«Моя дочь объявила бойкот учителю, ее поддержал весь класс»
Вопрос. Дочка учится в 11-м классе. Перестала ходить на уроки физики. Говорит, что ей не нравится учитель и его манера общаться. В школе классы делят на группы по уровню подготовки. Дочь подговорила свою группу бойкотировать уроки физика. Возможно, отчасти я виновата в ситуации. Сама недолюбливаю этого педагога. В прошлом не раз ругалась с ним из-за старшего сына, а дочка была этому свидетелем. Но тут я не ожидала, что подростки так далеко зайдут. Как вернуть детей в класс?
Значимый взрослый влияет на позицию
Сложно говорить об объективных и субъективных причинах поступков подростков. Мы знаем ситуацию только со слов родителя. Важно одно — есть конфликт педагога и учеников. Его нужно разрешить максимально бережно для всех.
Действительно, часто подростки присоединяются к родителям. Если кто-то не нравится моему значимому взрослому, автоматически он не нравится мне. В этом смысле отношение мамы к педагогу могло повлиять на дочь.
Но если наши ценности и убеждения противоречат тому, что говорит и делает другой человек, мы волей-неволей сами начинаем конфликтовать. Кто-то открыто, а кто-то пассивно. Возможно, так получилось и здесь.
Конфликт с педагогом мешает учиться
У психологов есть одна важная рекомендация: если не нравится предмет и сложно его учить, полюби педагога. Личность учителя крайне важна. У детей могут возникать и непонимание, и конфликты с учителем. Это нормально, так бывает. Но педагог критически влияет на результат и успех ученика.
Это было доказано в известном эксперименте Алана Гудбоя. В нем приняли участие 500 учеников колледжа. Их разделили на две группы. Каждой предложили посмотреть видеолекцию и после ответить на вопросы для проверки знаний.
В первой группе студенты смотрели лекцию в присутствии лояльного и доброжелательного педагога. Преподаватель второй группы вел себя авторитарно. Высмеивал студентов, давил на них, напоминал об ошибках, выбирал фаворитов — подчеркивал преимущества одного из студентов перед группой.
В результате эксперимента у «плохого» педагога студенты сдали тест гораздо хуже, чем у спокойного учителя, который не пытался морально подавить аудиторию. Так Гудбой доказал, что конфликт с учениками вредит их потенциалу.
Классу нужна конфликтная комиссия
Если старшеклассники идут на открытый саботаж, стоит пригласить конфликтную комиссию. Сейчас в школах есть педагоги-психологи, которые курируют эту работу на базе окружного психолого-педагогического центра. Такой психолог сможет выслушать мнения детей, определит причину конфликта, позволит ученикам рассказать о том, каким они видят выход из ситуации.
Администрации, педагогу-психологу, классному руководителю стоит посетить разные уроки этого класса.
В том числе — уроки педагога, с которым возник конфликт, причем не только когда он ведет их в 11-м классе, но и у других параллелей.
Отдельно стоит пригласить учителя на беседу. Дать ему возможность ответить, в чем он видит причину конфликта; что могло повлиять на поведение детей; какие пути выхода из конфликта возможны; что со своей стороны он готов предложить; какая помощь необходима от администрации, психолога и родителей.
Менять ли педагога?
Резонен вопрос — стоит ли менять педагога или все-таки подстраиваться? Если выяснится, что конфликт с учителем возник только у этого класса — это будет путь решения через конфликтную комиссию.
Может оказаться, что у других классов также возникают сложности во взаимодействии с данным педагогом, потому что его методы слишком авторитарны. Я рекомендовала бы администрации школы привлечь методиста. После посещения уроков учителя он сможет дать рекомендации по взаимодействию с детьми.
Вспоминается еще один эксперимент. Одной группе испытуемых дали возможность изменить сложившуюся ситуацию, второй — изменить отношение. Вторая группа была подвержена депрессии, подавленному настроению, не чувствовала себя счастливой. Первая наоборот. Иногда, действительно, стоит поменять педагога.
«У вашей дочери есть лидерские качества»
Школа — место, где мы развиваем не только жесткие навыки, hard skills: умение учиться и работать с информацией, говорить на иностранном языке или решать уравнения. Мы развиваем soft skills, гибкие навыки: креативность, коммуникабельность, критическое мышление. А еще глубокие навыки, self skills — умение понимать свои потребности, ощущения, желания, эмоции, развивать эмоциональный интеллект.
Но на сегодня один из важных навыков, который стоит развивать в ученике — growth mindset, мышление роста. Это фундаментальное понимание, что цель можно поставить и достичь ее, а также разобраться в том, сколько попыток понадобится для ее достижения.
Я бы провела в классе тренинг, опираясь на все четыре группы. Разобрать конфликт с точки зрения навыков.
Что дети приобретают, инициируя конфликт? Как можно конструктивно разрешить ситуацию? Таким образом мы учим детей экологично решать конфликты и даем им возможность высказаться.
Но уже сейчас очевидно, что у девочки, решившейся на бойкот педагога, сильные лидерские качества и организаторские способности. Это можно констатировать даже по письму мамы. Родителям стоит обратить на это внимание.