Можно ли сегодня жить по-христиански? Вопросы о семейной жизни

Интервью архимандрита Алексия (Поликарпова) журналу Славянка. Часть 2.

Наша жизнь протекает в том времени, которое назначил ей Господь. Это время – Божия данность, и мы не властны сменить его на другое. В нем должны мы пройти свой путь спасения. Как, имея целью ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА, можно и должно нам использовать время века нынешнего? Об этом мы сегодня беседуем с наместником Данилова Ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандритом Алексием (Поликарповым).

В современном мире развод стал привычным решением неудачно сложившейся семейной жизни. Церковь всегда стояла на страже семьи, и негативно относилась к разводу. Но стоит ли продолжать семейную жизнь, если оба супруга, как говорится, терпеть друг друга не могут?

То, что они терпеть, друг друга не могут, не означает, что они друг другу не подходят. А только то, что у них нет терпения. Это не мотивация для развода. Ну, предположим, они развелись. Она не терпела Петю, а потом выйдет за Ваню – теперь его нужно терпеть. Сможет она? Вопрос. И вопрос большой. Оно так и случается: по нескольку раз на одни и те же грабли наступают.

Христианин или христианка, прежде всего, должны обратить свое внимание на себя. Бороться со своими недостатками, изживать свои страсти, чаше бывать на исповеди. Призывать на помощь Бога. И стараться, с Божией помощью, сохранить семью, Но это труд, И серьезный труд.

Конечно, если человек вступает в брак только для того, чтобы получать удовольствия, то когда эти удовольствия, по тем или иным причинам, кончаются, он уже видит свое пребывание в семье бессмысленным. Да и само бытие его семьи кажется ему бессмысленным. Но это не по-христиански. Христианин знает, что вступает в брак не только для радостей. И не только утешение он будет иметь в семье. Брак – это крест. Крест жизни вдвоем, крест смирения перед своей половиной, крест терпения ее недостатков. Православные супруги несут свой крест и идут во след Христа.

В чем Вы видите основную проблему современной семьи?

Именно в недостатке терпения. В том, что нет привычки уступить, промолчать. Поучать и обличать своих домашних можно и нужно, но с любовью к ним, со снисхождением к их слабости. И здесь не так важно правильное слово, как удачно выбранное для него время.

В правильной православной семье, обычно, главой бывает муж. Но что делать, если по жизненным обстоятельствам или по характеру, жена генерал, а муж рядовой?

Если воспользоваться этим сравнением, то замечу, что генерала без армии, состоящей из рядовых, быть не может. Если в семье «генерал» командует, а «армия» подчиняется и все довольны друг другом то такая семья живет и благоденствует. Но жена, при своем «генеральстве», должна иметь к мужу снисхождение и любовь, а он, в свою очередь, ценить жену за то, что она взяла на себя какие-то его хлопоты и проблемы. Хот и при таком положении она должна помнить, что глава семьи, все-таки муж. И в жизни могут быть, даже обязательно будут, ситуации, когда ей придется ему подчинился.

А если в такой семье муж, не имея каких-то талантов, не имея твердости, а, прежде всего, не имея мудрости христианской, будет время от времени спрашивать: «Кто в доме хозяин?», да еще кулаком по столу… Но при этом он ни жизнью своей, ни мудрым поведением, ни делами не может показать, что он действительно хозяин. Тогда, что ж, супругам остается одно терпеть друг друга. И все.

Скажите, есть ли особенности поведения женщины в храме?

В Русской Православной Церкви принято, чтобы девушки и женщины приходили на богослужения в скромной одежде, прикрывающей все ее тело, с покрытой головой и без косметики. В некоторых храмах женщины стоят слева, а мужчины справа. Этот обычай особо уместен во время поклонов. Конечно, сейчас на Западе, да и у нас иногда в храм приходят женщины в брюках и без платка… Но наша традиция кажется мне целомудренней, чище. Она, можно сказать, освящена десятью веками христианства на Руси. Мы основываем ее на словах Апостола, что украшение женщины не внешнее « Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Петр 3,1-4).

И здесь есть повод сказать еще об одной особенности поведении христианки в храме: о молчании. Порой на службу приходит женщина не соответствующе одетая. По неведению, или оттого, что у нее сложился такой особый взгляд на себя и она по-другому одеться не может. А на нее из-за этого шикают, грубо одергивают, случается, и прогоняют. Вот такое активное «благочестие» некоторых церковных прихожанок, конечно, неуместно. Тут как раз можно вспомнить апостольскую заповедь: Жены ваши в церквах да молчат ( 1 Кор. 14, 34).

А как относиться к женским брюкам? Можно или нельзя?

Если отвечать можно или нельзя, то необходимо указать, где об этом сказано. А о женских брюках нигде не сказано. В Священном Писании упоминается лишь, что женщина не может носить мужскую одежду. Но по тому времени брюк не носили ни женщины, ни мужчины. Однако в народных костюмах христианских стран женских брюк мы нигде не встретим. Русская традиция тоже представляет женщину в юбке или платье, зачем ее ломать?

Но если какая-то женщина хочет отстоять свое право на брюки… Что ж, пожалуйста. И в храм, если иначе не может, пусть, приходит в привычной одежде. Но пусть приходит. А там, со временем, ее сознание будет меняться, и она увидит, что хорошо, а что неуместно.

Насколько дети должны слушаться родителей, и до какого возраста?

Дети должны слушаться своих родителей всегда, а насколько?.. Младенца, конечно, никто не спрашивает: его пеленают, упаковывают, распаковывают. Он может выражать свое неудовольствие, но мама на это мало обращает внимания. Но постепенно дитя растет, и вместе с тем растет его послушание. Послушание должно быть основано на любви. И потому оно зависит как от детей, так и от родителей.

Иногда, в больших семьях, где есть уже совсем взрослые дети и старички-родители, родители все свои заботы и дела перекладывают на детей. А дети всем занимаются и обо всем заботятся. Кормят, поят, холят и покоят родителей. И если такие взрослые дети уважают себя, уважают своих родителей, то они слушают их всегда. И слово родителей для них бывает значимо, серьезно и важно. В любом возрасте.

Бывает, к примеру, совсем старенький папа, уже может быть, несколько не в себе, скажет сыночку: «Ты уж там помедленнее». А любящий сын прислушается: «Почему это помедленнее? Может помедленнее и лучше?» И станет помедленнее свое дело какое-то делать. А там, глядишь — оно и хорошо вышло.

Как защитить ребенка от негативной информации, которую он может получить в школе от других детей или даже от педагога?

Хорошо, когда ребенок дружит со своими родителями. Придет из школы и все им расскажет. Тогда они смогут предостеречь его.

Отправляя ребенка в школу, мама должна обязательно молиться, чтобы Господь хранил ее дитя. Послал Ангела мирна, который охранял бы его. Мама должна благословить ребенка, чтобы его головка была вместилищем добрых знаний, чтобы он был благонравным. И не просто говорить: нельзя этого или то-то делать. Он уже, наверное, знает эту памятку наизусть. А вот так помолиться… Вместе с ним, может быть. От сердца прочитать краткую молитовку, чтобы Господь услышал и маму и ребенка. Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18, 19).

Как относиться к так называемому гражданскому, то есть не зарегистрированному браку?

Негативно. Мы знаем, что юноша и девушка не должны иметь физической близости до церковного брака. А венчать мы можем только после гражданской регистрации. Так что сначала регистрироваться, потом венчаться, и это будет семья.

Частая история. Девушка полюбила молодого человека. Хорошего, но неверующего. Ей кажется, что в браке она сможет привести его к вере. Насколько это реально, на Ваш взгляд?

Все надо решать до брака. А когда уже в браке идет выяснение отношений, тем более на религиозной, духовной почве, на почве веры, то это очень непросто. Конечно, случается, что человек в этом смысле растет, глядя на свою половину. Но лучше, если это совершается до брака, когда, кажется, сломаны все копья, кажется, выяснены все вопросы, узнаны характеры друг друга. Тогда: «Господь, благословит»!

Если он хороший человек, и она видит свое счастье только с ним, и не видит для себя никаких препятствий, тогда уж поздно и совета спрашивать. Только вот говорят: замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть. Я знаю одну женщину, сейчас она уже пожилая, а когда была помоложе, с горечью говорила: “У меня с мужем нет ни одного разделенного таинства, кроме Таинства Брака». Она из церковной семьи, верующая, и, видимо, в свое время он пошел ей навстречу и они повенчались. Но и нее. Духовной общности у них не было. И ей это было горько.

Есть еще слова Апостола, что мужья, не покоряющиеся слову, могут быть приобретены для Церкви повиновением и житием жен своих… когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1-2). Можно на них основать (.вое упование. Но тогда верующей жене нужно неукоснительно являть в семье это богобоязненное житие. Быть послушной, не возноситься, не пилить постоянно мужа за то, в чем он не прав. Молиться о нем, во всем быть примером христианской жизни: верности, любви и согласия. Тогда, возможно, и муж последует за ней.

И последний вопрос. Что бы Вы пожелали читательницам «Славянки»?

Мира и благоговения пред Господом, Тогда и от Господа будет благоволение и снисхождение к нашим немощам. Будет благоговение будет и благоволение. Еще, чтобы они были не только читательницами «Славянки», но и православными христианками.

см. также:

Можно ли сегодня жить по-христиански?

По-разному люди приходят в Церковь. Кто-то пришел по велению сердца. А кто-то пережив жизненную трагедию, потеряв близких. Если человек чувствует, что близкие нуждаются в его молитвах, а ему самому необходимо утешение, он идет в храм. Кто-то приходит по велению ума. Ум запросил возвышенных истин, и человек, разобравшись в себе, в своей жизни, приходит в церковь, чтобы найти доказательства своим мыслям.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Власти приступили к болезненной реформе в темпе блицкрига и без обсуждения
Педиатр Сергей Бутрий о том, чем опасен синдром встряхнутого младенца
И недоумевают, если мужчину с ребенком называют звездой

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: