Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения

Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.
Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения
Фото: mospat.ru

За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, – сообщает Служба коммуникации ОВЦС.

По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и  Сына и Святого Духа!

В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16).

Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

Новый Завет нам приводит в пример совершенно других женщин. Мы вообще не встречаем примеров предательства или отречения, которые были бы связаны с женщинами. Предателем оказался один из ближайших учеников Христа. Еще один из учеников отрекся от Спасителя в тот момент, когда Он был осужден на смерть. А женщины, как рассказывается в Евангелии, следовали за Иисусом; когда ученики оставили Спасителя, страдающего на Кресте, у женщин, следовавших за Учителем, не было никаких сомнений, и именно они стояли при Кресте Иисуса.

И та женщина, которая возлила благоуханное миро на ноги Спасителя, меньше всего думала о человеческой славе, о том, что, по слову Господа, во всем мире, во всех странах, на всех языках, где будет проповедано Евангелие, будет сказано о ней и о том, что она сделала (см. Мф. 26. 13). Многие деяния людей − мужчин и женщин − совершенные в разные эпохи, преданы забвению, и мы никогда не узнаем, что делали эти люди, а поступок женщины, которая почувствовала, что Господь Иисус Христос − не простой человек, а Тот, Кто может даровать ей прощение грехов, остался зафиксированным в евангельском тексте и в памяти Церкви.

В течение всей истории Церкви было очень много таких женщин, скромных и незаметных, которые по-разному вели себя в жизни, но когда наступал критический момент, не отрекались от Бога, не отходили от Церкви. Они сохраняли веру. Мало было женщин, которые участвовали в революциях, в гонениях на Церковь − в основном все эти преступления совершались руками мужчин, а женщины – скромные, смиренные, незаметные – приходили в храмы даже во времена жестоких гонений, когда открытых церквей оставалось мало и на город с миллионным населением, может быть, действовали один или два храма. Эти женщины приходили, приносили своих детей или внуков для того, чтобы сподобить их святого крещения, и благодаря им сохранилась вера – они донесли ее до того времени, когда вновь стало возможным свободно и беспрепятственно исповедовать Христа. Этот, казалось бы, незаметный подвиг Господь всегда благословляет, и если об этих женщинах ничего не сказано ни в летописях, ни в житиях святых, то не станем сомневаться в том, что об их подвиге будет сказано в Книге Жизни, по которой Господь будет судить род человеческий. Все, что они сделали для того, чтобы сохранить веру и передать ее своим детям и внукам, сохранится и в памяти Божией, и в памяти Церкви.

Сегодня, в канун Великого Четверга, когда воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь наш Иисус Христос преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь, мы совершили последнюю в этом посту Литургию Преждеосвященных Даров – особую вечернюю Литургию, которая совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Совершается она для того, чтобы мы, проходящие в Великом посту через подвиг покаяния и через дни, когда воспоминается последние дни и часы земной жизни Спасителя, духовно укреплялись и соединялись с Господом через Таинство Святой Евхаристии. Не случайно Церковь установила для совершения этой Литургии вечерние часы, и в последние годы по благословению Святейшего Патриарха в нашем стольном граде Москве и в других городах возродилась древняя церковная практика совершения вечерних Литургий для того, чтобы мы в течение всего дня себя подготовили – не только молитвенно, но и всеми своими поступками – к приобщению Святых Христовых Таин. И те люди, которые весь день проводят на работе, вечером могут прийти в храм, чтобы соединиться с Господом в Таинстве Святого Причащения.

С завтрашнего дня и до следующего Великого поста Литургии Преждеосвященных Даров совершаться уже не будут. Завтра будет отслужена полная Литургия святителя Василия Великого, на которой мы будем вспоминать, как Господь умыл ноги Своим ученикам и преподал им Свои Пречистое Тело и Честную Кровь – всем двенадцати, включая и Иуду, для которого это причастие оказалось не в жизнь вечную, а в суд и в осуждение, ибо он приступил к Таинству с раздвоенными чувствами, с лукавым сердцем, с намерением предать Спасителя.

Каждый раз, приступая к Святой Евхаристии, мы вспоминаем и об этом человеке. Его имя тоже не вычеркнуто из истории − оно стало нарицательным, означающим предательство и неверность. Мы просим Господа о том, чтобы нам не оказаться Его предателями, о том, чтобы, принимая внутрь себя Тело и Кровь Спасителя, мы принимали их не в суд и не в осуждение, как это произошло с Иудой, но в жизнь бесконечную и вечную.

Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. В эти дни каждый из нас призывается быть на всех службах, ведь каждое из этих богослужений говорит нам о важнейших событиях в истории нашего спасения: завтра утром мы станем участниками Тайной вечери, завтра вечером, когда будут читаться двенадцать евангельских отрывков о страданиях и смерти Господа Спасителя, мы будем вместе с женами-мироносицами предстоять пред Крестом Христовым; в Великую пятницу мы будем молиться у Живоносного Гроба Господня; утром в Великую субботу у Его Гроба мы восславим смерть и Воскресение Спасителя и переоблачимся из темных одеяний в белые, а в ночь Святой Пасхи прославим Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых и даровавшего всем нам жизнь вечную. Аминь».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Лучшие события культурной Москвы 2018-2019 по версии «Живого общения»
На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии -…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: