«Мы
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Первый день в школе показался ребенку скучным, а его папа изнывал от тоски во время обеда с коллегами. Есть ли универсальные способы борьбы со скукой, которые подойдут и детям, и взрослым? Их называет учитель Кевин Гари во время выступления на TED Talks. И это вовсе не смартфон!

Кевин Гари

«Папа, в школе скучно»

Никогда не забуду первый день сына в школе. Лукасу было пять лет, он был так взволнован. Поехал на автобусе, и мы волновались за него.

Никогда не забуду, как я пришел домой и мне не терпелось спросить: «Как все прошло?» А Лукас ответил: «Папа, мне надоело слушать о правилах поведения».

Его ответ позабавил меня, но заставил задуматься. Позабавил, потому что я подумал: «Боже, ведь тебе всю жизнь придется иметь дело с подобными правилами». Забавно еще и потому, что наглядно показало, как школы и учреждения могут просто изнурять нас своей бюрократией и однотипными правилами. Но это и расстроило, потому что это был его первый день в школе и в тот же день он понял, что в школе скучно. 

Однако ему придется научиться справляться со скукой. Это то, с чем мы все учимся справляться. Скука — общая и знакомая проблема. На первый взгляд она кажется тривиальной проблемой. Если вам скучно, найдите что-нибудь интересное, переходите к следующему. Но на самом деле я докажу, что все гораздо сложнее. И это требует нашего внимания. Я хочу предложить три вывода о том, как справиться со скукой.

В школах скука создает большую проблему. Подавляющее большинство старшеклассников говорят, что им скучно в школе. И это проблема, потому что, когда ученикам скучно в школе, они теряют интерес, не могут сосредоточиться. И начинают плохо себя вести. Я был учителем в средней школе, и если мои ученики скучали, я цепенел, потому что у меня могли быть проблемы. Это могло обернуться катастрофой. 

И если ученики из года в год скучают, в конце концов они просто бросают учебу и вообще уходят из школы.

Но скука бывает проблемой не только в школах. Есть несколько тревожных зависимостей, связанных со скукой. Когда нам скучно, мы больше пьем, слишком много едим, тратим слишком много денег, покупаем то, что нам не нужно. Существуют целые отрасли, созданные, чтобы тешить скуку. 

Когда нам скучно, мы слушаем друзей и знакомых лишь наполовину. Или просто впустую проводим время. Я подсчитал, что если бы я мог вернуть 10 000 часов, потраченных на Тетрис, и посвятить их игре на гитаре, я бы стал профессиональным музыкантом. Это была шутка.

Избежать или смириться?

Скука представляет нечто, в чем нам нужно разобраться, и нам стоит относиться к ней объективно. Мне наскучил этот учитель, мне скучна книга, которую я читаю, или тот, с кем я говорю. И скука склонна определять вещи и влечет за собой осуждение и высокомерие. Это скучный человек, это скучная книга. 

Но, по правде говоря, скука и объективна, и субъективна. На самом деле мы выносим суждение, решая, скучно ли что-то или нет. Ведь мы знаем, что то, что скучно одному человеку, вполне может быть очень интересно другому.

В этом отношении скука создает любопытное и запутанное настроение. Что же с ней делать? Это как огни на приборной панели: когда вы в машине и включаете зажигание, вы видите указания очень четко. Пополнить бензин, залить масло, накачать колеса. 

Проблема со скукой в том, что она длится и не дает четкого указания. Мы не уверены, что с этим делать, и долгое время мы даже не замечаем огней скуки, потому что она постоянно горит. Она как бы мигает, а затем превращается в белый шум, и мы с этим справляемся. Мы справляемся, даже не осознавая этого.

Изо дня в день мы постоянно уходим от скучных вещей к интересным. И как мы это делаем? 

Есть два основных способа борьбы с этим тревожным состоянием настроения. Во-первых, избегать этого. Если я впадаю в скуку, то первым делом задаюсь вопросом: как мне из нее выбраться? Я могу физически выбраться или что я делаю? Я мечтаю наяву. Или в большинстве случаев мы проверяем наши телефоны. Наши телефоны, сложные устройства, развеивающие скуку.

И мы избегаем скуки, потому что это действительно больно.

Боль скуки изучали в недавнем исследовании Университета Вирджинии. Они попросили испытуемых войти в комнату и просто поразмышлять в течение 15 минут. А это люди в возрасте от 18 до 70 лет. Они могли делать это или же поместить палец в аппарат и получить болезненный удар током. Результаты исследования просто шокировали: 30% женщин и 60% мужчин предпочли получить удар током, а не сидеть и размышлять в течение 15 минут. Все это говорит о том, что мы предпочли бы физическую боль боли, вызванной скукой, многие из нас. И типичный способ справиться с ней: избежать ее, не задумываясь. Это происходит автоматически.

Другая стратегия — смирение. Может, вы слышали, как взрослые говорят детям, когда те жалуются на скуку: «Такова жизнь. Привыкай к этому». Итак, идея в том, что нужно скуку просто пережить. Просто нужно через это пройти. 

Я учу учителей, и мне повезло общаться с учителями разных классов. И я был в невероятных местах, где преподают динамично, увлекательно и содержательно. Если там есть скука, она проходит. Ученики умеют хорошо с этим справляться. Но иногда я попадаю на занятия, и они скучные. И обычно в этих классах ученики плохо себя ведут, и это вполне понятно. И я бы сказал, что иногда даже уместно дать учителю узнать, что ему нужно что-то изменить.

Но иногда я посещаю скучные занятия, а ученики не ведут себя плохо. Несколько лет назад я был на занятии в седьмом классе, и ученики должны были скопировать презентацию, слово в слово, за 45 минут. Я чуть не умер со скуки. Я повернулся к ученику рядом со мной и спросил: «Вот так вы и занимаетесь?» И он ответил: «Каждый день». И меня поразило, что ученики были послушны. Они были покладисты. Я ожидал и даже надеялся на протест или сопротивление. 

Я подумал, что этого учителя нужно наказать за такой скучный урок. Но вместо этого ученики оставались пассивны. Они просто смирились.

Когда мои дети были младше, они жаловались: «Папа, мне так скучно, нечем заняться». И в этом заявлении есть два момента. Во-первых, недостаток воображения. «Мне так скучно, что я не могу найти стоящее занятие». Это смирение. А во-вторых, отсутствие действия. «Мне так скучно, и я ничего не могу сделать, чтобы выбраться из этого».

Так что мы одновременно смиряемся и избегаем. Это две распространенные стратегии, которые мы используем, даже не осознавая этого. 

3 способа борьбы со скукой

После колледжа я жил в Чикаго в доме с тремя учителями. С одним из моих соседей по комнате, Марком, я познакомился в первый же день и сразу решил, что он весьма скучный. Он долго высказывал свою точку зрения, и я решил ограничить время, которое я провожу с Марком. Я собирался его избегать. 

Но мы жили вместе. Я каждый день виделся с Марком. У нас была общая ванная. Каждый день после школы мы говорили о преподавании. И я обнаружил, что на самом деле Марк был очень вдумчивым учителем. Он был творческим учителем, учителем-новатором. И он пытался не только улучшить учителя в себе, но и улучшить себя самого. И он постоянно думал о работе и жизни и находил правильный баланс. 

Со временем я понял, что Марк не скучный. На самом деле он мудрый. И по сей день он мой дорогой друг. А мое первое суждение о Марке как о скучном человеке было совершенно неверным. Настроение давало мне информацию, которую я считывал неверно.

Вторая история из моего первого года преподавания в средней школе. В первый год очень тяжело работать, и ты как бы ищешь убежище и утешение. Я нашел группу учителей, с которыми можно было пообедать и пойти куда-нибудь в перерыв. Но в итоге беседы превращались в сеансы нытья и жалоб, изо дня в день. И мы обычно жаловались на начальников. Они были нашей главной мишенью, особенно те, которые не преподавали. Второй причиной жалоб были трудные ученики или родители, и день за днем мы были в этой петле негатива. Как будто мы застряли в первой части фильма «День сурка», бесконечный повтор. 

И в конце концов мне просто наскучили эти разговоры. И я ушел. Я начал обедать в своем классе, один. Но скоро я нашел и других учителей, которые также старались избежать «культуры жалоб», которая вызывает привыкание. Они говорили о книгах, которые им нравятся, увлечениях и хобби, или классных идеях в преподавании. И эти беседы показались мне очень интересными. Кроме того, они укрепляли. У меня вновь поднималось настроение, с ним я возвращался в класс.

Скуке нельзя доверять. Мы склонны доверять скуке. Выносим неявное суждение о чем-то или ком-то и решаем, что это скучно. А это высокомерно, предвзято и часто ошибочно. Нужно внимательно присмотреться и убедиться, что, возможно, там есть что-то стоящее, и обратить внимание. Так что, во-первых, не доверяйте скуке.

Нам нужно беречь свое внимание. Скучающий ум склонен отвлекаться, перескакивать с одного на другое. Он хочет отвлечься. И когда мы думаем о том, что нам дорого, о друзьях, о чем-то, в чем мы пытаемся преуспеть, или о любимом хобби, на все это может посягнуть скука. Это приходит. И если мы находимся в среде, где нас легко отвлечь, скука возьмет верх над нами.

Нужно говорить о скуке. У нас всех есть свои способы борьбы с ней. Нам нужно ими делиться. Один великий писатель в 1980-х годах описал нашу современную жизнь как изощренную схему избавления от скуки. Если мы будем размышлять над этим и думать об этом, мы можем поставить скуку на место и сосредоточить внимание на том, что мы любим и чем дорожим.

Источник
Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.