Вопросы образования в школе и в вузах сегодня стоят как никогда остро. Как в этом плане обстоят дела в Русской Православной Церкви? Мы обратились с просьбой к митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию (Иванову), главе Донской митрополии, председателю Синодального отдела религиозного образования и катехизации с просьбой рассказать, как строится образование в Церкви. Мы приносим свою искреннюю благодарность владыке, который, несмотря на свою загруженность, любезно ответил на наши вопросы.
— Расскажите, чем занимается Синодальный отдел религиозного образования и катехизации?
— Если говорить коротко, отдел осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях; образование в православных школах, гимназиях и лицеях; образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся подготовкой православных педагогов и катехизаторов; религиозное образование в воскресных школах; катехизация на приходах. Еще одно направление работы, которое курирует отдел совместно с министерством образования и науки РФ – введение курса основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе.
— Уже прошло чуть более года, как курс ввели в школах. Каковы результаты первого года обучения?
— Результат первого года – гармоничная интеграция курса в программу школы: установление межпредметных связей, заинтересованность в его дальнейшем развитии среди педагогов, хорошие отзывы учеников и их родителей.
Напомню, что с самого начала преподавания ОРКСЭ мы не ждали и не надеялись на скорые результаты. Перефразируя слова Святейшего Патриарха, скажу, что от курса мы ждем, в первую очередь, изменения, или точнее, качественного улучшения нравственного климата в школах и семьях тех, кто изучает религиозную культуру.
Понятно, это результат не одного года. В лучшем случае, благие плоды воспитательной составляющей школьной программы будут видны в выпускных классах. Поэтому, главное наше ожидание связано с мирным и счастливым будущим наших детей. Будущим, в котором они, надеюсь уже в ближайшее время, смогут изучать родную религиозную культуру не в одном четвертом классе, а действительно как полноценную предметную область на всех ступенях средней общеобразовательной школы, с перспективой углубления знаний по культуре конфессий в процессе получения высшего образования.
— Владыка, как Вы относитесь к современной науке, информационным технологиям, интернету?
– Современными технологиями и интернетом пользуюсь. В современном мире это такие же средства связи, какими раньше были (и теперь остаются) почта, книги, пресса и т.д. И так же, как в обычном письме можно написать как что-то святое, так и что-то греховное, так и в социальных сетях и по электронной почте. Наш Синодальный отдел имеет свой сайт, Донская митрополия – тоже. Более того, одним из первых моих распоряжений в качестве правящего архиерея было поручение всем приходам епархии создать странички своих приходов на сайте епархии, чтобы любой интересующийся человек мог познакомиться и с историей, и с современной жизнью прихода.
Сошлюсь на постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года: «Отмечая рост влияния социальных медиа как средства формирования общественного мнения, их образовательный и воспитательный потенциал, Собор считает важной разработку новых подходов к ведению церковной миссии в интернет-пространстве».
Что касается современной науки, то первое, о чем хочется сказать, это об ответственности ученого за свою работу. Многие современные открытия подтверждают библейские истины, но многие исследования изначальны направлены на то, чтобы поставить под сомнение Божественный принцип построения мироздания. Поэтому «современная наука» – понятие неоднозначное. Есть великие ученые, которые трудятся в соработничестве с Творцом, а есть дельцы от науки, для которых на первом месте стоит личная выгода или утверждение сомнительных идей. От всей души желаю всем им помощи Божией – первым в их научном поиске, вторым – в возвращении на путь Истины.
— Многие слышали о воскресной школе, но не имеют представления, что это такое. Не могли бы Вы объяснить читателям, что они из себя представляют?
— Воскресная школа — это приходское учреждение, где силами общины организуется процесс обучения детей православному вероучению и нравственности, а также различные общеразвивающие кружки и секции. Стоит отметить, что те, кто преподает в воскресной школе Закон Божий, должен иметь не расплывчатое представление о Священном Писании и Церковной жизни, а должен прежде пройти определенную подготовку.
Воскресная школа – то место, где ребенок может непосредственно пообщаться со священнослужителем, задать волнующие вопросы, получить на них ответы, да и просто побеседовать. По сути, приходская община как таковая начинается с воскресной школы, когда взрослые, дети и священнослужители как семья. Следует подчеркнуть, что воскресная школа не ставит задачу подготовить абитуриентов для семинарии, а помогает человеку приобщиться к Церковной традиции, получить систематические знания о Православии.
Воскресные школы разные: большие и маленькие, городские и сельские, бывают и монастырские школы. Каждая школа имеет свой индивидуальный облик, свои подходы к обучению. Несмотря на непохожесть, цель у всех воскресных школ одна – привести человека в храм, к Богу.
— Общество постепенно начинает приходить к осознанию того, что люди с ограниченными возможностями — это не люди второго сорта, они такие же члены общества, как и все мы. Существуют ли какие-нибудь программы обучения детей, молодежи с инвалидностью? Есть ли инклюзивные церковные школы?
— Большинство православных школ является социально-ориентированными, то есть главным образом рассчитаны на учащихся из социально-незащищенных, многодетных семей, среди которых есть и дети с ограниченными возможностями. Православная школа имеет особый микроклимат, способствующий наибольшей адаптации таких детей. Сам уклад в наших школах располагает к наилучшему восприятию знаний, социальной адаптации детей. В школах для детей с ограниченными возможностями создаются условия для полноценного обучения наряду с другими детьми.
— Существуют ли какие-то программы психологической реабилитации для священнослужителей, ведь многим из них приходится работать весьма непростых условиях (а порой экстремальных ситуациях)?
— Такая программа психологический реабилитации есть. Она проводится во всех приходам Русской Церкви, в самых крупных городах и в самых отдаленных селах. Она называется — Божественная литургия. Понимаете, то, что держит священника, что бережет его душу, ум и разум от любых психологических перегрузок, стрессов и помешательств, – это не психотренинги, всевозможные релаксации или санатории, это то, что на языке христианского богословия называется «Божественная благодать». Убери ее от священника, и у него тут же, от колоссального психологического напряжения, как бы сказали, перегорят все лампочки. Но пока благодать Божия его хранит, поразительным образом он остается цел и невредим. Об этом вам могут свидетельствовать сотни священнослужителей. Каждая Литургия – это невыразимый прилив сил и духовной радости, без которых священнику невозможно совершать свое служение. Хотя, Вы правы, элементарный человеческий отдых еще никому не помешал. Но у каждого он проходит в соответствии с его потребностями и положением. Для кого-то это семья, а для кого-то — тишина кельи.
— Я понимаю, что у Вас очень мало свободного времени. Но все же. Чем Вы увлекаетесь, есть ли у Вас хобби?
— Когда говорят о свободном времени, я сразу думаю – свободное от чего? От трудов? От молитвы? От заботы о ближних? От того, что мне близко и дорого? Например, написать книгу с благодарением людям, которые помогали мне идти по дороге моей жизни – это к какой категории относится? А общение с родителями или духовно близкими мне людьми? Если свободным временем называют время праздности, когда человек, пытаясь заполнить пустоту, начинает смотреть телевизор или перекладывать марки из одного альбома в другой, то такого времени у меня, действительно, нет.
Благодарю Вас за вопросы. Рад был поделиться с Вами своими мыслями.
Вахтанг Якобидзе