«Женщинам
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
«Безработицы и возрастной дискриминации на массовых позициях нет. Есть только нежелание работать на невысокой зарплате». «В особой зоне риска — офисные специалисты средней руки, топы и близкие к ним». «Правмир» поговорил с HR-специалистами и рекрутерами о том, как проявляется возрастная дискриминация и что делать, если работу найти никак не получается. Материал впервые был опубликован в январе 2022 года. 

«30-летний смотрит на 40-летнего как на приближающегося к возрасту динозавра»

Марина, Москва  

— Дискриминация по возрастному принципу в России, конечно, есть, чаще всего ее демонстрируют молодые руководители. Они полны страхов перед старшими по возрасту, не готовы давать им задания и контролировать их работу. Это обычно идет от неуверенности в себе.

В России нельзя указывать возраст в вакансии, это сейчас незаконно. В таком случае эйчару или рекрутеру дают негласное пожелание не на бумаге, а устно: «Мы не желаем рассматривать на эту позицию людей старше определенного возраста». И с таким я сталкивалась.

Бывают руководители с яркой убежденностью, что мозги после 40 засыхают. 30-летний смотрит на 40-летнего как на приближающегося к возрасту динозавра. Возможно, они судят по своим родителям — строгим, придерживающимся правил, закостеневшим, любящим старые вещи, старую моду, старую музыку. И мы ведь обычно видим родителей только дома, не знаем, как они раскрываются на публике в своих лучших качествах. Но работодатель рассуждает узко: «Зачем брать человека в возрасте, которого, возможно, придется чему-то учить, если можно нанять человека, с которым гарантированно не будет таких проблем?»

Желание молодых окружить себя людьми со схожими интересами — это совершенно нормально. Оно скорее биологическое и социальное, нежели профессиональное.

И упрекать их в этом — все равно, что упрекать Сократа в том, что он сказал в V веке до нашей эры: «Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали тиранами».

Но если твои скилы, знания, умения, навыки, связи ценны, если ты сам еще силен, ты хорошую работу найдешь и после сорока. А если ты не готов противопоставить дискриминации собственное развитие, тогда шансы на трудоустройство снижаются. И это большое жизненное испытание.

Я видела, как люди спивались из-за безработицы, например. Одна моя знакомая долго не могла найти работу, ей везде отказывали, она непрезентабельно выглядела, было очевидно, что человек имеет проблемы с алкоголем. Замкнулся круг: ее не берут из-за проблем с алкоголем и пить она не может перестать, потому что нет работы. Она громко везде возмущалась, что она профессионал, вокруг одни молодые и они наступают на пятки, отобрали все рабочие места. Словом, предъявила весь традиционный набор заблуждений. Какова сейчас ее судьба — не знаю. Возможно, просто пошла работать в «Пятерочку» у дома, а может быть, поднялась и все с ней в порядке.

Если говорить о кассирах или другой работе в сфере обслуживания, здесь возраст не важен. Кто будет дискриминировать парикмахера, которому 50? Если она хорошо стрижет, у нее есть опыт и портфолио — конечно, ее возьмут. Или она сама себе будет настригать нормальную сумму как самозанятая.

Или кто будет дискриминировать мастера ногтевого сервиса? Разве ее возраст для чего-нибудь важен? Если она не претендует на работу в салоне в радиусе двух километров от Красной площади, то никакой возрастной дискриминации не будет. 

Парикмахеры постоянно учатся, получают новые сертификаты. У любого мастера на стене висит куча дипломов. И мне кажется, судят по тому, насколько мастер сама опрятна и насколько обучена, а не по тому, сколько ей лет.

В сфере услуг важнее всего готовность человека сесть на это место. Например, операторы почтовой связи по возрасту вообще не ранжируются.

Это обычно массовый набор, и рассматривают соответствие человека условному набору качеств: он умеет включать компьютер, пользоваться компьютером — ок, обучим его почтовой программе.

Массовые позиции — это, собственно, и массовые люди. Ты не можешь предугадать, кто к тебе придет. И в этих сферах нет дискриминации. 50-летнюю женщину, готовую работать, на позицию кассира в «Пятерочке» примут с превеликим удовольствием. Но и работу такие люди легко бросают, потому что она дешево стоит. Условно говоря, в «Пятерочке» платят 30 [тысяч рублей], а в соседнем «Магните» — 35. У человека нет лояльности к корпорации, он снимается и переходит на работу, где платят на пять тысяч больше. И удерживать его бесполезно. Когда у тебя зарплата 100 тысяч и тебе сулят 105 — ты останешься, потому что ты лоялен. Но 30 тысяч и 35 — это слишком большая разница.

В сфере обслуживания человека с желанием работать и без проблем с алкоголем и здоровьем (что очень важно, потому что на этих позициях иногда и коробку надо перенести, и что-то передвинуть), готового соблюдать строгий, четкий график, примут с распростертыми объятиями, особенно если он гражданин России и согласен на эту зарплату. Но дело часто в том, что люди просто не хотят работать. Их не устраивает зарплата, они могут уволиться из-за единичного конфликта с менеджером. Многие ходят по кругу: то там поработал, то сям. Безработицы и возрастной дискриминации на массовых позициях нет. Есть только нежелание работать на невысокой зарплате. 

Сложнее дела обстоят в middle-менеджменте — это начальники отделов, управлений, департаментов. Среди этих людей, как правило, нетворкинг уже настолько силен, а знания и послужной список достаточно хороши, что часто они все-таки находят работу. Но по принципу «канарейку за копейку». То есть устроиться так же хорошо, как на предыдущей работе, с которой ты по тем или иным причинам ушел (или тебя ушли), они не могут. Поэтому идут работать на аналогичную должность, но в гораздо более маленькой компании, с меньшим уровнем, возможно, ответственности и точно с меньшим уровнем зарплаты. У них нет понижения иерархии, нет понижения в work-структуре. Но немного, наверное, падает самоуважение. И на рынке труда таких людей часто называют сбитыми летчиками.

Есть люди, которым удается успешно вернуться в большую игру, пересидев где-то в небольшой компании и, возможно, даже увеличив свой уровень компетенций. Например, если в большой компании ты был начальником отдела, условно, нормирования труда и заработной платы, то в маленькой можешь стать директором по персоналу с теми же самыми навыками. И отработав на этой позиции в маленькой компании, получив этот опыт, ты можешь претендовать на такую позицию уже в крупной компании.

«Кандидатка пыталась врать, что знает программы»

Анастасия, Санкт-Петербург  

— Когда я нанимаю персонал, офисных специалистов средней руки, готова рассматривать людей 40+. Но они действительно должны быть лучше подготовлены, нежели молодежь. Как правило, главные и ведущие специалисты — это все-таки позиции для молодых. Потому что они живее, их не оскорбляет выполнять поручения, не обижает, что их мнение не самое главное и так далее. У них еще нет внутреннего протеста против контроля и выполнения заданий, им дают развивающую обратную связь, иногда не в самой корректной форме, как принято в России, к сожалению. И они обратную связь в такой форме принимают.

Поэтому в особой зоне риска — офисные специалисты средней руки, топы и близкие к ним. Но это маленькая и узкая прослойка населения, ими никто не интересуется, считается, что у них и так все хорошо. А у них как раз совсем не хорошо, именно эти люди многое положили, чтобы стать профессионалами в своих сложных областях. Человек, который стал специалистом в несложной области, может легче переучиться. Он станет профессионалом в какой-нибудь другой несложной области.

Условно говоря, переходить с кассы на склад проще, чем переходить с одной действительно трудной специализации на совершенно другую, требующую вузовской подготовки и пятилетнего опыта минимум.

Но это не значит, что у них нет шансов. Когда я работала в банке, на одну из позиций отсмотрела около 20 женщин от 22 до 36 лет и пять парней. А потом на собеседование пришла женщина 40 лет из Владивостока, которая около двух лет назад переехала в Питер. И она принесла такое портфолио, которое сразу перечеркнуло всех конкурентов. У нее была не совсем грамотная письменная речь, но она блестяще знала свое дело. И бюджет считала, и видео монтировала, и так строила подрядчиков, что они выполняли больше, чем в договоре указано.

Мы не ошиблись с выбором: она не вынуждала и не заставляла ни вышестоящее руководство, ни меня, ее непосредственного начальника, особо погружаться в ее рабочий процесс. Она полностью, как бульдог, держала его сама.

Но при этом была старше не только всех кандидатов, но и всех коллег, и старше меня. Если бы она была обычным кандидатом, как все остальные, пришедшие до нее, я бы, конечно, решила: «Зачем мне 41-летняя кандидатка, когда есть 30-летняя? У нее и глаз горит ярче, и бегает она быстрее». Но поскольку именно эта претендентка была сильнее всех, ее возраст не сыграл никакой роли.

Это история с хорошим финалом. Но есть и другие: у меня расширялся отдел, мне рекомендовали рассмотреть кандидатку старше 35. Мы подбирали сотрудника, который будет вести электронные коммуникации, строить новые разделы портала, создавать электронные сервисы. Технически достаточно объемные требования были, надо было знать несколько программ, общаться с IT-департаментом.

Кандидатка недооценила глубину технических знаний, которые нам требуются, и попыталась врать о том, что она этому училась и даже имеет сертификаты. Мы открыли портал, посадили ее, попросили показать, что она умеет. Она откровенно плавала, я ей отказала. Кандидатка не учла, что 10 лет назад «вести портал» означало ставить на него новости. Сейчас контент-менеджер должен быть технически подкованным. 

Следом за ней пришли люди самых разных возрастов, которые полностью разбирались в этом. Работу у нас эта женщина не получила.

«Если у претендентки волосы окрашены в старушечий свекольный цвет, я откажу»

Оксана, Москва

— Дискриминация всегда больше касается женщин. Если мужчина в 40-45 хорошо за собой следит, адекватен реальности, не злоупотребляет и в целом опрятен — он жених на выданье. А женщина в традиционном российском представлении уже едет с ярмарки, а не на ярмарку. Французы с этим поспорили бы, например. Но в России это непреложное правило.

Поэтому, если дело дошло до собеседования, важно выглядеть хорошо. Если говорить о сфере обслуживания: в банках, бутиках, сервисе — в ней существуют свои правила. 

Первое требование, если речь не идет о кассирах в магазинах, — презентабельный вид. Кстати, в банках у клиентов больше доверия человеку, который выглядит презентабельно, но уже достиг зрелого возраста. Девочки и мальчики там тоже работают, но для обслуживания привилегированных клиентов более удачный вариант — зрелая дама или зрелый мужчина. Поэтому шансов найти работу в этой сфере — достаточно.

Но большое значение имеют и внешность, и ухоженность, и одежда. Особенно если претендент идет работать в офис, общаться с партнерами или клиентами.

Человек на собеседовании должен выглядеть актуально, а не застрявшим в моде 20-летней давности.

Неважно, любишь ты моду или не любишь, но если ты совершенно ее не понимаешь, ты просто замер и все. Не зря говорят, что «следование моде — это искусство быть живым».

То же самое касается и ухоженности: если я вижу на собеседовании женщину со стразиками на ногтях, я не буду считать ее ухоженной. Сейчас не носят яркие покрытия на ногтях, заостренные длинные ногти, не красят губы фиолетовым, а веки голубым. Если у претендентки волосы окрашены в старушечий свекольный цвет и залиты лаком так, что их даже ветром не шатает, я откажу.

Если человек привык выглядеть не как все, не стоит самоуверенно думать: «Я эксклюзив, я индивидуальность». Моей насмотренности достаточно, чтобы отличить глубоко индивидуальный стиль от глубоко затараканенной головы. Приходит на собеседование женщина с перхотью на плечах, в балахоне, серебряные самодельные украшения отовсюду свисают. Она думает, что у нее стиль, а я думаю, что у нее антистиль. Стильный человек будет все-таки актуален и купит одну хорошую вещь вместо трех плохих. Стиль и актуальность требуют не только финансовых, но и моральных усилий, вложений, это не дается от рождения. Но если человек не заботится об этом аспекте, это просто означает, что он не современен.

Если знания и умения кандидата компенсируют его антистиль в одежде, если он нужен, не работает напрямую с клиентами, его могут принять на работу. Но если антистиль оттолкнет клиента, то зачем этот сотрудник? Важнее всего клиент, потому что клиент несет в компанию деньги.

А вот лишний вес не отпугивает работодателей, если этот лишний вес вмещается в офисное кресло и входит в двери, физически не мешает его носителю и тому, кто с ним рядом работает, и не препятствует выполнять свои обязанности. Но при условии, если работа не предполагает привлечение клиентов. В этом случае собственник выберет того, кто привлечет клиента, а не оттолкнет его.

Семейный статус для большинства работодателей не соотносится с профессиональными качествами клиента.

Не мыслит работодатель таким шаблоном, что если человеку в 40 лет не удалось создать или сохранить семью, то работник он никудышный.

Но собственник или директор может разглядеть скрытую мотивацию незамужней женщины.  

У меня был такой кейс: однажды пришла женщина около 30 лет, без семьи и без детей. И мы повели ее на финальное собеседование к руководителю соседнего департамента. Он посмотрел на нее, минут пять всего поинтервьюировал (хотя обычно подробно интересовался людьми) и отправил за дверь подождать. И говорит мне и моей коллеге: «Я считаю, что конкретно эта девушка хочет здесь найти себе пару. Ей пора создавать семью, и именно это я в ней вижу. Поверьте мне». И он ей отказал. Разумеется, под другим предлогом.

Но бывает, что работодателям важен не только семейный статус, но и то, под каким знаком зодиака родился человек. В таком случае у меня возникают вопросы: персонал вы подбираете или чем занимаетесь?

«Амбициозным мужчинам сложнее найти работу, чем амбициозным женщинам»

Татьяна, Иркутск

— Около 20% претендентов мы отказываем из-за возраста. Обычно руководство не задает жесткие рамки, но высказывает предпочтения: «Будем смотреть всех, но лучше брать молодого». Или: «Посмотрим всех, но мне, пожалуйста, кого-то постарше и с хорошим опытом». Без категоричности.

Процент отказов по возрасту обычно высок в компаниях с молодым руководством. Бывает, что 25-летний человек работает директором магазина. И, естественно, ему проще управлять людьми младше себя. Такой начальник мыслит стереотипами: «Люди старшего поколения хуже владеют персональным компьютером, и им требуется больше времени, чтобы запомнить большое количество информации».

Тенденция последних десятилетий — попытка совместить несовместимое. Работодатель хочет видеть молодого перспективного специалиста с опытом работы. Но это не самый лучший запрос. В нашей компании мы столкнулись с тем, что молодежь — более непостоянная. У молодых нет стабильных ценностей, сегодня они хотят одно, завтра другое. И мы все чаще слышим от наших заказчиков о том, что именно люди старше 35 лет — более надежные и предсказуемые, работать с ними намного удобнее и спокойнее. И часто приоритет отдаем старшему поколению, они более зрелые, на них можно положиться.

Проще всего возрастным кандидатам найти работу в сфере услуг, сервиса и обслуживания. А вот люди интеллектуального труда — в особой зоне риска.

Когда я ищу подходящих кандидатов, отмечаю, что мужчины от 55 и выше, с колоссальным опытом работы, в том числе управленческим, обновляют резюме с завидной периодичностью. Но, судя по всему, их никто не трудоустраивает — я вижу их резюме в этом году, видела в прошлом, и два года назад тоже.

Полагаю, что эти люди обладают достаточным авторитетом, у них большой бэкграунд, и они, наверное, не очень готовы пойти на позиции с меньшим доходом и меньшей властью. Часто это люди, которые занимались той деятельностью, которая сегодня не актуальна. И им, скорей всего, сложнее переквалифицироваться в новое для себя направление. И у них наверняка есть барьер: «Почему я должен начинать заново? Ведь я крутой специалист».

Я думаю, эта категория наиболее уязвима на современном рынке и им, скорей всего, сложнее найти работу. Амбициозным мужчинам в принципе сложнее найти работу, чем амбициозным женщинам. Они менее гибкие и обычно не готовы делать шаг назад.

Я при трудоустройстве оцениваю компетенции, прежде всего. Но очень важно, готов ли специалист с уже хорошим опытом работы пойти на стартовую позицию. Именно на стартовые позиции набор обычно больше. 

Часто высококвалифицированные специалисты с хорошим опытом говорят: «Нам это неинтересно». Конфликт между ожиданиями и реальностью. Именно такие люди обычно месяцами и годами ищут работу.

Если в работе постоянно отказывают, нужно разобраться в причинах. Часто я сталкиваюсь с тем, что человек, абсолютно не подходящий по требованиям, оставляет отклик, а потом обижается, что ему не позвонили. Например, я ищу копирайтера, а откликается геодезист. И у него возникает претензия, почему я не хочу брать его на должность копирайтера. Запрос на работу все же должен соответствовать навыкам.

«Милочка, вы не понимаете ничего, вы такая молоденькая»

Ольга, Москва

— Что делает на собеседовании возрастной кандидат, чтобы не получить работу? Гордо закидывает голову и спрашивает: «Зачем мне проходить те или иные курсы, узнавать те или иные новости о своей профессии? Я давно все знаю». Или: «Я так делала еще в 2000 году». Не стоит очень сильно опираться на предыдущий опыт, тем более если ему несколько десятилетий. Опыт сейчас, особенно в IT-сферах, очень быстро меняется.

Также люди любят сообщать о прежних заслугах: «Я был признан лучшим в профессиональном сообществе в 2006 году». Не надо апеллировать к таким древним заслугам, это ошибка. Если твоему работодателю 30, то в 2006-м ему было 14. И ему абсолютно все равно, чем ты занимался 15-16 лет назад, когда даже смартфонов не было.

Вторая ошибка — взять на собеседовании неправильный покровительственный тон, если HR младше претендента. «Милочка, вы же не понимаете ничего, вы такая молоденькая. Я все знаю лучше вас». Такого заносчивого соискателя отметут сразу же. 

Это две характерные ошибки соискателей в возрасте — неуважение к молодости и слишком сильное упование на опыт, полученный в предыдущую технологическую эпоху. Как и презрение к соцсетям, неумение пользоваться ими: «Этот ваш инстаграм я не признаю и не хочу бессмысленные картинки постить. Вы знаете, у нас была заводская газета и там публиковались интересные статьи, давайте газету делать?»

Если вы не хотите превратиться в ископаемое, интересуйтесь сленгом молодых и всеми социальными стратегиями, не отмахивайтесь от соцсетей, регистрируйтесь в каждой, которая появляется.

Это и в 30, и в 40, и в 50 актуально. Интересуйтесь тем, чем интересуется молодежь. Моргенштерн плохой? Он именно для вас полезный, а для них он может быть каким угодно, понимаете? Развивайте мозг: учите языки, читайте художественную литературу. Чтение или слушание аудиокниг развивает вообще всё. И художественные книги, на мой взгляд, полезнее бизнес-литературы. Она быстро устаревает, и в основном это воровство идей у других, постоянное конструирование одного и того же велосипеда.

Но и это, уважаемые, не убережет вас от того, что вы станете «сбитым летчиком» в 40+. Мы не можем в 30 лет подстелить соломку на 40. Может случиться такой техногенный переворот, что сегодняшние знания будут совершенно не важны завтра. Но это не говорит о том, что получать знания не надо. Надо, потому что это развивает мозг.

Бывает, что кончается энергия, бывает, что человек просто выгорает. На хорошей офисной работе человек выгорает обязательно. Вопрос в том, как он «менеджерит» свое выгорание, как с ним справляется. И на то, чтобы выбраться из этого кризиса выгорания, иногда может уйти и год, и два, и три.

Если в 40 не получается найти работу, имеет смысл обращаться к консультантам, в компании, гарантирующие найти работу, и идти за мечтой. Есть такие HR-специалисты и консультанты, которые берут на сопровождение, делают качественное резюме, упаковывают твою личность и знания под сегодняшний день. Только надо идти не к инфоцыганам, а к тем, кому действительно можно доверять, кто находит людям работу, независимо от перерыва в стаже и занимаемой ранее должности.

Конечно, для этого надо обладать профессиональными качествами для этой работы. Условно говоря, если вы работали бухгалтером, ушли в декрет и 10 лет оттуда не выходили, а потом вдруг претендуете на должность главного бухгалтера, то вряд ли получится. Но если вы всегда были главным бухгалтером и после трехлетнего декрета хотите восстановить эту позицию, то консультанты помогут. Это платная услуга, но это работает.

В моем окружении 40-летние часто бросают офисную работу, становятся индивидуальными предпринимателями, самозанятыми либо уходят в консалтинг.

Если ты был начальником, работал в офисе, практически везде ты можешь стать консультантом. Получив дополнительные знания в коммуникациях, менеджменте, экономических аспектах. Вот этого вот, как правило, всем не хватает, и люди постоянно доучиваются.

Бывает, что люди переучиваются. Например, из самых разных специальностей сегодня модно уходить в ЕSG (вопросы экологического, социального и корпоративного управления). Каждая крупная компания сейчас считает нужным это у себя иметь и развивать. И идут сюда из разных других специальностей: из GR, HR, PR, маркетинга.

Можно проходить курсы бесплатно, на Coursera есть много бесплатных. Хорошо бы постоянно учить язык, потому что вся новая информация в мире генерируется на английском языке, все исследования публикуются на английском. И владеющий английским будет быстрее все это узнавать.

Некоторые консультанты советуют идти в онлайн, утверждают, что все деньги сегодня там. Если ты уже генерируешь ценность, делаешь это офлайн, получаешь прибыль, то самые главные усилия лучше приложить в ту точку, которая уже приносит прибыль. Если ты в принципе можешь продать себя, свою голову, знания, навыки, руки, ты продашь их в онлайне.

Но если ты никому не нужен офлайн, то и в онлайне мало кому будешь интересен.

«У вас есть белая блузка? Наденьте ее на следующее собеседование»

Ольга, Екатеринбург

— Гораздо чаще, чем из-за возраста, мы отказываем из-за внешних факторов. Если человек элементарно не может на собеседование прийти в хорошей выглаженной одежде и с чистой головой, если от него неприятно пахнет, то как он будет общаться с клиентами? Это сразу стоп-фактор, значит, работа для него — не приоритет и это неисправимо.

Если кандидат претендует на обслуживание премиальных клиентов и подходит по всем параметрам, мы подсказываем: «Вы же понимаете, что идете на собеседование в команду, где обслуживаются состоятельные клиенты. Для них немаловажно, как вы выглядите с точки зрения эстетики. У вас есть белая блузка? Наденьте ее на следующее собеседование, тогда вы будете более выигрышно смотреться».

Если женщина на собеседование приходит чересчур накрашенная, с блестками на веках или синими тенями, то я точно обращу на это внимание. И возможно, посоветую в следующий раз накраситься менее броско.

А вот с аксессуарами все не так однозначно. На многих форумах «Как покорить работодателя» говорится о том, что хороший, яркий аксессуар может выделить кандидата из сотни остальных. Но не стоит путать понятия «яркий» и «вызывающий».

Точно так же сильнее, чем возраст 40+, может оттолкнуть неправильное резюме. Если ваше резюме размещено, но на собеседования вас не зовут, дело может быть в нем. Сейчас есть много независимых HR-консультантов, которые подскажут, как правильно составить резюме, какую для него сделать фотографию, как убрать лишнее и подчеркнуть свои сильные стороны. Хороший консультант увидит, что мешает выделить из сотен резюме именно твое.

Я часто сталкиваюсь с резюме в десятки страниц, где взрослые люди рассказывают, какие достижения у них были в школе. А мне неинтересно, что с ними было 20-30 лет назад, мне интересно, что с ними сейчас. Или же кандидаты не полностью прописывают свой функционал, не указывают корректное место работы.

Пишите сопроводительное письмо при подаче резюме, очень мало соискателей его пишут. Но если подробно расписать, почему вы откликаетесь именно на эту позицию, почему нравится эта компания, тогда HR, добравшись до резюме, сразу отметит его. В резюме должно быть что-то, что зацепит потенциального работодателя. Рынок соискателей в крупных городах очень конкурентный на позиции, привлекательные по заработной плате. И рекрутер иногда тонет в сотнях резюме, нужно чем-то выделиться, запомниться.

Очень важны фотографии. Не нужно выкладывать свое фото с семьей или девушкой/парнем, на вечеринке в окружении нетрезвых людей, у бассейна.

Броская необычная фотография уместна, только если человек претендует на креативную должность, во всех остальных случаях лучше деловой стиль без лишних деталей.

Еще нужно самостоятельно звонить в отдел кадров после отправления резюме. Инициатива в этом случае не наказуема.

HR-консультант даст и другие советы: подскажет, какие вопросы задают на собеседовании и как на них лучше отвечать. Люди с маленьким опытом собеседований часто теряются, когда им задают простейшие вопросы о функционале. HR-консультанты помогают и поверить в себя, и натаскают кандидата, и помогут ему раскрыться. И если человек серьезно настроен изменить что-то в своей жизни, он будет стараться делать то, что ему советует консультант. И сможет обрести работу мечты.

Если навыки и работа мечты расходятся, значит, надо пойти учиться. Кстати, в центрах занятости сейчас много бесплатного обучения. И это могут быть вполне современные востребованные специальности, например, графический дизайн, SMM-специалист.

Вообще, всем важно следить за тенденциями и постоянно проходить обучение. Раньше был тренд: ты закончил школу, поступил в университет, трудоустроился, у тебя идет карьерный вертикальный стабильный рост. Сегодня человек меняет за жизнь несколько профессий. Одни профессии исчезают, другие появляются, и чтобы быть востребованным, надо постоянно учиться и не бояться изменений.

И самое главное — нужно развивать в себе софт скиллз. Если человек системно и стратегически мыслит, клиентоориентирован, действительно понимает, как важна команда, и готов в нее вкладываться, он будет востребован на любой позиции. Выучить какой-то материал, разобраться в новом направлении можно за месяц, два, три, полгода. А для того, чтобы развить в себе софт скиллз, требуется много времени. Точно так же важно развивать в себе эмоциональный интеллект (EQ). Если EQ на высоком уровне, скорей всего, у человека все получится. Потому что человек с высоким EQ видит и понимает эмоции тех, кто его окружает, ему проще правильно реагировать на них, давать то, что хочет, ждет тот или иной человек.

Любой рекрутер и HR-специалист знает: при собеседовании оцениваются не только компетенции, но и личностные характеристики. Мы стараемся понять, насколько человек впишется в коллектив в целом. Проводим собеседование, задаем вопросы, даем тесты и на основе структурированного интервью уже понимаем: этот человек вольется в коллектив, у него не будет конфликтов, он сможет работать в команде. Больше всего шансов встроиться в уже устоявшуюся систему у людей с высоким EQ.

Фото: pexels.com, freepik.com, shutterstock.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.