Вопрос. Папе позвонил мошенник, представился сотрудником МВД и потребовал, чтобы тот перевел деньги на безопасный счет, иначе «в отношении вас возбудят уголовное дело». Мой отец — пожилой человек, он поверил и сделал все так, как требовал преступник. Что нам сейчас делать?
Ответ. Сожалею, что ваш близкий человек столкнулся с мошенниками. Рекомендую в ближайшее время сделать несколько важных шагов:
- Напишите заявление в полицию. Сделать это можно как лично, так и через сайт МВД онлайн. Советую вам пойти вместе с отцом в участок, поддержать его.
- Напишите жалобу в банк. Нужно написать заявление о том, что вы стали жертвой мошеннических действий, и приложить к этому бумаги из полиции. Следует указать все реквизиты, на которые были переведены деньги, все номера телефонов, по которым звонили, чтобы банк проверил информацию, связался с ЦБ и проверил счет, на который были направлены деньги.
- Банк не принял жалобу? Пишите заявление в Банк России. Регулятор назначит служебную проверку деятельности кредитора.
Важно: деньги могут вернуть! С 25 июля 2024 года банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций. Есть также специальные условия признания перевода сомнительным, они утверждены Приказом Банка России № ОД-1027.
Банки обязаны проверять, есть ли в данном переводе признаки перевода средств без согласия клиента или с согласия клиента, но полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием. Оба этих варианта будут считаться «переводом денежных средств без добровольного согласия клиента». При этом операция может быть запланирована для проведения как с использованием платежных карт, так и в виде перевода ЭДС или перевода по СБП либо классическим безналичным переводом.
Если все же произошел перевод на мошеннический счет из базы данных, то банк обязан возместить клиенту похищенные деньги в течение 30 дней со дня получения соответствующего заявления от клиента-физлица.