», ибо таким образом готовится новое кровавое истребление людей, и напомнил события Второй Мировой войны, преступления дивизии «Ханджар» и усташей над сербами.
Говоря об усилиях Сербии в евроинтеграции, митрополит подчеркнул, что нельзя «разорять собственный организм, чтобы войти в фатаморгану ЕС.
*Воиславлевичи — феодальный род (потомки Стефана Воислава), различные представители которого в период с 1016 по 1189 года правили Сербией и некоторыми другими балканскими государствами. Обычно к Воиславлевичам также относят Ивана (Йована) Владимира, двоюродного брата Стефана Воислава.
Иван Владимир (1016), Стефан Воислав (1040–1051),Михайло Воиславлевич (1053–1081),Константин Бодин (1081–1101)
Перевод Светланы Луганской