Моя
Август — самое фантастическое время московского лета. Уже потерян задор июня: «Ну, когда, наконец, можно будет разгрести дела и начать отдыхать?». Выполнены планы июля. И теперь, пока не пришел сентябрь, время хочется затормозить, чтобы успеть запасти в душевные закрома побольше мысленного вина из одуванчиков. Вечера становятся ощутимо темнее, ночи, порой, холоднее. В воздухе повисает щебет подросших скворцов, отчего во времени, бывает, теряешься: «Что это, опять весна?» Нет, это лето, все ещё лето, и каждый день воспринимается как неожиданный подарок. Не знаю, случайно ли, в святцах этого месяца (хотя на церковном календаре ещё июль) собралась целая плеяда значимых святых. Приходит август — и ты считаешь дни, как ступеньки: Серафим, Илья-пророк, Борис и Глеб, Пантелеимон. И, как вершина горки, — Смоленская.

На Руси у этой иконы была сложная судьба, полная всяческих перипетий. По легенде, попала она сюда в середине XI века, когда греческая царевна Анна, дочь Константина Мономаха, стала женой Всеволода Ярославича.

4197215Уже в начале XII веке её сын, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, в новопостроенный Успенский храм, в 1404 она возвращается в Москву, в качестве дара последнего из Смоленских удельных князей, сам же Смоленск в это время оказывается под властью литовцев.

В 1456 году смоляне бьют челом великому князю с просьбой вернуть им святыню, и её провожают из Москвы торжественным крестным ходом, который доходит до самого Девичьего поля. (Почти семьдесят лет спустя там будет основан Новодевичий монастырь).

Потом икона покидала Смоленск в 1812, когда её вывозили сначала на Бородинское поле, а затем в Ярославль.

В 1943 году, когда Смоленск был освобождён от фашистов, среди прочих икон Успенского собора Смоленскую не нашли.

В русских источниках икону Смоленской Божией Матери часто называют Одигитрией, хотя, строго говоря, это не так. К иконографическому типу «Одигитрия» относятся все изображения Божией Матери, где она указывает рукой на Своего Сына – то есть, и Иверская, и Троеручица, и многие другие.

В переводе на русский «Одигитрия» означает «Путеводительница». Таким образом, смысл этого жеста состоит в своеобразном подтверждении слов Христа: «Аз есмь путь, истина и жизнь». Божия Матерь указует на Своего Сына и говорит: «Да, это Он».

1991 год

Храм Бориса и Глеба в московском Зюзино. За год его чуть привели в порядок, и даже, кажется, успели позолотить пару куполов. А годом раньше не было даже пола — ходили по дорожкам из досок, уложенных прямо на кирпичные столбики фундамента. И батюшка жаловался, что сохранившиеся остатки росписей придётся, увы, снимать подчистую. В храме был гальванический цех, и теперь известь на сводах тихо «горит».

Крещение — моё крещение — я помню очень смутно. Помню, что, конечно, обливали — семнадцатилетняя тётя в тазик не влазила. Помню миропомазание, и ещё — как двоих мальчиков младенцев потом по очереди заносили в алтарь, а меня только приложили к иконам по обе стороны Царских врат — больше не положено.

Помню, было нас человек десять, а, может быть, больше — от младенцев до подростков. Взрослых, видимо, крестили в другой заход, потому что очереди в те годы стояли неслыханные.

Источник - hramborisaigleba.orthodoxy.ru, автор - Юрий  Костюков

Источник — hramborisaigleba.orthodoxy.ru, автор — Юрий Костюков

Потом, кажется, причастили запасными Дарами. Впрочем, это я помню смутно, так как слова «запасные Дары» тогда не знала. Как не знала и то, что Смоленская.

Это выяснилось случайно. Мы стояли в иконной лавке, где как раз разбирали только что полученные иконы. Развернув бумагу, под которой заблестел софринский анодированный оклад, продавщица сказала: «А вот как раз сегодня».

Так в моей жизни появилась ещё одна дата – десятое августа. Наверное, без этого «сегодня» точную дату собственного крещения я имела все шансы забыть. Потому что уже несколько дней спустя началось…ну, вы помните…

1999 год

Новодевичий монастырь. Прославление его первой игуменьи Елены (Девочкиной). Патриаршая литургия – наверное, первая в моей жизни.

Администрации музея разрешила на один день открыть Смоленский собор, и народу в него набилось столько, что креститься не получалось – всю службу я простояла, плотно прижатая к соседям спереди и сзади – руки не высвободить и не поднять.

И полслужбы вперёд передавали свечи. А потом их же передавали обратно – поставить в храме подсвечники музей не разрешил.

Наверное, к такому наплыву народа сёстры были не готовы: помню, что от причастия мы вышли на улицу за запивкой, а назад в собор уже не вошли.

Смоленский собор Новодевичьего

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

И ещё – очень плотно работала ФСО: почти всю службу мощные ребятки ростом 2.50 старательно закрывали собой Святейшего — всерьёз, напряжённо, как будто и правда боялись, что что-то случится. С ФСО я потом сталкивалась, но такого нерва в её работе не помню.

Но Святейший всё равно вышел и по дороге к машине благословил толпу.

2014 год

Опять август. И опять в голову упорно лезут строки Блока, удивительно уместные, хотя и написаны они были совсем по другому, вычурному и смешному поводу:

Не бойся умереть в пути.
Не бойся ни вражды, ни дружбы.
Внимай словам церковной службы,
Чтоб грани страха перейти.

633d480cacc0

Впрочем, у Блока много таких неожиданно точных строк.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.