
Вопрос. Сыну 6 лет, он не хочет просить прощения. Даже если знает, что был не прав. Как мне его научить приносить извинения тем, кого обидел?

Катерина Демина
Ответ. У нас, к сожалению, есть культура стыда и нет культуры вины. У меня не так давно был разговор с мальчиком, который искренне считал, что если он скажет «извини», то его накажут. «Я признал вину — значит, мне конец», а не «я признал вину, хочу все исправить, компенсировать ущерб». И не бывает так, чтобы нечем было возмещать ущерб. Всегда найдется чем.
Поэтому если мне родители говорят, что ребенок никогда не извиняется, то я начинаю выяснять, в чем его проступок. Если речь идет о разовой обиде, то это, прежде всего: «Мне жаль, прости, я не хотел (сделать тебе больно)».
Формула для того, чтобы попросить прощения, звучит так: «Прости меня, пожалуйста, за то, что я сделал это. Мне очень жаль, я больше так не буду». Тут важны все компоненты.
Во-первых, важно приучать детей называть совершенное, потому что это устанавливает одинаковый взгляд. Обидчик и тот, кого обидели, могут по-разному про это думать, а мы должны помочь им установить объем и природу ущерба. В каком-то отношении взрослый выступает арбитром. Важно убрать эмоции и понять, что именно произошло. «Я дергал Машу за косичку, потому что Маша написала в моей тетрадке маркером слово “дурак”» — прощения должны попросить оба, каждый за свое.
Во-вторых, мы обещаем больше так не делать. Тут взрослый должен вступить и сказать: «А что будет, если ты опять сделаешь?» или «А почему ты так поступил, что тебя побудило?» То есть нужно обучать просить прощения, прививать эту привычку.
Иногда мы видим, как мама жестко одергивает ребенка на улице: «А ну-ка извинись!» А он и не понимает, что он такого сделал. У предыдущего поколения вообще было в ходу не говорить ребенку, в чем он виноват: «Ты что, сам не понимаешь? Ты расстроил маму». А чем, почему, умышленно или по недоразумению — он должен сам догадаться.