«Мог
Иллюстрация: нейросеть Midjourney
Иллюстрация: нейросеть Midjourney
На уроках физики Влад больше болтал, чем занимался, но потом сдал ее на 100 баллов. Катя последний год ложилась в пять утра, чтобы посмотреть все вебинары, и получила максимум по русскому и «обществу». Саша выиграл олимпиаду, но сдал профильную математику на максимум из принципа. Поговорили с выпускниками этого года о том, как «выбить сотку» на ЕГЭ.

Сказал себе: «Напишешь на меньше 90 баллов — ты балбес»

Владислав Челов, 100 баллов по физике (Москва):

— До 9-го класса я учился в самой-самой обычной общеобразовательной школе, на социально-экономическом профиле. Любил математику, а на других предметах больше нравилось веселиться и проводить время с друзьями. Физики у нас был один урок в неделю, и на ней я чаще болтал, чем занимался.

В феврале 9-го класса понял, что мне подходит техническое направление, и стал готовиться к физике, собираясь в лицей при МЭИ. Поступил только со второго раза. На новом месте месяц-два чувствовал себя бездарем и очень злился, но оставалось только ботать. Физику, которую давали в лицее, я не понимал, приходилось самому наверстывать все, что не знал до этого. Часто ночами не спал и смотрел видеоуроки на YouTube. С февраля количество перешло в качество.

К ЕГЭ стал готовиться в 11-м классе, с осени. Дело было так. Еще летом купил в онлайн-школе курс по математике на месяц, потому что летнюю сессию написал на три. Позанимался, понял, что очень круто, купил годовой курс. В ноябре подумал, что надо браться и за физику, и тоже купил годовой. В апреле взял двухмесячный курс по русскому.

Так и прошел год. В лицее — учишься, общаешься с друзьями, веселишься. На переменах, если чего-то не понял, подходишь к умным друзьям, они объясняют. На какой-нибудь истории, литературе и прочих непрофильных предметах сидишь и делаешь то, что нужно тебе. Потом приезжаешь домой, смотришь вебинары — максимум два-три в день, больше не надо (один веб идет от часа с лишним до двух) — и делаешь домашку, потом отдыхаешь. В выходные — пробник и вебы.

У нас в лицее по четвергам и пятницам после уроков есть мастерская, мы там делали разные вещи из композитных материалов. Еще в четверг, пятницу и выходные я ездил на работу — устроился ассистентом бухгалтерского направления в алкогольную компанию. Ничего сложного, просто занимаешься архивом, перекладываешь документы. Как раз работа для школьника и хорошая разгрузка мозгам. 

Самый лучший отдых — смена деятельности. Пока работаешь, уходишь в свои мысли, ставишь музыку, включаешь YouTube, расслабляешься. Закончилась работа или устал — решаешь пробник или смотришь какой-то веб. Но учиться намного труднее, чем работать, как мне кажется.

Я и с друзьями хорошо проводил время. Мы собирались праздновать то сессию, то каникулы, то Новый год. Еще у меня большая семья, нас шестеро детей, здесь тоже не соскучишься.

Иногда все-таки сильно уставал от учебы и на два-четыре дня все бросал: «Сейчас я ничего не буду делать и не стану себя за это винить».

За две недели до ЕГЭ сам себе сказал: «Владик, если ты напишешь на меньше 90 баллов, ты балбес». Я не считаю, что ЕГЭ — показатель ума. Умный человек, который не знаком со структурой экзамена и не знает, чего от него хотят составители, может написать плохо. Это все дело практики. Если я весь учебный год потратил на то, чтобы понять, чего от меня хотят, и написал ниже 90, я балбес. 

Русский прошел по грани — 91, я к нему плохо готовился, к сожалению. Вообще считаю, что ЕГЭ по русскому точно так же надо разделять, как и по математике, на профильный и базовый. Это не дело, что человек, который поступает на филологию, пишет тот же самый экзамен, что и я. 

У меня в сочинении одна ошибка за пунктуацию, причем я хотел выпендриться. За день до ЕГЭ узнал, когда запятая перед союзом «как» ставится, когда нет, и решил не ставить: нет, проверяющие, это другой случай. А потом пишу-пишу и думаю: «А это точно тот случай? Точно, Владик, тот. Ты не можешь сомневаться». Вот за это и сняли.

Еще в одном задании надо было найти лишнее слово. «Поступательное движение вперед». Мне как физику понятно, что колесо обладает поступательным движением и может двигаться как вперед, так и назад. В ЕГЭ по русскому «вперед» — слово лишнее, потому что «поступательное движение» и так его подразумевает. Но я подумал, что они меня проверяют на дурачка, и вместо этого в «подлинных духовных ценностях» убрал слово «подлинные». Потому что, на мой взгляд, ценности — они и так подлинные. 

Математикой я недоволен — 92. Когда вышел из аудитории, обрадовался: «Фух, я расписал пункт “в” на два листа!» Это была последняя задача, самая сложная. Хвастаюсь другу: «Ты смотри, какой я крутой». Он говорит: «Владик, ноль — это не натуральное число». Да я сам знаю, просто забыл, что в задаче требовали только натуральные! И еще одна ошибка всплыла в первой части, вот это реально обидно, потому что я ее проверил три раза.

А вот физика… Обновляю страницу «Госуслуг» — нет результатов. Обновляю — есть: 100 баллов. Я сначала не понял. Это окончательно? Открыл рот, пошел к маме, показываю ей экран телефона. «Что это?» — «Ну посмотри». Она начинает визжать от радости, говорит ругательное слово и потом: «Владик, я тебя люблю!» 

Кстати, на меня никто из родственников никогда не давил, но все поддерживали, и это очень помогло.

Все относились спокойно к моей учебе и до 9-го класса, и после. Они даже не знали, что курсы купил, потому что я сам на них заработал. Никто не знал, что я занимаюсь дополнительно, пока сам не сказал. Считаю, если родители не лезут, это учит организованности.

Сейчас готовлюсь к вступительным испытаниям, сижу над двумя домашками из онлайн-школы уже три дня — 50 задач. Я бы хотел поступить в МГУ на физфак. Если не получится — на мехмат. Если с МГУ не сложится — ВШЭ, МИФИ или Бауманка, у меня там учился брат. 

«Решала ЕГЭ всю ночь, а потом шла в школу»

Екатерина Трохова, 100 баллов по русскому и обществознанию (Оренбург):

— Все 11 лет я была отличницей. Когда на голову упал ОГЭ, подумала: «А что я умею?» Умела я читать книжки, и на этом все. Как-то сам по себе выбор пал на литературу и обществознание. Честно говоря, было очень страшно шагать в неизвестность. Что там внизу — еще большая пропасть или батут, который тебя подкинет?

Считаю, что на первом месте должна быть самодисциплина, потому что ни репетитор, ни учителя, ни мама, ни папа, ни дедуля, ни бабуля за вас экзамен не напишут. Это нужно лично тому человеку, который придет и будет заполнять бланки. 

У меня были очень сильные учителя: они давали хороший материал, требовали в достаточной мере, чтобы замотивировать. По литературе и обществознанию я записалась в онлайн-школу и проучилась в ней год. Кто-то берет курс на два, но я подумала, что самая умная и мне хватит одного. Хватило, но подготовка была адом.

Поспать — редкое событие в моей жизни. Бывало, я ложилась в пять утра. Вот так делать не надо. Пожалуйста, ешьте и спите! Мой организм воскрес после ЕГЭ, потому что я наконец нормально выспалась: у меня закончился последний экзамен, и я встала в четыре часа дня. А обычно просыпалась в 6:30, собиралась в школу к восьми, училась. Ближе к концу года на свободных уроках доучивала материал, нужный для ЕГЭ.

Когда приходила домой, у меня был час, чтобы поесть, умыться, переодеться и поспать (может быть, если чудо произойдет). Потом садилась за подготовку. Мозгу было тяжело встроиться, еще где-то час я убирала на столе, полностью открывала окно, подкладывала себе на стул одеяло, смотрела расписание (да, я составила себе расписание, потому что удержать все в голове просто невозможно) — и начинался марафон по ЕГЭ, нон-стопом. 

За этот год у меня село зрение. Случались и рыдания, и срывы, и «я не хочу, надо было уходить после 4-го класса».

В такие моменты самое главное — ухватиться за какую-то ниточку, маленький лучик надежды и за него держаться до конца. Нужно найти себе мотивацию, вообще любую. Лично я хотела уехать из Оренбурга. Это относительно знаменитый город из-за восстания Пугачева, но, конечно, не самый перспективный. 

Моя лучшая подруга тоже готовилась к ЕГЭ, мы с ней встречались чуть ли не раз в полгода, потому что обе готовились. Гуляешь обычно просто в окно: посмотришь три секунды — все, погуляла. Я старалась выходить на улицу с собакой, заниматься спортом, потому что физическая нагрузка компенсирует умственную. И важно заниматься в одно и то же время, чтобы дисциплина превратилась в рутину. 

Кстати! Обязательно надо себя хвалить. Как-то за пробник по литературе у меня был 51 балл, и я всем хвасталась: «Друзья, у меня больше половины! Я уже на пути к успеху». В итоге сдала на 91 и очень этому рада. 

Все знать на ЕГЭ нереально. Например, в русском вы не можете выучить абсолютно все наречия. Эти наречия — моя личная боль, я очень сильно боялась, поэтому сделала буквально все задания на «Решу ЕГЭ». Между литературой и русским было три дня, и все это время я решала тысячу с лишним номеров. 

Узнав, что у меня 100 по русскому, была в восторге. Я бы очень расстроилась, если бы сделала хоть одну ошибку. Обществознание пришло недавно, про мои 100 баллов по телефону сказал директор. Я не поверила: «Вы меня обманываете? Сегодня не первое апреля».

Наверное, мой самый главный совет — переволноваться за два года подготовки, чтобы на экзамен прийти спокойным. Все это время можно срываться, плакать, ненавидеть, но продолжать готовиться.

Перед смертью не надышишься, вы не измените результатов, которые придут. Апелляция, конечно, может помочь, но с 67 до 90 вы вряд ли прыгнете. Поэтому просто соберитесь, сдайте и порадуйтесь, что перелезли через огромный забор и теперь перед вами открыты все дороги. 

Я очень хочу уехать в Москву и связать всю жизнь с литературой. Пока в приоритете филология. Как вариант — может быть, режиссура или редакторское дело. 

«Мог бы не сдавать ЕГЭ на максимум, но это было дело принципа»

Александр Захаров, 100 баллов по математике (Йошкар-Ола):

— Я из села Шиньша Республики Марий Эл. После 7-го класса поступил в Политехнический лицей-интернат в Йошкар-Оле. Там было три направления: физико-математическое, социально-экономическое и биолого-химическое. Мама хотела, чтобы я пошел на биохим, но я настоял на физмате и быстро приспособился — учиться оказалось не так сложно. Вскоре понял, что из всех предметов мне ближе информатика с математикой. 

ЕГЭ не был моей главной целью. Уже с 8-го класса я писал олимпиады по математике, поэтому готовился больше к ним. Обычно мы занимались после уроков с преподавателем, еще я ездил на смены в «Сириусе» и потихоньку работал сам. Видел интересные сборники — брал и прорешивал. У «Сириуса» есть небольшие онлайн-курсы, я их тоже прошел. Вообще мне повезло: в моей Шиньшинской средней школе были учителя, которые дали хорошую базу до 8-го класса, поэтому в лицее я чувствовал себя на уровне с остальными. 

В своем регионе три года я побеждал на олимпиадах, один раз занял призовое место. Стал победителем «Физтеха», брал олимпиаду Казанского университета по математике, два раза ездил на Всероссийский этап, но призовое место не взял. «Физтех» дает мне право поступать без вступительных испытаний почти во все вузы на большинство факультетов, а где-то и на все факультеты, связанные с математикой. Так что ЕГЭ можно было не сдавать на максимум, но для меня получить хороший балл — дело принципа и интереса.

Я всегда старался не нарешивать задания, а думать. Новый материал обычно запоминался быстро — с детства я много читал, это улучшило память.

Но иногда легче запомнить через ассоциации. Например, «три кота на мясо» — формула средней квадратичной скорости молекул: под корнем три умножить на коэффициент и температуру и разделить на массу одной молекулы.

Некоторые преподаватели давали нам свободу, ты мог решать задания другими способами — главное, чтобы суждения и ответ были верными. Некоторые же придерживались системности. Домашние задания были не такими большими и страшными, но по математике, например, могли дать домашку, растянутую на месяц. 

Сочетать олимпиады с учебой очень сложно. Накапливалась усталость, особенно в последний год. У нас в лицее была большая загруженность, четыре пары каждый день, а иногда больше. Мы начинали учиться в 8:15, заканчивали в 15–16 часов. Когда оставалось свободное время до самоподготовки, я ходил на футбол, баскетбол, волейбол. 

Меня очень поддерживали родители и друзья, старались развеселить и сделать что-то приятное. Я свои эмоции и чувства не люблю выставлять напоказ, но все равно по лицу заметно, если мне не очень хорошо. Друзья звали на прогулку, рассказывали веселые истории, анекдоты, дарили маленькие подарки, которые мне поднимали настроение. Как-то подруга подарила коробочку «50 доказательств того, что Саша лучший». Меня это очень порадовало.

В общежитии все строго, по распорядку. Отбой был в 22:30. Считаю, что для некоторых людей это плюс, потому что их нужно приучать к дисциплине. Но я и сам хорошо себя контролирую, поэтому иногда хотелось больше свободы.

Часто я искал разные сборники и прорешивал их, смотрел видеоролики. На выходных мы с друзьями играли в мяч либо за компьютером, но и готовились тоже — зависело от ситуации и настроения.

Русский я сдал на 97, ошибся в сочинении. Не люблю писать, у меня с этим проблемы. С тестами все проще, потому что там смесь логики и памяти. Но в итоге за некоторые задания после экзамена я очень сильно переживал, а вот от сочинения кайфанул — мне понравился текст, хотя он был довольно сложным.

На математике никак не давалась задача по стереометрии, не сразу дались и параметры — видимо, сказалось волнение, я перепутал расположение и знаки. Потом, когда сделал остальные задания, вернулся и увидел свои ошибки.

За эти годы я научился не только решать задачи, но и оценивать, правильно ли мое решение. Так что в итоге получил 100 баллов и не особо удивился. 

Очень глупо вышло с физикой, я просто не перевел километры в метры, и ответ получился неправильный. Обидно, что потерял один балл. Но я не сильно расстроился. Раз 99 — значит, так решила судьба.

Лицей я окончил с красным аттестатом, но старался ради знаний, а не ради оценок — оценки получались сами собой. Скорее всего, буду поступать в московские вузы — МГУ, Физтех, ВШЭ — на прикладную математику и информатику, программную инженерию. 

«“Умницы и умники” дали возможность расслабиться»

Илья Матвеев, 100 баллов по истории (Нижний Новгород):

— Учился я всегда нормально, троек не было. 9-й класс окончил так себе, но потом решил браться за ум, поэтому в итоге у меня красный аттестат. Вкалывать для ЕГЭ начал в 11-м классе, а до этого было время тотального отдыха. 

Понимал, что сдавать буду те предметы, которые мне интересны, то есть обществознание, историю и английский. С английским у меня вообще никаких вопросов не было, потому что я учился в лингвистической гимназии, где с ним все отлично в принципе. К русскому решил готовиться с репетитором один раз в неделю, по обществознанию записался в нашу местную онлайн-школу, но на него особо ставку не делал.

К истории в основном готовился сам, с ней у меня любовь с самого детства: года в три-четыре я уже листал разные энциклопедии. Первые пробники писал где-то на 80+. Чтобы не растерять то, что уже знал, нужно было постоянно читать.

Вообще, на мой взгляд, это главная стратегия подготовки — читать и представлять историю длинной интересной книгой.

Условно, мы в школе проходим «Войну и мир», знаем, что там был такой-то сюжет, такие-то персонажи, они делали то-то и то-то, у них есть знакомые, они появлялись в такой-то момент книги. 

С историей России так же. Сначала были варяги, которые пришли на Русь и создали государство, потом оно развивалось, потом пришли монголы, наступила зависимость, потом монгольское иго было сброшено. И так далее до сегодняшнего дня. Но история — это такая книга, у которой очень много интерпретаций, и стоит искать их в как можно большем количестве источников.

Не надо так сильно упираться в даты, но их, конечно, полезно знать, чтобы понимать фабулу и видеть, как шли исторические события. Кстати, один из моих лайфхаков: я повесил даты у себя в туалете. Заходишь, делать все равно нечего, смотришь на листочки с датами: «Так, вот это интересно, этого я не знал». Может, кому-то не подойдет, но мне было отлично. 

За месяц до ЕГЭ по истории я начал готовиться очень жестко. С утра до вечера писал задания, изучал материалы со своим школьным учителем-экспертом ЕГЭ, он объяснял мне структуру и формат экзамена. Основные сложности у меня как раз были с форматом, потому что я человек достаточно творческий и ЕГЭ мне не нравится своей шаблонностью. За счет выучивания формата можно написать на высокий балл, но не всегда это показывает знания. 

Конечно, мне хотелось получить максимум, но у меня была небольшая подушка безопасности, потому что весь год я участвовал в олимпиадах по истории и обществознанию, в том числе в «Умницах и умниках», где стал призером. Это был долгий путь, нужно было пройти сначала региональный отбор из трех этапов, потом выступить на четвертьфинале уже на телевидении, победить, чтобы пройти в полуфинал, а оттуда — в финал.

Призерство в «Умницах и умниках» дает 100 баллов по истории и обществознанию в МГИМО, если по ЕГЭ ты набираешь 75. В другие топовые вузы примерно такая же льгота, а в остальном где-то 90% вузов принимают тебя без вступительных испытаний при условии, что ты получаешь не менее 75 баллов. 

У меня было много и других олимпиад, где я стал призером, все это давало возможность расслабиться, потому что 75 — не такой заоблачный результат. 

Но все равно, когда писал экзамен, я волновался. Была уверенность, что сдал на 90+, но на 100 не рассчитывал.

Когда открыл сайт и увидел сотку, обалдел от радости. Это очень классные эмоции, ради которых стоит трудиться!

Планирую поступать в Москву, буду подавать документы в МГУ, МГИМО, ВШЭ, в Дипломатическую академию и Финансовый университет и выбирать между юриспруденцией, международными отношениями и политологией. В будущем хотел бы работать в отделе международных связей какой-нибудь коммерческой компании, желательно иностранной — чтобы заниматься любимым делом, но при этом и зарабатывать тоже достойно.

«Готовишься к высоким баллам, а пробник пишешь плохо»

Татьяна Старикова, 100 баллов по обществознанию и истории (Санкт-Петербург):

— Я была отличницей, но не могу сказать, что по всем предметам старалась. Почти не делала домашних заданий, и нас в последний год не особо с этим напрягали. Еще в 8-м классе определилась, что буду сдавать русский, историю и обществознание. Готовиться к истории начала за два года до ЕГЭ, к «обществу» и русскому — с 11-го. 

Сразу поняла, что школы для высоких баллов будет мало. К репетиторам я никогда не обращалась, стала искать в интернете курсы, наткнулась на две онлайн-школы и туда записалась. Вот это, я считаю, очень хороший вариант. Если, конечно, прилагать усилия.

Пыталась выстроить себе режим дня, но у меня никогда не получалось. Уроки заканчивались очень поздно, иногда в пять. Три раза в неделю я ездила в город на дополнительные занятия и возвращалась домой где-то в 22:30. В остальные дни по вечерам смотрела вебинары, делала задания, пыталась что-то учить, перечитывала конспекты, но не скажу, что зубрила.

В 9-м и 10-м классах могла два месяца учиться вообще без отдыха, а потом на месяц выпадала. Только в последний год выделила воскресенье, чтобы почти ничего не делать либо делать что-то очень простое. По вечерам гуляла где-то час, но не каждый день, конечно. 

За эти три года у меня была постоянная усталость, я волновалась: «А если не получится? Я столько готовлюсь, но вдруг что-то пойдет не так?» 

Очень разочаровывает, когда готовишься к одному баллу, а потом плохо пишешь пробник. Меня бросало от полной уверенности, что я все сдам на 300 баллов, до того, что ничего не выйдет. 

Увидев 97 по русскому, расстроилась — ошиблась всего с одной запятой. По истории я готовилась так много, что своим 100 баллам даже не удивилась. А вот 100 по обществознанию были настоящей неожиданностью!

Я живу в Санкт-Петербурге и планирую остаться здесь. Хочу поступить на исторический факультет и стать преподавателем.

«Первые сочинения получались лучше, чем последние»

Ксения Сергеева, 100 баллов по физике и русскому (Выборг):

— После 9-го класса, который окончила с отличием, я перешла в новую школу, на физико-математический профиль. Оценки стали немного хуже, но училась я все равно хорошо. Не было такого, что я готовилась только к ЕГЭ. Я и в школе старалась учиться, и самостоятельно занималась.

Осознанно учить физику начала с 10-го — поняла, что мне это интересно и в будущем пригодится. Но я знала, что школа не подготовит на высокие баллы, какие бы ни были хорошие учителя. Моя знакомая в 10-м классе занималась в онлайн-школе по физике и уже писала пробники на 80+, меня это поразило. Я пошла туда же и больше всего делала упор на физику. 

По русскому у меня уже была очень хорошая база благодаря сильной учительнице из прежней школы. Так что к нему я готовилась не целый год, в онлайн-школе взяла небольшие курсы. Я технарь, не люблю писать сочинения и читать большие тексты, мне прямо приходится напрягаться.

Обычно в школе у нас было по шесть-семь уроков, мы заканчивали около 14–15 часов, я приходила домой и часика два отдыхала, потому что надо было перезагрузиться. Если в онлайн-школе были какие-то вебинары, смотрела их, делала домашку. Потом — математика. Оставались силы — занималась русским. 

В онлайн-школе на месяц тебе дается три жизни. Не делаешь домашку — жизнь сгорает. Не остается жизней — скорее всего, тебя выгоняют с курса. Я выбрала тариф с куратором, у нас была группа на 30 человек. Куратор сам сдавал ЕГЭ, он отвечает на твои вопросы, говорит, что и как нужно делать, проверяет домашки.

Ложилась спать я около полуночи, все-таки старалась соблюдать режим. Один раз между пробниками переживала, что ничего не знаю, и готовилась допоздна. Вот так не надо делать. Если ты не выспался, учиться бессмысленно.

Конечно, и слезы были, но не могу сказать, что я целый год страдала. Силы стали заканчиваться где-то в апреле.

К физике я готовилась целый год, была уверена в своих знаниях. А вот по русскому пробников писали мало, к тому же первые сочинения у меня почему-то получались лучше, чем последние. Я просто во всем запуталась, поэтому рассчитывала на 80+. 

Результаты по русскому пришли в час ночи. Я увидела 100 и заплакала от счастья. В тот день поспала три часа — я человек очень эмоциональный. По физике решила не дожидаться результатов и легла спать. Приснилось, что открываю сайт, а у меня там 88 баллов. Это было в 6:30 утра. Я встала, открыла, увидела сотню, разбудила родителей, всех обрадовала. После этого уснуть не смогла! По математике у меня 78, и я этим результатом довольна, потому что не так много времени ей уделяла. Сколько занималась, столько и получила.

Если честно, до сих пор не верю, что я окончила школу и теперь взрослый человек. Все это время думала поступать в Санкт-Петербург, но сейчас учителя и знакомые говорят, что можно попробовать в Москву. Она далековато от дома, да и я там ни разу не была — не уверена, что Москва мне понравится. Хочу в Политех Петра Великого на строительство. Скорее всего, это будет строительство уникальных зданий и сооружений. 

Фото: freepik.com, а также предоставлены героями материала

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.