Митрополит
Митрополит Бориспольский и Броварской, управляющий делами Украинской православной церкви поделился впечатлениями от очередной поездки в Иерусалим.

— Владыка, Ваша последняя поездка в Иерусалим совершалась в непростое для Украины время, отличалась ли она от всех предыдущих Ваших посещений Святой Земли? И можно ли её рассматривать, как ещё один шаг к миру?

Действительно, мы совершали свое паломничество в очень непростое для нашего народа и страны время. И наша Церковь не может оставаться в стороне и безучастно наблюдать за тем, что происходит. Да, мы не даем политических оценок событиям, потому что мы — не политики. Кроме того, любая политическая оценка будет иметь как сторонников, так и противников, а значит, будет разделять общество. Задача же Церкви — не разделять, а примирять. И мы, не оценивая враждующие стороны с точки зрения политики, оцениваем их с точки зрения евангельской, то есть — выступаем против войны и насилия, выступаем за мир в стране. Поэтому наша делегация сугубо усиленно молилась на Святой Земле за нашу Украину и за наш народ. О молитве мы просили и Патриарха Иерусалимского Феофила, и представителей других Православных Церквей.

— Что бы Вам особенно запомнилось из разговоров с Патриархом Феофилом? Какая тема была самой важной?

Визит нашей делегации совершался и в непростое для Украинского Православия время. Наша Церковь сейчас терпит множество нападок, определённые силы, пользуясь непростой общественно-политической ситуацией в стране, пытаются подорвать авторитет Церкви в украинском обществе. Об этом мы говорили и с Блаженнейшим Феофилом. Патриарх Святого Града Иерусалима высказал слова поддержки нашему Предстоятелю, Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, и нашей Церкви в целом. Что особенно важно, Блаженнейший Патриарх пообещал молитвенно поддерживать каноническое Православие в Украине и выразил надежду, что раскол будет уврачеван в ближайшем будущем.

— Эта поездка для Вас была особой? Если да, то почему?

Каждая поездка на Святую Землю, и, особенно в Святой Град Иерусалим — особенная. Говорят, что в Иерусалим не приезжают, в Иерусалим постоянно возвращаются. Почему? Наверное потому, что для человека верующего Святой Город — это, в какой-то мере, центр мира, центр Вселенной.

Если взять Ветхий Завет, то можно увидеть, что пророки и священнописатели, плача и стеная за Иерусалимом, разрушенным, или оккупированным иноплеменниками, вместе с этим оплакивали и лишение человека райского блаженства. Для них Святой Град — не просто столица Царства Израильского, но «Город Бога Живого». Его красота — это не просто красота архитектурная, но красота духовная. Именно здесь совершаются основные события человеческой истории. Здесь находятся гора Сион и гора Мория, Кедронская и Иосафатова долины… Точно так же и в Новом Завете Иерусалим занимает одно из центральных мест. Причем это касается не только событий, описанных в Евангелиях, но и событий грядущих, событий апокалиптических. Так, именно Иерусалим выступает в качестве прообраза Царствия Небесного. По слову апостола Павла: «Вы приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму» (Евр.12,22). Поэтому, даже приезжая в Святой Город в первый раз, мы «возвращаемся» в него, точно так же, как нам предстоит, надеюсь, вернуться в «объятия Отча»… Так что «обычной» поездка в Иерусалим не может быть по определению.

— Вы помните свои первые впечатления от Святой Земли? И чем это место отличается от других?

В каком-то смысле, все впечатления от Святой Земли — «первые». Они не повторяются, не дублируются, они не похожи друг на друга. Для меня вопрос о первых впечатлениях от Иерусалима, наверное, в чем-то подобен к вопросу о первых впечатлениях от прочтения Библии. Кто-то из святых сказал, что ты не можешь прочитать Библию и не измениться при этом. Это означает, что каждый раз ты будешь видеть Священный Текст новыми глазами, понимать его новым сердцем. Читая Писание, ты вступаешь в таинственное общение с его Автором. Что-то подобное чувствуешь и тогда, когда вступаешь в черту Старого Города в Иерусалиме. Как-то у одного монаха паломник спросил: «Если Иерусалим — это «город Бога Живого», то где точно в Иерусалиме живет Господь?» На что старец ответил: «Ты лучше спроси, в каком месте Города Его нет — Он всюду!». И действительно — в Иерусалиме постоянно ощущаешь присутствие Бога.

Когда проходишь через Яффские Ворота, идешь мимо башни Давида, ступаешь по мощенным улицам «Via Dolorosa», приближаешься к Храму Гроба Господня и входишь под его своды… И вдруг понимаешь, что этими улицами ходил Сам Господь и Его Пречистая Матерь, апостолы и святые мученики… А вот здесь Христа распяли, здесь Его помазывали, а здесь — положили во Гроб и Он Воскрес… Конечно, передать то, что происходит в этот момент в сердце — невозможно, точно так же, как передать кому-то хотя бы часть той радости, которую испытываешь от встречи с Богом. Это можно только пережить самому…

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.