«Многие
Фото: Жанна Фашаян
Фото: Жанна Фашаян
Четверо московских выпускников в этом году получили от 395 баллов за четыре ЕГЭ. Среди них — Алена Сумская. На 395 баллов она сдала русский, информатику, математику и физику. Но Алена не была отличницей, а по любимой физике даже могла получить кол. О том, как совмещать учебу в сильной школе с подготовкой к экзаменам и почему в ней разочаровались многие учителя, Алена рассказала в интервью «Правмиру».

Ни одного репетитора

— В твоей школе всегда высокие результаты ЕГЭ, она считается одной из самых сильных в Москве. Как и когда ты сюда попала?

— Меня отправили родители после 4-го класса. Здесь училась моя мама, учились все тети. Я просто сдала экзамены, не особо понимая, куда меня ведут (в московскую школу № 67. — Прим. ред.). А до этого была школа около дома, с английским уклоном. Родители хотели, чтобы я знала английский. Его я не знаю до сих пор, но попытка засчитана (смех). 

После 7-го класса нас распределили на профили, я пошла в физический класс. Примерно через год влюбилась в Физтех, начала писать его олимпиады, в 10-м стала призером. Но это все на любительском уровне, без подготовки. Мне казалось, что на олимпиадах большую роль играет везение, особенно когда сократили количество дипломов. 

Алена Сумская

Школа дала мне хорошую базу. Когда я пришла в 11-й, пробник по математике написала на 80 баллов, по русскому — на 93, оставалось нагнать всего ничего. А вот по информатике получила 34, это моя гордость (смеется). Но информатики у нас и было два урока в неделю. Наш класс абсолютно не на программирование нацелен.

— У тебя был какой-то план, что с этим делать?

— Не особо. До 11-го класса я не воспринимала ЕГЭ как что-то близкое и вообще им не занималась. Хотя все лето папа повторял: «Начинай готовиться, Алена».

— А папа кто?

— Физик, в МИФИ преподает. Я ему говорила, что у меня последнее спокойное лето и надо отдыхать. 

Активно взялась за ЕГЭ только в начале 11-го класса, для меня это был квест.

Репетитора решила не брать, потому что слабо представляю себе общение наедине. Мне нужен не индивидуальный подход, а просто структурированные знания. Репетитор не всегда работает системно, как мне кажется, да и найти хорошего репетитора не так просто.

— То есть ты с репетиторами не занималась в принципе.

— Никогда, ни с одним. Возможно, если бы на примете кто-то был, я бы попробовала. А так сначала собралась вообще готовиться сама, но потом все-таки записалась в онлайн-школу. Просто забила в интернете «онлайн-школы для подготовки к ЕГЭ по информатике» и открыла первую ссылку. 

В октябре до кучи взяла еще курсы по физике и математике. Это был не самый удачный выбор, потому что в какой-то момент мне уже не хватало информации, я добывала ее извне, искала дополнительные курсы.

«Многие учителя во мне разочаровались»

— Зачем тебе физика, если ты собиралась на программиста?

— Не знаю. Везде, куда я хотела поступить, была нужна информатика. Но я отдавала дань тому, что училась в физическом классе, мне нравилось решать задачи, да и ЕГЭ по физике казался не таким уж сложным. В итоге по нему меньше всего баллов.

— Да, 95, ужас-ужас.

— Я не могла угнаться за всем подряд. Сначала надо сходить в школу (иногда я пропускала ее, конечно). Возвращалась домой часа в 4. Обедала. Иногда днем спала, но редко. Потом сразу садилась за курсы — и уже до ночи. 

В течение этого года я занималась ЕГЭ абсолютно каждый день, кроме дней, когда болела.

К весне просело здоровье, более-менее я восстановилась только сейчас.

Подготовка не то что была для меня большой нагрузкой — сложно совмещать ее со школой. У нас очень сильные учителя, не всегда они были готовы понять, почему ты пропускаешь очередной день. Их возмущение справедливо. Но и я не просто прогуливала, чтобы валяться на диване, я готовилась к ЕГЭ. В какой-то момент уже была на грани срыва. 

— Как это выглядело?

— На свое здоровье я не жаловалась никогда, но в этом году начала очень часто болеть. Нервы, слезы — я не выдерживала психологической нагрузки. И я благодарна тем учителям, которые понимали, что их предмет для меня не профильный. 

На уроках все равно что-то делала к ЕГЭ… На химии, например. Учительница во мне разочаровалась. Вообще многие учителя во мне разочаровались (смех). И это грустно, потому что все три года я вкладывала душу в каждый предмет и правда много занималась, получая удовольствие. 

Просто в 11-м классе пришлось расставить приоритеты.

Я думала, что буду работать на репутацию, а потом репутация будет работать на меня, но нет.

По химии, по истории разочаровались во мне. Короче, по всем предметам, даже по физике.

Но в школе устраивали то песенный фестиваль, то театральную неделю, то последний звонок — все это требовало репетиций, и они меня разгружали. Я рада, что не перешла на домашнее обучение, иначе потеряла бы коллектив.

Горящие глаза и кол по физике

— Что у тебя в аттестате?

— В сильной школе ты либо идешь на красный аттестат, либо занимаешься ЕГЭ. На красный я так и не вышла, у меня четверка по физике. Вернее, две четверки: за практикум и за саму физику. По ней у меня не было ни одной тройки в четвертях, и ни одной пятерки тоже не было. Всегда четыре. Но есть оправдание: наш преподаватель очень строгий. 

У него своя, особая система, он и кол может поставить, то есть две двойки. Истории с физиком заслуживают какой-то отдельной главы. Например, в 9-м классе, когда мы перешли на дистанционку, надо было расписывать задания и отправлять ему на почту. Как-то письмо попало в спам, и он поставил мне кол. Я пишу: «Так и так, письмо в спаме, вы можете это проверить». — «Да, я ценю, что ты отвоевываешь свою честь, но кол останется». 

Один раз в этом году я плакала в школе — тоже из-за него. Но зато у меня правда отличная база по физике. К экзамену я готовилась за три дня. В общем, если учишься у него на четыре — это, считай, пять. Но у нас есть люди, которые вытащили на пять.

— Они, наверное, жили физикой. 

— Преподаватель должен был видеть, что глаза горят. Эти люди брали какие-то сумасшедшие проекты, например, по квантовой физике, ночами сидели и разбирались, не спали. Потом рассказывали всему классу, класс ничего не понимал. Преподаватель не специалист в квантовой физике и сам это говорил, но такое старание его восхищало. 

А у меня мало того что глаза не горели, так я еще и не очень активно выступала на уроках, а потом и совсем отказалась от проектной работы. У нас в физическом классе есть правило: во втором полугодии надо сделать большой проект по физике, провести какое-то исследование. 

Но во втором полугодии я с головой ушла в ЕГЭ. Сделала половину проекта, потом не выдержала и решилась на крайнюю меру: отказалась от работы, перешла на базовый уровень (у нас там свое деление), получила прозвище «базовик» — и расслабилась. 

— Насколько для тебя были важны оценки? Не хотелось, чтобы и по физике стояла пять?

— Очень долго я была перфекционистом, но 11-й класс — время перелома.

Мне стало проще жить, когда я поняла, что оценки не особо важны.

До конца первого полугодия у меня еще был шанс получить по физике пять. Но когда все-таки получила четыре, отпустила эту историю. Во втором полугодии почти ничего не делала из домашки, только ходила в школу.

Кстати, в аттестате у меня стоит еще одна четверка за дополнительные главы математического анализа. Предмет был только в 10-м классе, я этого не знала — поэтому здесь мне обидно. А так по математике в этом году у меня даже промежуточной четверки нет. 

— Как физик относился к тому, что ты идешь сдавать ЕГЭ?

— Мне кажется, он должен был радоваться. Последний пробник, который он сам создавал, написали на 99 баллов я и еще одна девочка, у остальных с нами большой разрыв. Но никаких открытых признаний не было (улыбается).

А перед экзаменом я отравилась. Чтобы отравление прошло, надо было ничего не есть и пить кучу таблеток. За день до физики мое питание состояло из таблеток, и я пришла на экзамен немного голодная. В какой-то момент у меня остро заболел живот, я думала, что ничего не напишу. Но потом все прошло, и я сосредоточилась на задачах. 

Задача длинная, как сказка

— Как ты с 34 баллов по информатике к концу года поднялась до 100?

— Я даже эти 34 балла наскребла на логике. Немного знала программирование, но на ЕГЭ оно специфическое, отчасти даже олимпиадное — особенно две последние задачи. И там нельзя, как в математике, что-то не решить и получить 100. 

Первые полгода мне было очень сложно из-за большого объема информации по каждому заданию. По физике я, например, решаю задачу интуитивно и не задумываюсь, какой нужен алгоритм. А в информатике сидишь и соображаешь: «Вот для этой задачи какой алгоритм подойдет?» 

Благодаря информатике у меня очень хорошо стало с внимательностью.

Свою работу ты никак не проверишь. На этом ЕГЭ вообще нет развернутых ответов, там везде надо их просто вбить — поэтому даже апелляцию не подашь. Желательно знать несколько способов решения, чтобы помочь себе хоть как-то. 

Но я видела свой прогресс: в середине осени уже писала пробник примерно на 60 баллов, к Новому году — уже на 80… В онлайн-школе был еще один минус: в какой-то момент ты уже выучил всю базу. Много вариантов я решала на 100 баллов, но этим 100 не доверяла. 

— Почему?

— Фишка последних двух заданий в том, что их нет ни в какой базе, они создаются специально для этого года. Ты знаешь, скажем, что одно задание будет на сортировку. Это максимум. Условно, тебе дадут в файле какой-то массив данных, и задача может быть закрученной, как сказка: ты читаешь — и уже теряешься. На досрочном ЕГЭ сделали сложной предпоследнюю задачу, все стали готовиться к такому типу, но в итоге на ЕГЭ дали другой.

Я искала курсы по отдельным задачам, но там уже больше нужна была самоорганизация: решаешь задачу, смотришь разбор. Потом вышла на других преподавателей, брала интенсив перед ЕГЭ на две недели. У них есть сайт-симулятор для ЕГЭ и открытый, бесплатный курс по всему экзамену. Но интенсив я брала платный, мне надо было все повторить. 

«Составитель ЕГЭ решил всех завалить»

— Многие жаловались, что ЕГЭ по математике в этом году был жестким. 

— Дали интересную экономическую задачу, и почему-то многим она не понравилась. Они считают, что составитель вариантов вот так решил всех завалить. Но если ты не зазубрил алгоритм и понимаешь, как это работает, решить ее довольно просто. 

— Про что задача?

— Про дифференцированный платеж. До половины была одна выплата, а потом — вторая, и ни то ни другое не известно. Такие задачи обычно решаются через арифметическую прогрессию: ты просто складываешь все выплаты и составляешь уравнение. А тут пришлось сделать две прогрессии. Кому-то показалось, что слишком много неизвестных.

В Москве еще сделали интересной 14-ю задачу, на неравенство. Это одна из задач джентльменского набора — те, кто учится в физмате, умеют решать его к началу 11-го класса. И этот джентльменский набор максимально усложнили, чтобы не было высокобалльников, которые просто заучили решение. 

— И каково тебе было, когда ты открыла вариант?

— На нервах я очень быстро прорешала всю первую часть, минут за 10. Быстро решила 12-ю. Потом перехожу к 14-й, смотрю на нее и понимаю, что никогда такого не видела. В итоге очень криво, но сделала.

А в самой последней задаче я решила только два пункта из трех. Взялась за нее с ходу, минут за пять до конца: «Ладно, что-нибудь сейчас придумаю». 

Там есть элемент везения: поймаешь ты мысль или нет. Мозг настроился на режим «сейчас или никогда». 

Смотреть в бланк боюсь до сих пор, потому что места оставалось мало, я дописывала уже просто столбиками и закончила на словах «положили ручки» — если будешь писать после того, как это сказали, экзамен могут аннулировать. 

Литература и сочинение на шесть часов

— Русский у тебя вела Екатерина Львовна Демиденко, эксперт ЕГЭ. 

— Да, с 8-го класса. Я много читала, у меня была хорошая база, и Екатерина Львовна эту грамотность поддерживала. Но я делала много речевых ошибок. Потом поняла, что на ЕГЭ писать надо простым языком, как в 5-м классе, без длинных оборотов. По сути, задания по русскому похожи на математические задачи, в сочинении творческого тоже немного. 

Честно сказать, я не верила, что по русскому получу 100. Я технарь все-таки, да и усиленно готовиться начала только в феврале — взяла полугодовой курс в онлайн-школе. На пробнике в начале года писала сочинение не по шаблону, а так, как чувствовала, и его оценили высоко. 

В исполнении Екатерины Львовны я больше любила литературу. Вот это о-очень интересно! Мы постоянно писали творческие работы. Они не были нацелены на то, что ты грамматически или по структуре все правильно сделаешь. Эти работы — твои мысли. У меня была красивая тетрадка с 8-го по 11-й класс, я там писала, рисовала, это произведение искусства.

— Расскажи про какую-нибудь работу.

— Например, один раз надо было выбрать из списка задание по «Мцыри». Я смотрела балет по этой поэме и анализировала, что означают те или иные элементы, потому что балет достаточно абстрактный. И я такие работы писала не на отвали, а прямо ждала озарения. С «Мцыри» озарение пришло в 4 утра, и я такая: «Да!»

В конце 10-го класса у нас в школе проводили шестичасовое сочинение, его организовывала тоже Екатерина Львовна. Разрешали пользоваться книгами, которые лежали в кабинете, искать цитаты, что-то отмечать, анализировать. 

Я сравнивала жизненный путь Болконского и Печорина. Так увлеклась, что в какой-то момент даже начала рисовать схемы этого пути, как я его представляю. 

Мы очень медленно проходили произведения. «Войну и мир» и все прочее я читала по два раза: летом и потом к урокам. Во второй раз клеила миллион стикеров, что-то отмечала. В общем, литературу я обожала, но в 11-м классе у меня не хватало времени на мою любовь. Ходила в зал тренажерный и в наушниках слушала аудиокниги, но для меня это совсем не то, что читать глазами.

Педагогическая несовместимость с родителями

— Как с этим годом справились твои родители?

— Весной мама увезла меня к морю, чтобы я просто развеялась. Некоторые родители, знаю, заставляют ходить в школу в 11-м классе, но мои относились с пониманием. Они знали, что я не лежу бревном в комнате и что с нервами у меня немножко напряг. 

— Папа физик, а мама?

— Мама творческая. Окончила филфак, работала в РБК журналистом, была переводчицей, ездила в Китай — она знает китайский и еще много языков. Потом работала как репетитор по английскому, а сейчас ушла в танцы: танцует и работает в клубе танго. Папа как в МИФИ отучился, так там и работает, читает лекции, но основная занятость у него в научном центре.

— Он тебя подтягивал?

— Старшая сестра, помню, занималась с папой. Я иногда отдельно приходила спрашивать задачи до 11-го класса, но папа очень быстро раздражался. Я понимала, что у нас педагогическая несовместимость. И мама могла бы, наверное, меня по английскому подтянуть. Но я решила, что безопаснее для всех, если я буду сама (смех).

— Почему ты идешь в программирование?

— Даже когда мечтала о Физтехе, я не знала, что туда берут на программирование. Что делать дальше с физикой по жизни, тоже не представляла. Ну получу физическое образование. Кем я стану потом? Ученым? Мне не очень интересно. Преподавателем? Ни в коем случае. Приду куда-то в лабораторию? Но это тоже наука. 

А когда в 10-м классе на весенних каникулах сидела и делала программу, которую задали в школе, мне так понравилось! Вставала, каждый день садилась за компьютер — с каникул даже отдохнувшей вышла. Подумала, что, возможно, это мое.

Я не люблю программировать сторонние вещи — плату, например. Мне нравится, когда вижу результат на экране.

Но физику все равно не зря сдавала. ЕГЭ подтверждало мою олимпиаду от Физтеха. В начале года я даже не знала, что эта олимпиада где-то сыграет, а она, оказывается, дает право поступать без вступительных в МИФИ, «Бауманку», Политех Петра Великого в Питере и даже в ИТМО — на физику, правда. 

Адский конкурс ради учебы 24 часа в сутки

— Как у вас в Физтехе с поступлением?

— Конкурс адский. На гуманитарные специальности сложно попасть, потому что много желающих. В медицине много целевиков. А вот в программировании очень много олимпиадников, которые занимают почти все места. Но даже в ИТМО я прошла, у меня 303 балла (золотой значок ГТО и один балл за итоговое сочинение). 

В «Вышку» я тоже поступила, хотя там обычно олимпиадники занимают все места, а иногда их больше, чем мест. «Вышка» делает «зеленую волну» за свой счет, и я в эту волну попала, но выбрала Физтех. Там надо было проходить сначала собеседование с приемной комиссией, а потом с дирекцией. 

— Получается, что ЕГЭ мало? Или как?

— В Физтехе борются за хороших людей, которые к чему-то стремятся. На грант могут взять человека, у которого далеко не проходной балл, но много проектов и классных идей. Так что общаются со всеми, пытаясь из моря выловить жемчужины. Но в Физтех сложно попасть даже на платное, проходной бывает и под 285. 

Студенты на меня посмотрели и, кажется, подумали, что я какая-то странная девочка. Там в основном олимпиадники с бешеными глазами (я их видела, этот блеск узнается сразу!)…

— Ты тоже пришла к ним вся в зеленом?

— Нет, я пыталась максимально слиться с их кругом, но не получилось. Сделала яркий макияж и выглядела там не слишком органично (смех). На собеседовании дали решать задачи, и, пока я с ними возилась, один студент время от времени спрашивал: «А ты вот прям сама эти 300 баллов, да? Без округления олимпиадами? А сколько ты готовилась?»

— Ты сама-то поверила в свои баллы?

— Я долго принимала этот факт.

Весь период экзаменов мне снилось, как присылают результаты. Причем с каждым сном они уменьшались.

Организм готовил меня к худшему, а потом подкидывал сны, как я все сдаю заново. Но теперь уже кошмары про вуз снятся. Боюсь, что в Физтехе меня отправят в группу со всероссниками. 

— Чем закончились собеседования?

— После собеседования с приемкой ты проходишь собеседование с дирекцией. Я была на двух — от разных физтеховских школ. Одна из них новая, там сразу сказали: «Да-да, приходи к нам». В другой начали забрасывать вопросами. «А вот кем ты хочешь стать? Кем ты себя видишь?» 

А я как бы и не знаю. «Ну программист…» — «Нет, ну конкретнее?» — «Ну разработчик…» Я очень плавала в этой теме. Сейчас, конечно, что-то посмотрела, почитала, вникла. Весь год у меня просто не было времени подумать на эту тему. И вот они спрашивают: «Ты не определилась, да? А ты вообще любишь учиться?»

— Странный вопрос к человеку, у которого 395 баллов.

— Это спрашивал директор, он не знал про мои баллы. А рядом сидел студент, который меня собеседовал до этого: «У нее 300 баллов». — «А-а-а, ладно». Они сделали вывод, что мне надо к ним. И в итоге я выбрала вторую школу. Посчитала, что там более фундаментальное образование, больше математики. 

В мире программирования все быстро меняется. Первая школа тоже хороша, направление создается вместе с «Яндексом», студенты раз в неделю туда выезжают работать с какими-то проектами. Но я подумала, что с хорошим математическим аппаратом у меня не будет потолка в развитии. И даже если что-то изменится, я адаптируюсь. Хотя нагрузка тут будет очень большая. 

— Какие планы на остаток лета?

— Активно учу C++, это программирование на первом курсе. Мне намекнули, что хорошо бы уже что-то знать. А я знаю только Python. 

В остальном сейчас детокс. Планирую отдохнуть в Дубне, мы там каждый год снимаем квартиру, приятный город. Потом заселение в общежитие, тесты, по которым нас будут распределять на группы.

Физтех — московский вуз, но с сюрпризом, потому что он находится в Долгопрудном. Когда я спросила, дадут ли мне общагу, дирекция ответила: «Да-да, мы всем даем. Чтобы вы ботали 24 на 7».

Фото: Жанна Фашаян

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.