Кажется, Достоевский когда-то сказал: не судите народ по тому, каков он есть, но по тому, каковы его идеалы, каким он хочет быть. И действительно, сонм русских святых с необычайным разнообразием красок, со всей широтой палитры святости запечатлел в сознании русского человека то самое небо, к которому веками стремится загадочная русская душа.

Ведь небо духовное – это не какое-то место в пространстве, но, прежде всего, состояние духа, души и тела, преображённых и освящённых Божественной благодатью.

За всей нашей внешней расхлябанностью и безалаберщиной тлеет этот живой и святой огонёк правды Божией.

Понимание и чувствование этой правды в русском народе, несмотря на всю его кажущуюся убогость, всё же очевидно. И одна из причин, почему это чувство правды ещё живёт в душах, заключается в неотделимости нас – живущих здесь и сейчас, живущих грешно и бестолково – от тех, кто эту свою бестолковость сумел Божьей милостью и собственными потами, слезами, а зачастую и кровью преодолеть.

Мы связаны с нашими святыми в один народ. И они, святые, как бы составляют его духовную, высшую часть, без которой мы, душевно-телесные, прожить по-человечески полноценно не сможем.

Много было говорено о наивной доверчивости русской души. И это правда, и даже при всей хитрости, лукавстве и жестокости порой – всё равно народ наш остаётся доверчивым.

И вот что примечательно: самое основание этой доверчивости есть стремление к правде так, что даже в самых страшных своих падениях и заблуждениях народ именно обманывается тем или иным подобием правды и именно этим подобием его только и можно увлечь, но уж никак не вопросом расчёта, выгоды или прибытка.

И вот эта национальная наша черта – искание самой последней и запредельной истины — и приводила тысячи тысяч наших соотечественников ко Христу, составляя тот единый народ, который мы называем сегодня Святой Русью.

И вот что удивительно – ведь нет, кажется, национальности, не представленной в этой палитре русской святости, но какой-то особенный дух сплотил их всех в единый народ, в единую общность.

Тут вспоминаются слова Писания о том, что Дух один, а даров много. Вот, может быть, русская святость – это какой-то особенный, едва ли объяснимый, но явственный и ощутимый дар Святого Духа.

Дар, объединяющих разных святых в одну общность и даже связывающий их с нами — бестолковыми грешниками, пока мы сами не отрываемся от этого святого единства упрямством своей греховной воли, и тогда уж действительно перестаём быть русскими, лишаемся этого благодатного дара.

Кажется, нет такой сферы деятельности, такого характера, который бы не был представлен в сонме русских святых. Не оттого ли у нас столько простодушных верований, что тот святой помогает в одних делах, а этот — в иных…

Конечно, во всём этом «регламенте» есть несомненный перегиб, но всё-таки отчасти может быть это ещё одно свидетельство – сколь разными были наши святые и сколь в разных они преуспели борениях и опытах, пусть даже житейских, сколь в разных обстоятельствах был закалён их духовный характер, потому что и посредством житейских дел, житейской опытности многие стяжали свою меру смирения, терпения и любви….

Как говорится в Священном Писании – тот, кто был искушен сам, может и искушаемым помочь. Вот и помогают святые попавшим в ту или иную беду, столкнувшимся с той или иной напастью, помогают, может быть, даже в связи со своим земным, конкретным опытом, и душа народная эту помощь чувствует и различает, пусть даже и чересчур конкретизируя.

Много мы знаем разговоров и пересказов, даже со слов тех недавних наших соотечественников, которые теперь уже примкнули к сонму святых, о том, что Русь помилована будет Богом, несмотря на все её падения и окаянства…

Да и сейчас ведь милость эта очевидна уже – молитвами и заступничеством наших святых, из которых мы только малую толику знаем по имени и по истории жизни. А сколько их – безвестно канувших, но сияющих подобно звёздам на небосклоне Святой Руси!

Ведь все они продолжают ходатайствовать о нас, участвовать в нашей жизни, и если посмотришь на реальность нашего повального и страшного одичания, то именно понимаешь, что не погибли мы окончательно, не исчезли как народ с лица земли именно чудом, милостью Божией и молитвами наших святых, которые своей кровью, мучениями и слезами исходатайствовали у Господа право болезновать о нас – унылых и погибающих.

И пусть многим кажется безнадёжным будущее нашего народа, но сила Божия именно в немощи совершается, и за всей нашей непутёвостью стоит-таки эта неистребимая любовь к правде, любовь, которую возгревают в нас, несомненно, ходатайства и воздыхания наших духовных сродников – всех святых, в земле Российской просиявших.

И мы верим, что даже вопреки «здравому» смыслу и «очевидной» логике народ наш не погибнет, но потихоньку придёт в себя, очистится от скверны, воспрянет от сна и духовного нечувствия и в согласии, единодушии со святыми своими предками продолжит тот добрый путь, который обозначен Богом.

Фото: olgadarbi, photosight.ru

Фото: olgadarbi, photosight.ru

А путь этот один – домой, в Царствие Божие, в Царство правды, красоты и любви, без которых никогда не хотел и не мог жить русский народ.

Читайте также:

День всех святых, в земле Российской просиявших. Вся История Церкви — это история гонений

Святые земли Российской — неожиданные судьбы

Кто становится святым?

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.