Митрополит
17 мая 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал ректор Московского государственного института международных отношений, историк и политолог Анатолий Торкунов.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим на тему: «Церковь и международные отношения». У меня в гостях – ректор Московского государственного института международных отношений, историк и политолог Анатолий Торкунов. Здравствуйте, Анатолий Васильевич!

А. Торкунов: Добрый день, Владыка!

Митрополит Иларион: Христос воскресе!

А. Торкунов: Воистину воскресе!

Я думаю, что избранная для беседы тема всегда была актуальна в истории человечества . Сегодня, быть может , она актуальна  как никогда. В основе христианского подхода  к этой проблеме были, прежде всего, гуманитарные ценности. В Евангелии от Матфея говорится: «как хотите, чтобы поступали с вами, поступайте сами» (см. Мф. 7, 12). В современной жизни Церковь играет важную роль, особенно в острые моменты международных отношений. Церковь – это, конечно, великий миротворец внутри каждого общества и для международного сообщества в целом. Но если обращаться к дипломатии, то позвольте напомнить нашим телезрителям, что святым покровителем дипломатов является князь Александр Невский. В дореволюционное время за рубежом практически во всех наших посольствах  были церквушки или часовни, некоторые из них  были освящены во имя святого благоверного князя Александра Невского, и   наши дипломаты, работая за рубежом, всегда имели возможность обратиться в молитвах к этому святому.

Митрополит Иларион: Храмы, которые строились за рубежом в XIX веке, носили имя святого Александра Невского еще и потому, что в честь него  были названы три наших императора – Александр I, Александр II и Александр III. Как раз при Александре III было построено  много храмов за рубежом. Также неслучайно за рубежом в начале XX века строились Никольские храмы.

Если говорить о международных отношениях в целом, то, конечно, это многоуровневая система, в которой важную роль играют правители государств, дипломаты, но также свою роль играет и Церковь. Причем Вы совершенно правы в том, что роль Церкви, прежде всего, миротворческая.Я говорю, в частности, о той ситуации, когда Церковь выполняет роль, возложенную на нее Самим Христом, Который сказал: «Блаженны миротворцы…» (См. Мф. 5, 9).

Если мы обратимся к нашей недавней истории, то увидим, что 90-е и 2000-е годы в значительной степени были наполнены конфликтами на постсоветском пространстве. Церковь в этих конфликтах всегда играла миротворческую роль. Достаточно вспомнить конфликт в Нагорном Карабахе и те усилия, которые  предпринимались для его урегулирования ныне покойным Святейшим Патриархом Алексием II и его ближайшим помощником митрополитом Кириллом, а также Армянскими Патриархами Вазгеном,  Гарегином I и Гарегином II и главой Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде. Трёхсторонние переговоры, которые регулярно проводились в эти годы, привели к конкретным результатам: обмену пленными и приостановке военного конфликта. И то, что сейчас в этом регионе, где ряд политических проблем еще остается нерешенным, нет войны, —  в значительной степени заслуга религиозных лидеров.

Поэтому для Церкви, которая всегда вносит свой миротворческий вклад , далеко небезразлично, что происходит между странами и какие выстраиваются отношения. Вы правильно сказали, что миротворчество она осуществляет как внутри одной страны, так и между странами.

Конечно, у Русской Православной Церкви особая роль, ибо наша Церковь многонациональная. Она присутствует в разных государствах, и  в тех случаях, когда возникают политические конфликты, гражданское противостояние, роль Церкви особенно велика. Мы это наблюдаем на примере нынешнего украинского кризиса, когда только  каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата оказывается способной играть объединяющую и миротворческую роль. Если другие конфессиональные сообщества пытаются «растащить» Украину по своим углам, разорвать и растерзать ее, становясь на сторону той или иной политической силы, то каноническая Православная Церковь всех объединяет и примиряет.

А. Торкунов: Совершенно с Вами согласен. К сожалению, сейчас у нас нет времени проанализировать ситуацию, которая исторически сложилась на Украине. Я напомню, что после подписания Брестской унии в 1596 году в западных областях Украины, на Волыни и в Галичине господствовала главным образом униатская церковь, выживая, по существу,  каноническое Православие. Нужно отдать должное священнослужителям в Киеве, которым, несмотря на давление и физические расправы, удалось сохранить для Православия киевские святыни.

Должен сказать, что любая конфессия помимо общих вопросов, сугубо религиозных, решает и некоторые политические вопросы. Я с Вами совершенно согласен, что сегодня невозможно переоценить объединяющую роль Украинской Православной Церкви Московского Патриархата для украинского народа  – как украинцев, так и русских, и молдаван, и представителей других национальностей, живущих на территории Украины. Эта роль исключительно благородна, и хочется верить, что нашим церковным деятелям, да и просто нашим гражданам – православным единоверцам, удастся не только пережить сегодняшний кризис, но и вывести Украину на мирный путь развития. Здесь духовная поддержка Церкви и ее объединяющая роль очень важна.

В связи с этим я как специалист по Дальнему Востоку хотел бы вспомнить и о том, что именно Русская Православная Церковь изначально представляла Россию и в дальневосточных странах. В частности, огромную духовную роль играла Русская духовная миссия в Пекине. Первые храмы Русской Православной Церкви возникли в Корее. В этом году отмечается 150-летие начала переселения корейцев в Россию, многие из которых в России приняли Православие. И в самой Корее, с возникновением там Русской Православной Церкви, многие принимали Православие. Другое дело, что история сложилась иначе и Корея стала японской колонией… Изучая работы по Корее, по Китаю, связанные с развитием этих стран в XIX – начале XX века, я отмечаю, с каким уважением местные жители всегда относились к Русской Церкви и ее представителям. Популярность Церкви была исключительно велика.

Митрополит Иларион: Если говорить о Корее, то, действительно, Православие там появилось благодаря Русской миссии.

В Китай православное христианство пришло не благодаря миссионерам, а потому, что китайцы захватили в плен русских солдат. Вместе с ними прибыл священник, и с этого момента на территории Пекина был создан центр Православия, русская слобода, которая потом превратилась в Русскую духовную миссию. Эта миссия была создана Петром I и поддерживалась государством.

Нынешняя территория Посольства Российской Федерации в Пекине – это ни что иное как бывшая территория Русской духовной миссии. Здесь мы наблюдаем один из примеров, как Церковь играла не только миротворческую, но и дипломатическую роль. По сути дела, Русская духовная миссия была своего рода представительством Российской империи, российского народа на территории Китая.

Можно вспомнить и Японию, где была другая история. В Японию Православие пришло позже, в 60-х годах XIX века и, слава Богу, не благодаря военнопленным, а благодаря одному миссионеру – святому равноапостольному Николаю Японскому. Когда он приехал в Японию, там не было ни одного православного храма, и вся жизнь и все силы этого самоотверженного миссионера были отданы проповеди Евангелия и сеянию Слова Божия в Японии.  Его равноапостольные труды принесли богатый плод и  полвека спустя он оставил своим потомкам более 200 православных храмов со своими священниками, а его паства насчитывала более 30 тысяч верующих. Интересно, что  миссионерская  деятельность святителя Николая соприкасалась со сферой международных отношений, ибо он оказался в Японии во время русско-японской войны. И когда ему предложили уехать, он отказался, сказав: «Я должен быть со своей японской паствой». Ему надо было занять определенную позицию, позволяющую быть с паствой в Японии, но при этом не выглядеть предателем своей Родины. Он нашел такую позицию. Поддерживая свою паству, говоря японским христианам, что они как граждане своего государства могут молиться о победе своей страны над Россией, архиепископ Николай сам лично в таких общественных богослужениях участия не принимал.  Для него это было тяжелейшее время, но ему удалось сохранить Церковь в самые трудные годы.

А. Торкунов: Это очень интересно… Конечно, такого рода вещи нам надо делать более публичными, чтобы наши граждане знали об этом. Возвращаясь к  сегодняшнему дню, должен сказать, что Церковь и сегодня играет огромную роль в развитии контактов разного рода, в том числе и по линии гражданского общества. Недавно мы с Вами  принимали участие  в очень интересной конференции в Лондоне, посвященной традиционным ценностям. С британской стороны участвовали высокие иерархи Англиканской церкви. Я, откровенно говоря, не ожидал, что конференция вызовет такой большой интерес, а обозначенная тема столь жаркие дискуссии у множества людей, как религиозных деятелей, так и представителей гражданского общества. Организаторами, модераторами соответствующих заседаний и главными докладчиками были Вы и архиепископ Лондонский Вильям. Должен сказать, что участие и организующая роль двух Церквей в событии такого рода исключительно важна.

В нынешней ситуации, когда мы говорим о нравственных основах мировой политики, о необходимости того, чтобы они играли более существенную роль, чем сегодня, во внешней политике России и других стран, то прежде всего об этом должна говорить Церковь. Такого рода встречи, контакты, события, исследования очень важны.

Митрополит Иларион: Конечно, роль нашей Церкви не ограничивается разовыми мероприятиями, потому что мы за последнюю четверть века создали представительства, в том числе при политических организациях, например, при Совете Европы, при международных европейских организациях в Брюсселе. Эти представительства мы  используем, прежде всего, для того, чтобы донести позицию Русской Церкви до наших европейских партнеров. Надо сказать, что этот голос часто бывает услышан, потому что Церковь никогда не вмешивается в политику, но очень многие политические вопросы, в частности, вопросы международной повестки дня имеют нравственное измерение.

Если речь идет, например, о законах, о каких-то нормативных актах, которые принимаются в последнее время, когда в западном обществе торжествует либеральная тенденция, навязывающая людям представления о допустимости однополых отношений, приравнивая их к брачному союзу, – все это напрямую смыкается со сферой ответственности Церкви. Многие из этих вопросов деликатного характера, дискуссионные и непростые, например, такие, как эвтаназия. В таких случаях Церковь не может молчать. Поэтому мы участвуем в подобного рода конференциях и часто их  сами инициируем.

Кроме того, мы систематически работаем с политическими структурами, международным сообществом. Это, конечно, касается и самой горячей темы на сегодняшний день, о которой, к сожалению, из-за нехватки эфирного времени мы не смогли поговорить в этой передаче, но затрагивали не раз в предыдущих –  темы гонений на христиан на Ближнем Востоке. Здесь, конечно, Церковь тоже  играет определенную роль, но очень важно, чтобы голос Церкви не только звучал, но и был услышан. Ради этого мы трудимся, в том числе, и в международных организациях.

Позвольте поблагодарить Вас, Анатолий Васильевич, за наше доброе сотрудничество, в частности, между возглавляемым Вами Московским государственным институтом международных отношений и возглавляемой мной Общецерковной аспирантурой. Хотел бы пожелать Вам помощи Божией в трудах.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.